Кого и как послать во благо

Почему обыватели отдают мошенникам все, что у них есть

Андрей Ткаченко

Мы, медийщики, уже пальцы стерли писать о телефонных мошенниках. Каждый день одно и то же: пара сотен тысяч рублей уплыли в лапы плохих незнакомцев. В регионе запущена горячая линия *1593 по противодействию этим негодяям, полиция ежедневно публикует крайне убедительные релизы с просьбой не слушать никого, кто на другом конце провода требует денег, даже если этот кто-то сам представляется полицейским. Меры нужные и дают эффект. Но пока в глубине души обывателя живет страх — справляться с этими уродами будет трудно.

Звонок «следователя» застал меня в автобусе, в конце какого-то нудного и утомительного рабочего дня.

— Говорит Кристина Клопова, следователь, управление такое-то Москвы, — бодро зажужжал в трубке неприятный голос женщины средних лет.
— Да ну, — я слегка хохотнула. — А псевдоним вы себе сами выбрали? Мило. Главное, говорящий очень.

— Вы слышите, кто с вами разговаривает? — собеседница добавила жести в обертона. — С вами разговаривает следователь.

— Милый следователь, ну хоть бы пробили, с кем вы разговариваете, — я громко зевнула в трубку. — Не в курсе?

— Удивите! — строго крикнула в трубку собеседница с плохо пахнущей фамилией.

— Нет, давайте вы меня удивите, следователь, это же ваша работа, — разрешила я.

— На ваше имя только что ваша полная тезка Ксения Шумина хотела взять кредит в отделении Сбербанка на Кузнецком мосту. Мы прервали операцию. Вас это беспокоит? — мошенница включила все мастерство убеждения, данное ей от природы.

— Очень беспокоит, ага.

— Вы понимаете, что с вашим счетом совершают мошеннические действия?

— Слушай, Клопова, иди в ж..у! — громко сказала я на пол-автобуса. — И чтоб тебе на пенсии, когда ты в маразме будешь, такие же следователи звонили, в больших погонах!

Нажала отбой.

Сидящая рядом бабуля внимательно на меня посмотрела. Оценивающе так. Потом осторожно спросила:

— А вдруг это правда следователь? Нельзя же так с ними разговаривать. Я вот боюсь, — робко сказала пенсионерка.

— Нельзя, да, — вздохнула я. — Нельзя вообще разговаривать с незнакомцами, которые по телефону про банк и кредиты речь заводят. Хоть бы президентом или премьер-министром они представились. Нельзя. И не бойтесь никого. Никого и никогда!

А знаете, в чем прикол? После этого абсолютно хамского с моей стороны диалога звонки от «следователей» больше не поступали. Ни разу за полгода. Ну там же тоже не идиоты сидят, на той стороне провода. Смысл им окучивать раз за разом неуступчивого абонента, который не просто сбрасывает звонок, а шлет их подальше? Вон еще базы непаханые, сотнями тысяч граждан робких и боязливых исчисляемые...

Я не то что призываю вытащить из себя все самое гадкое и грубое и бросаться этим по адресу всех, кто вызывает подозрения и сомнения. Но давайте честно: мошенники работают на запугивании. Напугать — самый простой способ человека отдать деньги, ключи от квартиры и прочее. И неважно, пугают ли вам напрямую, грозя «повесткой», или наоборот, играют роль «доброго полицейского», якобы помогая спасти деньги. Страх — в основе всего. А теперь давайте вспомним, что было самым распространенным педагогическим методом еще лет так тридцать назад?

В моем садике было совершенно обычным делом воспитателю нашлепать ребенка, если он что-то сделал «не так». Например, не заправил колготки. Или не съел манную кашу. Или... не играл с детьми, а читал себе в уголке. И нет, у меня был хороший обычный садик, а вовсе не тренировочная база для работников гестапо.

Моя вторая школьная учительница (дело было в начале девяностых) отличалась довольно крутым нравом и один раз так отвесила затрещину главному хулигану в классе, что тот летел метра три и врезался затылком в стеклянную витрину с таблицами, чудом ее не разбив. Сегодня бы эту женщину наверняка засудили, а тогда даже никто не повел ухом.

В вузе (дело было уже в нулевые) ситуация изменилась, я не помню ни одного случая грубости со стороны преподавателей, зато хамство со стороны работников студенческой поликлиники да или даже работников столовой было делом, в целом, обычным, как ежедневная изжога от плохой еды на позавчерашнем масле.

На моей второй работе на меня один раз криком орала главный бухгалтер. Даже не помню, за что, ну явно не за тяжкое финансовое преступление. Замолчала она только после того, как я ее тихо отправила примерно туда же, куда вышеупомянутого «следователя». Замолчала резко, хватая воздух ртом и удивленно хлопая глазами. Слыханное ли дело — молодой работник отвечает вышестоящему старожилу в том же тоне (и, замечу, после этого она была со мной исключительно вежлива).

Я с большой радостью отмечаю, что сегодня, в двадцатые годы, такого уже нет. Орать на младшего и слабого не принято. Запугивать и шантажировать школьников, студентов, практикантов, новеньких сотрудников как-то вышло из моды. По крайней мере, тихого одобрения на такие действия давно нет.

Более того, сегодня даже высадить школьника на мороз из общественного транспорта — поступок, мягко говоря, не самый одобряемый и влекущий плохие последствия для контролеров и самой транспортной компании. А ведь в моем постперестроечном детстве это было просто как раз плюнуть — выкинуть с грубостями плачущего ребенка из теплого вагона в тридцатиградусный холод.

Времена меняются, ага, и люди тоже.

Но вы же понимаете, что основной мишенью мошенников является старшее поколение, для которого жить в страхе перед тем, кто выше по должности и имеет доступ к ресурсам, было повседневностью?

Работник банка, полиция, следователь, работник «Госуслуг» — да у наших родителей, бабушек и дедушек в сердце екает от того, что им звонит такой человек. А если этот человек еще и включает металл в голосе — все, жертва почти обречена. Страх, страх и еще раз страх! Отдашь все, лишь бы не... а вот что лишь бы не? Да они и сами не знают. Прозревают лишь, обнаружив, что деньги отданы, а мошенников и след простыл.

Был бы, как говорится, человек, а статья найдется — лозунг нескольких поколений.

При этом попробуйте напугать тех, кто вырос со смартфоном в руке. Ха и еще раз ха! «Да у меня мама сразу сама в прокуратуру пойдет, если мне какой-то следователь позвонит, — меланхолично сообщила мне дочь знакомых, 14 лет. — Расскажет о нарушении прав ребенка и на уши всех поставит. А если мне какой урод напишет, так я его сразу заблочу. На улице кто приставать начнет — камеру включу и прямой эфир сразу. Всего и делов».

Всего и делов, вот так-то.

Я считаю, что ходить по каждому чиху в прокуратуру и качать агрессивно свои права по поводу и без не стоит, это тоже перегибы, причем нехорошие. Но выдавливать из себя раба все же надо. Объяснять родным, друзьям, близким людям, что страх — инструмент манипуляций. Не проявлять насилия в ближнем круге. Поддерживать и ободрять. Учить детей держать удар и порой резко отвечать даже тем, кто больше и старше. Учиться самим уходить оттуда, где унижают и гнобят. А то и орать в ответ, да. Это порой самый эффективный метод против неблаговидных действий и вампиров-мошенников всех мастей.

И, конечно, объяснять, что следователь, если что, пришлет повестку. Полиция — не враг. Банки — не кровопийцы. Создавать пространство, в котором нет места манипуляциям на страхе, в котором люди не боятся ближнего и не будут выкладывать из карманов последнее, лишь бы на них кто-нибудь не накричал.

Я верю, что в таком обществе пугать и обкрадывать старушек по телефону станет просто невозможным.

А мы напоминаем, что в нашем регионе действует горячая линия *1593. Если вам поступил звонок с неизвестного номера и собеседник завел разговор о деньгах, немедленно повесьте трубку! Наберите горячую линию, вам все объяснят, успокоят и примут данные о телефонном номере мошенников.