Новая линия развития

Как в Челябинске продвигается проект строительства сложной трамвайной ветки?

Андрей Ткаченко

Планы о строительстве новой рельсовой ветки между Ленинским и Советским районом в свое время не на шутку взбудоражили горожан. Ведь проложить ее собираются по вечно загруженному мосту, путепроводу Челябинск-Главный! Потом пошли разговоры о расширении этого пути. Что же из всего этого выйдет — обсудили на публичных слушаниях в Челябинске.

Начнем с небольшой хронологии.

Еще в мае 2021 года глава региона Алексей Текслер представил новую схему метротрамвая, связывающую два вида транспорта. Ветка между Ленинским и Советским районом была предусмотрена уже тогда.

У жителей сразу появились вопросы: как это будет сделано? «В рамках проекта предполагается не только построить трамвайные пути, обеспечив прямой скоростной транспортной связью район с центром города, но и провести реконструкцию проблемного путепровода. Также планируется расширение путепровода на габарит трамвайной линии для сохранения существующей пропускной способности узла», — анонсировал позже замглавы Миндортранса Александр Егоров.

В рамках проекта планируется расширение путепровода Челябинск-Главный

Проект оказался достаточно сложен. «Он сопоставим со строительством путепровода „Челябинск-Главный“. Его длина — 700 метров. При строительстве линии нужно будет учесть множество сооружений и инфраструктурных объектов железнодорожной станции», — рассказал недавно директор Челябинского дорожно-транспортного проектного института Виталий Передерий.

Кстати, буквально несколько дней назад Правительство региона опубликовало распоряжение об уточненных тратах на развитие транспорта в Челябинской агломерации. Согласно документу, всего на модернизацию трамвайной сети до 2025 года запланировано 11,4 млрд рублей. 2,7 из них — как раз на строительство новой ветки.

Смотрим, что имеем сейчас.

Новая ветка должна связать существующие трамвайные линии возле ж/д вокзала и в Ленинском районе

Обсудить ход работ собрались на публичных слушаниях — традиционно в Доме архитектора. Вопросов на повестке дня было много, да и народу достаточно. На большинстве тем собравшиеся, надо признаться, скучали. Но оживились, как только дело дошло до трамвайной линии — вопросы посыпались со всех сторон. И понятно, что в этом случае волнует жителей Ленинского района больше всего:

— Этот проект действительно очень важен. Эта трамвайная линия связывала бы Ленинский район с центром, что было бы очень хорошо. Но есть такие моменты: проблема проезда по мосту и улице Дзержинского в часы пик — это постоянные пробки. Поэтому я спрашивал про расширение моста и проезжей части — очень важно, как это все будет организовано. Как я понял, это будет дорабатываться в дальнейшем. Если удастся найти такое решение, что ветку проведут без ущерба для комфорта жителей, это будет очень здорово, — говорит житель Ленинского района, депутат Павел Яковлев.

Собравшихся взволновал вопрос расширения улицы Дзержинского

Те, кто живет или часто бывают в Ленинском, понимают, насколько это важная проблема. По утрам и вечерам возле моста образуются сильные заторы, а при ДТП — сразу встает вся улица и весь путепровод.

Один из жителей вообще спрашивает — почему нельзя было вместо трамвайной линии запустить здесь троллейбусное движение? Ответ в общем-то очевиден. Ветвь будет интегрирована в сложную систему метротрамвая и соединит линии из центра города с теми, что проходят по улице Гагарина.

Жителей волнует и другое. Если мост и дорога будут расширяться — что же с домами на Дзержинского, многие из которых расположены довольно близко к проезжей части? Да и парковочные карманы, которых полно у местного рынка и магазинов, куда-то нужно деть.

Также жители переживают, что в случае расширения проезжая часть слишком близко подойдет к домам

— «Челябдортранспроект» как главный инициатор слушаний обосновывает инвестиции по строительству данной ветки; расширению проезжей части; проектированию на пересечении Барбюса-Дзержинского трамвайной остановки. И также строительства эстакады, чтобы трамвай уходил на вокзал. Все это приведет к увеличение пассажиропотока, — отмечает архитектор Дамир Тагиров. — Сейчас это обоснование должно пройти экспертизу, тогда уже можно будет приступать к рабочему проекту, получать разрешение на строительство. Виталий Передерий говорил, что по срокам нужно 2–3 года на выполнение всего проекта.

На вопросы жителей по поводу моста и улицы Дзержинского специалисты отвечают: все строительные нормы, а также пожелания горожан будут учтены.

По словам архитекторов, работы займут 2–3 года

— Жителей сильно интересовал вопрос по расширению улиц, они переживали, что пропадут парковки, которые примыкали к рынкам и магазинам и другим объектам. Ответ специалистов-архитекторов: в рабочем проекте все эти моменты прорабатываются, экспертиза не будет пройдена, если что-то будет не учтено. Также задавался вопрос, что при расширении дороги дом окажется слишком близко к проезжей части. По словам специалистов «Челдортранспроекта», в этом случае могут быть установлены шумовые экраны, там тоже есть свои нормативы. Это всего лишь эскиз, точная схема будет дальше. Для этого и проходят публичные слушания, чтобы услышать мнение жителей, — добавляет архитектор.

Сейчас планы примерно таковы: центральная часть путепровода и улицы будет использована под трамвай. Дорожное полотно придется расширять примерно на 2-3 метра с каждой стороны. Как именно это будет спроектировано — еще предстоит узнать в дальнейшем. Сага продолжается, и мы будем следить за ходом работ.

Жителям пообещали, что пожелания будут учитываться при разработке окончательного проекта

Что еще нужно помнить о развитии метротрамвая в Челябинске?

  • Поступление новых низкопольных трамвайных вагонов — всего их будет 30 в этом году; еще 74 — в следующем.
  • В рамках строительства метротрама будет приобретен необходимый подвижной состав: запланирована покупка 32 специальных трехсекционных вагонов. Планируется, что выпускать их будет Усть-Катавский вагоностроительный завод.
  • Проект метротрамвая поддержан на федеральном уровне, региону выделили средства в виде инфраструктурного бюджетного кредита — порядка 73 млрд рублей.