Остановите — а то потом не выйти

Крик души человека, которого достали гонщики на самокатах и велосипедах

Андрей Ткаченко

На прошлой неделе я крепчайшим русским языком обложила двух подростков. На всю улицу. И мне ни капли не стыдно. Меня беспокоит только то, что те самые подростки меня даже не услышали.

Впрочем, начнем чуть издалека.

Итак, я человек нервный и местами злой. Возможно, потому, что мне не очень подходит данная местность — климат там всякий, давление атмосферное, частота магнитных бурь и так далее. Однако, несмотря на всякие несовпадения, в Челябинске я сносно существую уже 36 лет и переезжать, даже в родной регион, пока не планирую. Поэтому стараюсь свыкнуться с тем, что имею.

И должна сказать прямо и от души: то, что происходит с этим городом последние четыре года, не может не радовать. Утверждать, что Челябинск не меняется к лучшему, может только слепой.

Да, я сейчас и про набережные, и про гастропарки, и про ухоженные дворы и новые дороги, и про все остальное. Я живу в центре города и очень довольна своими ежедневными маршрутами от дома до работы и по всяким делам, рабочим и личным.

Но, к сожалению, ни одна модная тротуарная плитка без фаски, ни одна эргономичная скамейка из дерева и ни один газон с пышными многолетниками не может изменить главного: поведения граждан, этими самыми общественными пространствами пользующихся.

Скажите, пожалуйста: с чьей легкой руки, каких урбанистов и прочих деятелей, кто-то решил, что тротуары — это место для электросамокатчиков и велосипедистов?

Грубейшее нарушение правил — пересечение проезжей части по пешеходному переходу, не спешившись

Я работаю в новостях уже очень давно и знаю, с какой примерно регулярностью повторяются истории о том, что автомобиль вылетел с проезжей части и врезался в остановку или сбил кого-то на тротуаре. Часто: раз 5-7 за год. И это я сейчас про тяжелые случаи, подробно освещаемые в СМИ. Из этого делается простой вывод: каждый, кто подходит близко к проезжей части, потенциально рискует оказаться на том свете. Да, так бывает — водители не справляются с управлением, либо засыпают за рулем, либо ездят пьяные. Это данность — стопроцентной безопасности не существует, даже если ты просто идешь по своим делам, никого не трогая.

Так вот: с какой радости пешеходов еще и начали пугать, поджимать и калечить там, где их законная зона передвижения — на тротуарах???

Я знаю ПДД, да. Более того, наше издание очень подробно разбиралось в этом вопросе — в апреле этого года вышел материал: «Электросамокаты вернулись на улицы Челябинска — к чему готовиться горожанам?». Спойлер: да ни к чему хорошему. Травмы рискуют получит как сами электронаездники, так и те, кому не посчастливилось оказаться у них на пути. Да, допустим, те же самокаты от Whoosh маломощные и не едут быстрее 25 км/ч. А в зонах снижения лимита автоматически снижают скорость до 10-15 км/ч. Но позвольте — а кто сказал, что, во-первых, скорость в 15 километров в час в момент столкновения с мирно идущим по делам человеческим телом окажется невредной для последнего; во-вторых — с чего защитники этого вида транспорта решили, что вредит и нервирует только непосредственно само столкновение?..

Человек на самокате считается пешеходом лишь при определенной — низкой — мощности устройства

На прошлой неделе меня трижды (!!!) чуть не сбили добрые молодцы на этих желтеньких машинках на колесиках. Заметьте, я при этом двигалась по тротуару. Не по набережной, не по Алому полю, через которое ежедневно хожу на работу, не по бору или парку, в которых еженедельно гуляю... По тротуару — неширокой полосе асфальта между зданиями и проезжей частью. Полосе, предназначенной для пешеходов и колясок (инвалидов, младенцев).

Более того — ровно с того момента как всякие урбанисты провозгласили самокаты новой эрой в развитии пользования средствами индивидуальной мобильности, отовсюду повылазили и велосипедисты. И вылезли они на тротуары! Не на крайние правые полосы на проезжей части, не на велодорожки — а туда, где пешеходы.

Я в курсе, что велостратегия в нашем городе находится только в стадии зарождения: в настоящий момент специалистами при участии горадминистрации разработаны этапы развития инфраструктуры на каждый год, а также заложен сценарий на перспективу. Это сама по себе прекрасная новость — но значит ли это, что подросткам можно теперь, в ожидании этой самой инфраструктуры, активно тренироваться на тротуарах, подрезая стариков, детей, беременных женщин, давя собак и кошек? Да-да, вы правильно поняли: в начале статьи я упомянула про свое крайне непедагогичное поведение по отношению к двум явно несовершеннолетним. Один из них чуть не столкнул меня под колеса автомобилей, летя к прекрасному будущему на арендованном самокате; второго — чуть не столкнула я сама: он врезался в мою отведенную для снятия солнечных очков руку, когда я стояла на трамвайной остановке возле Исторического музея. Парню повезло: если бы мне, к примеру, вздумалось сделать шаг в сторону, то беспечный ездок, столкнувшись с препятствием в виде не самого тощего женского корпуса, точно слетел бы с тротуара и попал в лучшем случае на капот какой-нибудь машине. Ну и надо ли говорить, что когда я, испуганная, растерянная и злая, выражала свое негодование на всю улицу, виновников этого уже и след простыл? Они даже не остановились.

Курьеры часто пользуются электросамокатами или велосипедами. И гоняют быстро

Я не буду давать ссылки на невеселые новости, но можете ради интереса задать поисковику запрос вроде «конфликт жалоба электросамокаты». Появится примерно вот что:

  • В Челябинске женщина ударила по голове 6-летнюю девочку, которая врезалась в нее на электросамокате
  • Сервис жалоб на электросамокаты за два месяца принял от жителей Петербурга около 500 обращений
  • Суд приговорил тюменца Вячеслава Воронова, который в состоянии алкогольного опьянения управлял электросамокатом, к лишению свободы сроком на один год условно

Последняя новость, кстати, обнадеживает. «В декабре 2021 года тюменец, находясь в состоянии опьянения после новогоднего корпоратива, поехал в аптеку на электросамокате, который согласно положениям ПДД является механическим транспортным средством и приравнивается к мопедам (категория транспортных средств „М“), — сообщает пресс-служба тюменской прокуратуры. — Нарушитель был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Состояние опьянения мужчины было установлено на месте и подтверждено медицинским освидетельствованием».

Таким образом суд признал самокат собратом мопеда (категория М). А это интересное решение, так как ГИБДД придерживается следующей схемы: если мощность самоката меньше 250 Ватт, то пользователь является пешеходом, если больше — водителем мопеда или мотоцикла. И, в целом, единой позиции тут нет.

Впрочем, подчеркну: речь даже и не о том, сколько горя и вреда может причинить неумелый водитель самоката (или велосипеда) — трезвый ли, пьяный ли, неважно. Я возмущена в первую очередь тем, что теперь не могу спокойно пешком передвигаться по городу — который совсем недавно наконец-то, кажется, начал становиться комфортным!

Я иду по прекрасному парку, или спешу на транспорт, или прогуливаюсь по Кировке — и повсюду то и дело меня подрезает стайка на великах или самокатах или гордые гонщики-одиночки. Толкают, задевают, в лучшем случае — звенят над ухом или кричат: «Отойдите!» То есть теперь я не чувствую себя в безопасности нигде на улицах нашего города. НИГДЕ, понимаете?

Все ли самокатчики умеют мастерски лавировать между пешеходами? Да еще на большой скорости?

Что происходит с человеком, когда он на улицах не чувствует себя в безопасности? Он звереет. Это нормальная биологическая реакция на раздражитель — убежать либо обезвредить и устранить. И мне бы очень не хотелось, чтобы наш наконец-то комфортный Челябинск, да и другие мегаполисы ухудшали городскую среду путем потакания прокатным фирмам, которые просто собирают на новой моде неплохие деньги. На тротуарах не должно быть ни электросамокатов, ни велосипедистов, тем более несовершеннолетних. Должны быть ограничения не только по скорости, но и возрасту и маршрутам. Специальные дорожки, обширные пространства в зонах отдыха с хорошим покрытием — пожалуйста, ездите на здоровье. Я сама очень люблю велосипед и пару раз пользовалась самокатом. Но мне в голову не придет ездить на них так, чтобы оказаться героиней пресс-релиза областной прокуратуры. Чего и никому не желаю.