Не спеша по городу троллейбус наш идет...

Когда в Челябинске можно будет проехаться на новом электротранспорте?

ИА «Первое областное»

Транспортная реформа в Челябинске вступает в очередную стадию: официально объявлено, что новые, экономичные, с потрясающим обликом троллейбусы появятся в нашем городе в обозримом будущем. Что это за модель? Где будут выпускать новые троллейбусы? Еще и трамваи новые на подходе. Как изменится маршрутная сеть в Челябинске? Обо всем по порядку.

О том, что троллейбусы в Челябинске изношены донельзя, даже можно и не говорить. Это и так видно каждому горожанину, который ежедневно ждет транспорт на остановке. Впрочем, оно и немудрено. В 2022 году средний возраст троллейбуса в Челябинске превысил 25 лет. Четверть века не менялся подвижной состав! Тут впору удивляться, что они до сих пор могут передвигаться. Впрочем, так продлится недолго.

«Челябинску необходим новый, современный троллейбусный парк, который обеспечит жителям надлежащий комфорт», — утверждал губернатор Алексей Текслер еще зимой. И обещанный транспортный рывок оказался не за горами. Радостная весть пришла с полей Санкт-Петербургского экономического форума, на котором побывал и глава нашего региона:

  • Холдинг «Синара — Транспортные Машины» (СТМ), с которым у областных властей заключено концессионное соглашение, начинает производство колесного городского общественного транспорта собственной конструкторской разработки. Первым в линейке техники был представлен троллейбус — модель Синара-6254;
  • Именно эта модель будет использована для глобального обновления троллейбусной инфраструктуры в Челябинске;
  • Новый троллейбус отвечает всем требованиям современности: салон оборудован USB-слотами для зарядки мобильных устройств, системами информирования, откидной аппарелью, дополнительным освещением, а также климатическими системами, обеспечивающими комфортную температуру и влажность в салоне в зимние и летние периоды. Более того, одна из отличительных черт троллейбуса — увеличенная на 15% площадь остекления, которая не только дает пассажирам дополнительный обзор, но и придает самой машине особый футуристический вид;
  • Первый опытный образец был создан на производственных мощностях предприятия «СТМ-Энергорешения», располагающегося в Санкт-Петербурге. В дальнейшем серийное производство колесной техники СТМ будет организовано на производственных площадках Челябинского трубопрокатного завода, где уже сегодня ведутся активные работы по модернизации помещений и подготовке инфраструктуры.

Троллейбусы будущего оборудованы валидаторами в обязательном порядке Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

Напомним, масштабный проект по созданию в Челябинске троллейбусной инфраструктуры реализуется компанией «Синара — Городские Транспортные Решения» в течение 2021–2023 годов. За этот период город получит 168 единиц нового подвижного состава. Также, помимо модернизации контактной сети города, будут реконструированы два депо, осуществлен капитальный ремонт трех действующих подстанций и строительство еще трех.

Алексей Текслер побывал на площадке с опытным образцом, посмотрел кабину, салон и остался доволен.

Алексей Текслер на площадке «Синары» — осматривает модель Синара-6254 Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

— Мы обсуждали, что правильно производить троллейбусы в Челябинске, на площадке ЧТПЗ. Готовы вместе с вами заключить СПИК (специальный инвестиционный контракт), посмотреть, какие возможности есть, чтобы стимулировать инвесторов для организации площадки в Челябинске. Для нас это не менее важно, чем сам троллейбус для города, — отметил Алексей Текслер в беседе с представителями «Синары». — Это правильное решение, у нас машиностроительный регион. Есть трамваи, причем мы лидеры в их производстве, будут и троллейбусы.

Губернатор Челябинской области также подчеркнул, что технические характеристики троллейбуса очень подходят для работы в городе, в котором (так уж вышло) много лет активно развивалось жилищное строительство на окраинах.

— Запас автономного хода позволит троллейбусу добираться в новые районы, где сети пока не проложены. Всего таких троллейбусов в Челябинске будет 168 — полностью заменим весь троллейбусный парк, — отметил глава региона. — А на площадке ЧТПЗ будет организовано новое производство, создано 500 новых рабочих мест. Не терпится увидеть новые троллейбусы на городских улицах. Челябинск ждал их несколько десятков лет.

Теперь наверняка не терпится и челябинцам. Но когда же новые футуристические троллейбусы плавно поплывут по нашим улицам?

— Срок поставки всех троллейбусов — октябрь 2023 года. Предполагается, что первые машины начнут приходить уже в конце 2022 года, — комментирует заместитель министра транспорта Челябинской области Александр Егоров.

Разумеется, есть и скептики, которые обязательно спросят: а зачем Челябинску вообще троллейбусы? Москва вон с ними попрощалась без особого сожаления... На этот вопрос в интервью с ИА «Первое областное» исчерпывающе ответил член совета директоров «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) Юрий Осинцев:

— В Европе активно возрождается именно троллейбусное движение. Это один из самых экономически выгодных и экологичных видов общественного транспорта. На первом месте, конечно, трамваи, при их утилизации даже не нужно перерабатывать покрышки. Но там, где сохранилась троллейбусная сеть, ее надо использовать. Кроме того, троллейбус в три-пять раз рентабельнее по затратам на одного пассажира, чем, например, электробус.

Напомню, что Челябинск в советские годы был троллейбусным городом. Троллейбусы были даже более востребованными, чем трамваи, и, если я правильно помню, число троллейбусов в городе доходило до 320 единиц. Пассажиропоток составлял 200 млн человек в год, а сейчас пассажиропоток — всего-то 22 миллиона.

Мы считаем, что популярность троллейбусов в современном городе можно возродить. Машины с возможностью автономного хода могут решить проблему с транспортной доступностью новых микрорайонов, которые пока отрезаны от проводной маршрутной сети.

Плавные линии, плавный ход — комфортный городской транспорт

Замминистра транспорта Александр Егоров уточняет, что в Челябинске новые троллейбусы будут использоваться и в качестве электробусов. Кроме того, в рамках модернизации действующая троллейбусная сеть будет подвергнута изменениям:

— Одновременно с обновлением подвижного состава планируется и корректировка маршрутной сети троллейбусного сообщения. Троллейбус на автономном ходу начнет ходить в микрорайон Ньютон, по улице Комарова, через железнодорожный путепровод по улице Дзержинского. Помимо этого планируется построить около 4,5 км новой контактной сети, что также расширит географию поездки на новых троллейбусах по улице Кузнецова (ЖК «Ярославский») и улице Рязанской (17-й микрорайон).
А новая троллейбусная модель обеспечивает возможность движения как под контактной сетью, так и без нее — на протяжении до 20 км.

Схема модернизации троллейбусной сети в Челябинске

Оранжевая линия: проезд на автономном ходу
Зеленая линия: новая контактная троллейбусная сеть
Точки: два новых троллейбусных депо

И немного про другой электротранспорт

Пока челябинцы радовались новостям про новые троллейбусы, приятная информация пришла и про трамваи. Первый новый состав из партии 2022 года поступил в ООО «ЧелябГЭТ». Сейчас вагон проходит дооборудование, 25 июня начнется тестовая эксплуатация.

Новые трамваи отличаются от тех «зелененьких», что уже ездят по Челябинску, следующим: они стопроцентно низкопольные, а их техническое оснащение еще совершеннее. Кроме того, у них и другой оттенок: травянистый зеленый подобран в цвет к тем 157 автобусам, что были закуплены в последнее время.

Новые трамваи имеют комфортный обзор для водителя и пассажиров

Эту модель разработали специалисты Усть-Катавского вагоностроительного завода специально для Челябинска. До конца года таких в город приедет еще 29 штук.