Общепит

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Пекарни процветают, бары уходят — примерно так выглядит общероссийский срез заведений по данным 2ГИС за 2020 год. Правда, это исследование не всегда в цифрах совпадает с официальными данными от местных властей, так как методики подсчета — разные. Мы решили сравнить показатели, чтобы понять: в тренде ли Челябинск?

Мы уже писали, как в Челябинске работает система доставки еды — опираясь на исследование картографической компании, которое показало, что в городах-миллионниках в 2020 году количество заведений общепита, которые начали доставлять готовые блюда сами или с помощью внешних сервисов, выросло на 123% (в нашем городе — 68%). На этот раз мы исследуем, как в целом изменился общепит, опять используя данные сервиса 2ГИС, а также городского Управления по торговле и услугам.

Итак, за 2020 год в Челябинске, по данным местных властей, сократилось количество точек общепита в открытой сети: с 933 на 1 января прошлого года до 874 на начало 2021-го — минус 59. При этом самое больше падение показали:

  • кафе — 239 вместо 278;
  • бары — 92 вместо 116;
  • закусочные — 93 вместо 120.

А вот ощутимый рост зафиксирован в следующих сегментах:

  • кофейни — 31 вместо 22;
  • предприятия быстрого обслуживания — 48 вместо 35.

— В целом мы видим сокращение количества заведений, но все же по отдельным позициям есть хороший рост. Кроме того, в 2020 году заведения активно открывались и, по понятным причинам, закрывались — например, в Челябинске появилось 8 новых ресторанов, но по итогам года их стало на один меньше (среди закрывшихся — «Штолль», «Белый кролик», «Имбирь» — прим. редакции). На рынке шла заметная ротация, — комментирует Елена Кириллова, главный специалист отдела организации торговли и услуг городского Управления.

Пекарни показали хороший рост во всех миллионниках в 2020 году

Как говорится в исследовании 2ГИС, по итогам 2020 года в крупнейших городах России замедлился рост сферы общественного питания — число заведений выросло всего на 8,9%, хотя годом ранее рынок вырос почти на треть. Тем не менее, некоторые сегменты следовали изменившимся привычкам горожан и заметно подросли: лучшую динамику по открытию новых заведений в 2020 году показали суши-бары (+35%), пекарни (+30,5%) и пиццерии (+22,2%).

Пекарни впервые оказались в тройке лидеров роста, отмечают в 2ГИС.

Если смотреть на данные Управления по торговле и услугам Челябинска, то количество магазинов кулинарии (именно в этом качестве учитываются пекарни в данной статистике) по итогам 2020 года незначительно снизилось — 116 вместо 119. Однако есть нюанс: пекарни при торговых залах в этой сводке не учитываются. «Сейчас очень популярны небольшие пекарни в сетевых магазинах, этот сегмент активно развивается. Так что таких точек в городе может быть действительно гораздо больше, чем указано в наших сводных данных», — уточняет Елена Кириллова.

В исследовании 2ГИС также указаны и аутсайдеры российского рынка общепита по итогам прошлого года: бары. Заведениям этого формата 2020-й дался сложнее остальных — в крупнейших городах страны их стало меньше на 1,19%. Челябинск — в тренде: как указано выше, баров нашем городе за 12 месяцев стало меньше на 24, что, в принципе, довольно ожидаемо: ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, сильнее всего ударили по питейно-развлекательным заведениям.

Бары, по данным 2ГИС, стали единственным сегментом общепита, просевшем в прошлом году

Люди стали больше есть мучного, чаще сидеть дома — вспомним про растущую доставку — и реже выпивать и танцевать в барах. По данным уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области, всего в регионе в 2020 году закрылось около 200 кафе и ресторанов. Сегодня общепит пытается преодолеть целый ряд проблем: кадровый голод, невозможность вести полноценную работу, отсутствие прибыли, трудности с выплатой зарплаты, перечислением страховых взносов, оплатой арендных и коммунальных платежей, проблемы с поставками продуктов и ощутимым оттоком посетителей.

— Если мы хотим сохранить отрасль, то нужно говорить не об отсрочке обязательных платежей, а об амнистии по всем налогам и сборам (включая штрафы и пени) за 2020 год и первое полугодие 2021 года, — комментирует Александр Гончаров. — Вместе с тем необходимо отсрочить арендные платежи за государственное и муниципальное имущество, в том числе и земельные участки, ввести федеральный мораторий на повышение кадастровой стоимости. Кроме того, в регионе нужно развивать туризм, тогда общепит, как сопутствующая отрасль, получит новый импульс для развития.

«Subway продаем, но ни в рынке, ни в Челябинске не разочаровались»

Счастье есть?

Рынок общепита в Челябинске сокращается, но при этом крупные сетевые игроки чувствуют себя относительно уверенно

Евгений Левит:

«На восьмое марта остались без корпоративов»

Смена вкусов.

Челябинским рестораторам уготован непростой год

Мнение

Интервью

Популярное