Туризм

Алиса Сынбулатова

Корреспондент

В Челябинской области разработан первый региональный брендовый маршрут: он охватит несколько знаковых точек, включая, собственно, столицу Южного Урала. Что может предложить Челябинск гостям, а какие туристические проекты уже реализуются в регионе — в нашем материале.

«Челябинск: к нам прилетают даже метеориты!» — оригинальный слоган для знакового для области проекта. Так представили наш регион на экспертном совете в Ростуризме. О развитии внутреннего, регионального туризма говорили уже довольно давно, но с начала пандемии, внесшей свои коррективы в планы путешественников, все стало продвигаться еще активнее. Теперь вот усилиями представителей отрасли и при поддержке региональных властей был создан свой брендовый маршрут: 4 дня, 3 ночи, 5 городов области и море впечатлений, которые обещают гостям организаторы.

«К разработке брендового маршрута предъявляются очень высокие требования и по длине дневных переездов, и по стоимости на человека, и по качеству туристской навигации. Гостиницы на маршруте должны быть классифицированы не менее чем на две звезды. Дороги, подъездные пути, парковки должны быть доступны и безопасны для больших автобусов», — отмечают в Агентстве международного сотрудничества Челябинской области.

Программа регионального брендового маршрута

В маршрут включены не только достопримечательности активно продвигаемого кластера «Горный Урал», но и сам Челябинск: столицу региона представляют такие привычные и родные Кировка и Исторический музей, а также относительный новичок — Центр исторического наследия ЮУЖД.

В Челябинской области разработан новый турпродукт — региональный брендовый маршрут

— Это готовый турпродукт, куда включены и проезд, и проживание, и питание, и экскурсионное обслуживание — кроме некоторых экскурсий, за которые туристы платят отдельно. Также турист самостоятельно оплачивает перелет до Челябинской области. Уже сейчас эти туры есть в продаже туроператоров, стартуют они в основном в июне-июле. Сейчас прорабатываются еще два маршрута, абсолютно другие, не похожие друг на друга, не пересекающиеся: один — в южном направлении, в сторону Троицка, Чесменского района. Это такое купеческо-паломническо-сельское направление. И второй маршрут, объединяющий Магнитогорск и Аркаим — это история от технологий, применяемых древними людьми Аркаима, до современной металлургии, такой промышленно-исторический уникальный опыт, — комментирует Ольга Сукинова, начальник отдела продвижения департамента продвижения туристического потенциала АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области». — Что касается нового брендового маршрута — этот проект разрабатывали не какие-то теоретики, а представители турагентств, туроператоров, которые давно занимаются этой сферой и знают, что заходит туристам. Что касается конкретно Челябинска: мы выбирали из некоторых объектов — например, очень хотели включить Высоту-239 ЧТПЗ. Но там возникли сложности с тем, чтобы организовать экскурсии на производство для туристических групп. Но все говорят, если получится упростить эту процедуру, это будет просто топ, номер один — это опыт, который может изменить представление о современной белой металлургии. Также в маршрут входит обзорная экскурсия по Челябинску — начиная от Центра исторического наследия ЮУЖД, то есть от жд-вокзала, и далее по всему центру города. На ней гости смогут узнать историю города от возникновения крепости на берегах Миасса до наших дней.

Высоту 239 тоже планировали включить в маршрут

На сайтах турагентств, участвующих в разработке маршрута, действительно уже появились предложения по данному туру. Часть из них даже попадает под программу туристического кешбэка, с 20-процентным возвратом стоимости путевки. Пока в рамках программы действуют только путевки до 30 июня, но, как мы помним, президент поручил продлить программу до конца года.

Сейчас, к примеру, туристу предлагают путевку стоимостью 16 950 рублей на одного человека — это при проживании в стандартных двухместных номерах. Стоимость при одноместном размещении будет другой — чуть дороже. Для детей и пенсионеров предусмотрены скидки, есть вариант тура без проживания.

Непосредственно Челябинску посвящен четвертый день маршрута, вот его примерное расписание:

  • 08.00 — Завтрак.
  • 09.30 — Экскурсия в Центр исторического наследия ЮУЖД — современный музей железной дороги.
  • 10.30 — Обзорная экскурсия по Челябинску. «Туристы увидят исторический центр города, крупный железнодорожный узел и один из самых красивых вокзалов России, озеро Смолино, широкие проспекты и здания промышленных комплексов, узнают историю легендарного Танкограда, полюбуются центральной площадью Челябинска, памятником И.В. Курчатову», — комментируют организаторы.
  • 13.00 — Экскурсия в Государственный исторический музей Южного Урала.
  • 14.30 — Прогулка по Кировке.
  • 15.30 — Свободное время. Завершение тура.

Брендовый маршрут включает как природные тропы, так и посещения культурных объектов

«Потребность в таком маршруте действительно была, необходимо развивать внутренний туризм, — комментирует директор турагентства „Вершина тур“ (одного из разработчиков маршрута) Татьяна Самсонова. — Конечно, и до этого действовали маршруты по Челябинской области, но это первый, который одобрен и поддержан на федеральном уровне, он прошел аттестацию Ростуризма. Маршрут — брендовый, потому что включает самые знаковые, интересные объекты и достопримечательности, которые позволят получить яркие впечатление и объемное представление о том, что такое Южный Урал. В продаже у нас есть туры на июль и август. Пока еще заявок не так много — все-таки объявлено об этом туре совсем недавно, но интерес есть, люди звонят, спрашивают».

Как представителям именно челябинской, городской газеты нам интересно, а привлекательна ли сама столица региона для туристов?

«Скорее, на текущий момент, вряд ли. Многие туристы все-таки предпочитают сплавы, походы по горам, отдых на природе. Челябинск в таком туре — это, в первую очередь, удобное место для встречи и отправки туристов. Хотя, конечно, у нас есть свои знаковые места — очень интересный музей, ну и метеорит, один из главных символов Челябинска, — продолжает Татьяна Самсонова. — Наверняка будут еще разные маршруты в будущем, мы видим в последнее время, что появляется интерес со стороны туристов из других регионов. И мы надеемся, что область тоже в этом поможет, будет помогать и развивать направления и программы».

Массивная «жемчужина» Исторического музея — одна из главных «приманок» нового турпродукта

Чем еще может быть привлекателен Челябинск для туристов? Известный краевед Юрий Латышев отдает предпочтение не столько музеям, сколько реальным памятникам истории Челябинска — как когда-то торгового, а позже — промышленного центра.

«Среди самых значимых мест — конечно, городской сосновый бор. Если брать 10 самых интересных зданий Челябинска начала ХХ века (да и за все 285 лет), то это: реальное училище, храм Александра Невского, чаеразвесочная фабрика, дом Хованова, особняк Архипова, народный дом, магазин Валеева, пассаж Яушевых, дом Данцигера и особняк Юдиной-Лоренсова. Еще можно отметить остатки Переселенки и немецкие дома по улице Социалистической. Примечателен конструктивизм соцгорода ЧТЗ: это театр ЧТЗ, Кировец, фабрика-кухня, баня, школа 58, жилые дома — „Буровский“ квартал. ЧГРЭС был интересен, но сейчас он довольно убог. Еще интересны Троицкий храм, синагога, а также мавзолей Ленина, „Орленок“, — комментирует Юрий Латышев. — Из музеев, на мой взгляд, интересны только четыре: Государственный исторический музей Южного Урала, Музей изобразительных искусств, Музей ЧМК и Центр исторического наследия ЮУЖД. Последний музей к посещению просто обязателен!»

В регионе недавно запущен обновленный туристический портал

Возвращаясь к начальному тезису об активизировавшемся продвижении внутреннего туризма, напоминаем: в регионе запустили и новый туристический портал: chel.travel. На нем представлены варианты отдыха на Южном Урале — и достопримечательности Челябинска в их числе. У нас нет зеркально чистого Тургояка, или пиков Таганая, или манящих пещер Сугомака — зато есть много чего другого. Так выглядит топ-10 достопримечательностей Челябинска, по версии составителей портала:

  1. Кировка;
  2. Государственный исторический музей Южного Урала;
  3. Памятник Курчатову;
  4. Южно-Уральский государственный университет;
  5. Центральный парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина;
  6. Зоопарк;
  7. Набережная реки Миасс;
  8. Площадь Революции;
  9. Центр виртуальной авиации «Крылья Советов»;
  10. Центр исторического наследия ЮУЖД.

Кандидаты в большинстве своем ожидаемые и очевидные. То, что интересные места в Челябинске есть, вряд ли для кого-то новость. Другое дело, что пока город, пожалуй, все-таки не может привлекать массу туристов в одиночку — а вот как один из элементов маршрута, почему бы и нет? Все-таки природа Южного Урала — вещь слишком притягательная, чтобы обходить ее стороной. По данным Челябинскстата, в регионе активно развивается именно экологический туризм — по заповедникам, национальным паркам и охраняемым зонам.

«Ежегодно увеличивается количество посетителей визит-центров. В 2020 году их посетили 298,6 тыс. человек (127,4% к показателю 2019 года). В ООПТ федерального значения функционируют три вида экотроп и 30 туристических маршрутов: водные, пешие и прочие. Большинство маршрутов — пешие. В 2020 году 297,5 тыс. человек прошли туристическими маршрутами (128,6% к 2019 году)», — добавляют в Челябинскстате.

Мнение

Интервью

Популярное