Городская среда

Мария Филатова

В Челябинской области автобусные перевозки столкнулись с активным натиском так называемого карпулинга. Речь идет об онлайн-сервисах по транспортировке пассажиров. До открытого противостояния — прокалывания шин и угроз — дело не доходит. Но конкуренция нарастает. А что делать пассажиру?

Вокзал — покупка билетов — поездка. В советское время и инфраструктура, и перевозчики принадлежали одному собственнику — государству. Пассажирские автотранспортные предприятия (ПАТП) были операторами одновременно и услуг автовокзала, и самих перевозок. Билеты продавали в офлайне, с перевозчиков брали комиссию за услуги по продаже билетов и доступ к инфраструктуре. Монополия рухнула со сменой непосредственно модели осуществления междугородных перевозок: как автовокзалы, так и транспортные предприятия сейчас все чаще находятся в частных руках. Плюс свою лепту внесло развитие онлайн-сервисов — «BlaBlaCar», «Яндекс. Автобусы», «Автовокзалы. ру», «Туту. ру».

Автовокзал «Центральный». Выстроилась очередь на покупку билета в кассе

Пока «цифра» на перевозки наступает умеренно: автобусный пассажир все еще более консервативен, нежели, например, в авиаотрасли. Сейчас доля онлайн-продаж билетов на междугородние автобусы в среднем по стране не превышает 5% (в сравнении, онлайн-продажи авиабилетов близки к 70%). В Челябинске билеты на автобусы через сайты и мобильные приложения покупают лишь 10-11% пассажиров. Но автобусники все же вздрогнули.

— Основной проблемой в развитии отрасли автобусных пассажирских перевозок является недобросовестная конкуренция со стороны нелегальных перевозчиков, в том числе интернет-оператора BlaBlaCar, не имеющих свидетельства на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также осуществляющих перевозки под видом заказных. Добросовестные перевозчики проигрывают в конкурентной борьбе и покидают транспортную отрасль, уступая место нелегалам, — утверждает директор ООО «Службы организации движения» Сергей Валеев.

Как появился BlaBlaCar?

Онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков BlaBlaCar был основан в 2006 году. Инициатором появления является французский предприниматель Фредерик Маззелла. Принцип следующий: водитель, собираясь в путь, заранее отмечает свой маршрут на сайте, указывая начальную точку поездки, время отправления и пункт назначения. Соответственно, потенциальный пассажир может выбрать из предложенных вариантов подходящий ему. Происходит бронирование места. Водитель, собрав полный салон, компенсирует затраты на топливо; а клиенты попросту попадают туда, куда им нужно. Никаких чеков, естественно, не выдается.

Экспансию в Россию сервис начал шесть лет назад. На сегодняшний день в активе 25 миллионов пользователей, сообщается на сайте карпулинга.

В России 25 миллионов пользователей сервиса.

Карпулинг & автопарки

Само собой, появление такого игрока не понравилось традиционным перевозчикам. Каждый пассажир машины — это потерянный пассажир автобуса с сопутствующей потерей прибыли. Впрочем, тут не только в деньгах дело.

— Перевозки пассажиров с помощью райдшеринговых сервисов (например, «BlaBlaCar») российским законодательством никак не регулируются. Под видом доставки попутчиков этими сервисами пользуются нелегальные перевозчики, которые не соблюдают законодательство РФ в сфере пассажирских перевозок, — комментируют в пресс-службе Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. — В отличие от легальных перевозчиков, перевозки пассажиров с помощью райдшеринговых сервисов находятся вне правового поля регулирования и контроля со стороны надзорных органов, в том числе ГИБДД. Таким образом, государство не сможет гарантировать безопасную перевозку пассажиров, пользующихся услугами данных сервисов.

Проблемы в России у BlaBlaCar начались три года назад. Осенью 2017 года на деятельность сервиса подал в суд Региональный автотранспортный союз (РАС) — с целью его блокировки. В июле 2019 года ООП (Общероссийское объединение пассажиров) направило в Госдуму предложение создать правовой механизм, позволяющий блокировать деятельность онлайн-сервисов по перевозке. В их число вошло 229 сайтов, среди которых были BlaBlaCar, «Яндекс.Автобусы», «Автовокзалы.ру», «Туту.ру», «Связной.Трэвел». Впрочем, пока нападки успехом не увенчались.

— Сегодня законодательство РФ не запрещает простым автовладельцам подвозить попутчиков и за их счет частично компенсировать свои расходы, не получая финансовой выгоды. Мы выиграли все судебные иски, которые были поданы против нашей платформы, — комментирует руководитель автобусного направления BlaBlaCar Денис Стрелков.

Еще одним камнем в огород сервиса стало утверждение, что с помощью него водители осуществляют нелегальные коммерческие перевозки.

— BlaBlaCar контролирует сразу несколько параметров, которые не позволяют использовать платформу в коммерческих целях: мы запрещаем использование коммерческих автомобилей (минивэны и так далее), мы ограничиваем максимальную стоимость поездки, число возможных попутчиков (не более четырех), периодичность совершения поездок, — говорит Денис. — Также BlaBlaCar постоянно совершенствует свои алгоритмы машинного обучения, которые помогают идентифицировать и блокировать пользователей, в отношении которых есть подозрение использования платформы в коммерческих целях, а также предотвращать их возврат на платформу.

Впрочем, в этом заявлении есть спорные вещи. Во-первых, некоторые водители попросту скрывают свое авто. Так что становится непонятно: на легковой ты машине едешь, или же все-таки на минивэне.

Не все водители афишируют автомобили для поездки

А во-вторых, жизненный случай автора, который однажды воспользовался сервисом. Забронировал поездку в легковом автомобиле, после раздался звонок:

— Здравствуйте, а можно я вас отвезу, но бронь для сайта отменю? У меня машина больше заявленной. Бронь может действовать максимум для трех пассажиров, а я хочу посадить восемь. Не против?

Неужели сервис никогда не слышал о подобного рода махинациях?

Куда ездят челябинцы и почем?

Если говорить о поездках по области, то чаще всего челябинцы ездят в Миасс, Златоуст, Троицк и Магнитогорск. Из поездок за пределы региона наиболее популярны Екатеринбург, Курган и Казань, сообщает Миндортранс Челябинской области.

В Челябинске действуют три автовокзала: «Южные ворота», «Центральный», «Северные ворота», а также автостанция «Южная» возле Областной больницы.

В летний период 2020 года в сутки от автовокзалов Челябинска уезжало около 3 200 человек в междугороднем сообщении и около 2 100 человек — в пригородном.

С помощью сервиса BlaBlaCar из Челябинска южноуральцы чаще всего ездят внутри региона в Троицк, Миасс, Златоуст, Озерск, Снежинск, а по России — в Курган, Екатеринбург и Уфу, рассказал Денис Стрелков.

Чаще всего челябинцы ожидают машину на парковке Алое поле, ДС «Юность» (под колесом обозрения) и «Синегорья».

Статистику по количеству забронированных и совершенных поездках по региону с помощью BlaBlaCar узнать не удалось. Информация конфиденциальна и не распространяется, пояснили в сервисе.

 

Плюсы и минусы обоих способов передвижения

 

Деньги и время

BlaBlaCar выигрывает у междугородних автобусов в плане мобильности. Есть и некая экономия средств. Также в таких поездках возможно самому выбрать место отправления, заранее договорившись с водителем. Карпулинг подразумевает построение очень гибких маршрутов даже между небольшими населенными пунктами.

Расписание движения междугородных и пригородных автобусов

Автобусы в этом плане менее мобильны. Естественно, договорившись с водителем, вы можете выйти в нужном для вас месте, но сделать остановку или же попросить забрать вас из дома вряд ли получится. Автобусные маршруты гарантируют стабильный график движения, но без дополнительных точек остановки и изменения маршрута.

BlaBlaCar/Автобусы: 1-0

Комфорт

В автобусах вам предоставляются удобные сиденья с возможностью регулировать их угол наклона, наличие систем вентиляции, кондиционирования, обогрева салона, а также специально выделенных мест для перевозки багажа, чего у владельцев легковых автомобилей может и не хватить. Помимо нехватки мест в багажнике их может не хватить и самим пассажирам в салоне. Недобросовестные водители сервиса, в надежде заработать как можно больше денег, сажают в Ладу, например, по пять-шесть человек, вынуждая попутчиков ехать, как килька в жестяной банке. Такая поездка, особенно на длинные расстояния, вряд ли окажется комфортной. Узнать заранее, какое количество человек везет водитель, не всегда возможно.

BlaBlaCar/Автобусы: 1-1

Безопасность

— Автобусы проходят ежедневный технический осмотр, водители автобусов проходят предрейсовый медицинский осмотр, ведется контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, — комментирует Миндортранс Челябинской области. — Перевозки пассажиров находятся внутри правового поля регулирования контроля со стороны надзорных органов, государство гарантирует безопасность перевозки пассажиров автопарков.

Перед рейсом проходит проверка автобуса и водителя

При регистрации в сервисе BlaBlaCar водитель проходит проверку удостоверения личности. Администраторы сервиса проверяют достоверность предоставленных пользователем данных вручную. Если возникает необходимость перепроверить какую-то информацию, операторы службы поддержки сервиса связываются с новым участником по указанному номеру телефона лично. Если после этого этапа есть сомнения в безопасности, на личной странице пользователя есть кнопка «Пожаловаться», предупреждающая модератора о наличии проблемы.

Другим способом проверки того или иного водителя являются отзывы и индивидуальный рейтинг зарегистрированного пользователя.

— Отзывы проверяются двумя способами, — делится Денис Стрелков, — Во-первых, компьютерными алгоритмами, аналогичными тем, что сегодня используют все ведущие компании мира с пользовательскими базами, превышающими миллионы человек. Во-вторых, у нас есть штат сотрудников, которые проверяют обращения пользователей, и они же перепроверяют «сигналы», которые получают от компьютерных алгоритмов.

BlaBlaCar/Автобусы: 1-2 (субъективная оценка редакции — журналисты посчитали, что техосмотр автобусов, визуальная проверка водителей плюс гарантия государства будет все же повесомее отзывов пользователей и интернет-модерации).

Вывод

Деятельность BlaBlaCar и других сервисов уже давно обсуждается на федеральном уровне, но только сейчас, похоже, вырисовывается некий вариант регулирования этой отрасли. Минтранс разработал законопроект об основах организации совместных поездок.

Как говорится в пояснительной записке, совместные поездки с использованием личных легковых автомобилей с компенсацией части расходов водителя (карпулинг) сегодня никакими законами не регламентируются. Поэтому в случае оказания некачественной услуги спросить будет не с кого. Минтрансом была создана рабочая группа по подготовке предложений насчет деятельности агрегаторов карпулинга. Результатом ее работы и стал законопроект. Что предлагается?

  • ограничить величину компенсации, которую получает водитель транспортного средства, используемого для карпулинга (размер такой компенсации не может превышать предельного размера, установленного правительством);
  • использовать для карпулинга только транспортные средства категории М1 (то есть используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили).
  • Ввести ограничение количества поездок, осуществляемых на одном и том же транспортном средстве в течение суток.
  • Водитель может получать деньги от пассажиров только безналичным способом.

Правда, пока документ находится в стадии согласования. Неизвестно еще, в каком виде он доберется до обсуждения в Госдуме. А если говорить про сегодняшний день, то статью, конечно, можно завершить примиряюще, мол «между автобусами и машинами пусть выбирает каждый сам, кому что удобнее». Но.

Мы же с вами прекрасно знаем поговорку про бесплатный сыр в мышеловке. И должны понимать, что если сервисы вкладываются в покупку серверов, создание сайтов и мобильных приложений, отработку логистики, оттачивание алгоритмов, найм сотрудников, то вряд ли это делается из соображений благотворительности. Но если BlaBlaCar отнекивается от сбора средств с пассажиров, в чем ему выгода?

Ответ нашелся в дебрях самого же сайта.

«В некоторых странах BlaBlaCar уже является платным. То есть если пассажир хочет забронировать поездку, ему необходимо оплатить сбор за услуги. Мы планируем вводить такую систему и в России. Над созданием BlaBlaCar работает целая команда, поэтому сервис не может всегда оставаться бесплатным», — говорится в сообщении сервиса.

Так что монетизации сервиса, как ни крути, не избежать. Но это логично. Важно другое. Давайте вспомним, как несколько лет назад в Челябинск заходили агрегаторы такси: Uber, Яндекс. Выставили демпинговые тарифы, переманили пассажиров, а когда местные игроки схлопнулись или перешли под крыло агрегаторов, ввели повышающие коэффициенты в час пик — и поездки уже не стали столь привлекательными. А альтернатив-то уже почти и нет.

Вот так и с BlaBlaCar. Никто не обвиняет сервис в нечистоплотности. Каждый воюет за клиента всеми способами. Но лично мы все же за здоровую конкуренцию. Ведь потребитель в конечном счете от нее только выиграет.

Мнение

Интервью

Популярное