Край озер и заводов

Как развивать туризм в Челябинской области, обсудили в рамках форума ШОС

Андрей Ткаченко

Как привлекать туристов? Где искать вдохновение для создания новых природных маршрутов и экскурсионных программ? Что же делать с пандемией? За туризм в Челябинской области взялись активно (вот бы раньше!) — но мы только в самом начале пути, считают представители индустрии. И каким будет этот путь — обсудили в рамках II форума глав регионов государств-членов ШОС, проходящем в Челябинске.

Перспективы у нас (сходятся эксперты) весьма хорошие. Челябинская область — область контрастов: край трех тысяч озер с флером промышленных предприятий — сочетание довольно яркое. Осталось придумать, как это все использовать на максимум. Придется применять и свои сильные стороны, и опыт соседей, и зарубежные практики. Как раз обменяться опытом и пригласили гостей из других регионов и из-за границы. Но начали — с достижений в сфере туризма, которыми уже может похвастаться Челябинская область.

«Национальный парк „Таганай“ за последние 10 лет добился очень существенных результатов. Туристический поток вырос практически в 10 раз, сейчас он составляет уже более 200 тысяч посетителей в год. „Таганай“ — один из лидеров в развитии экологического, природного туризма, и я с огромной гордостью говорю, что сейчас мы можем конкурировать с лучшими национальными парками мира. И по обустройству нашей инфраструктуры, и по качеству туристического сервиса», — обозначает бывший директор нацпарка, а ныне директор одного из департаментов Минприроды России Алексей Яковлев.

Стенд, посвященный достижениям Южного Урала, встречает гостей форума

Ростуризм на форуме представляет начальник Управления международного сотрудничества Демьян Смилевец. И отмечает: символично, что местом проведения мероприятия стала именно Челябинская область.

«На территории области расположены археологические памятники Аркаима и „страны городов“. Это одна из прародин народов индоиранской языковой семьи, где более 4 000 лет назад появилась система укрепленных протогородских поселений, произошло одомашнивание лошади, возник колесничный комплекс. То есть в то время на челябинской земле люди создали новый уклад жизни, произошел яркий всплеск культуры, цивилизационного и духовного развития. И интересным является тот факт, что именно отсюда в древности началась массовая миграция в Индию, которая — государство-член ШОС, и Иран, который сейчас в процессе вступления в ШОС».

Государства ШОС — очень разные в плане культуры, истории, менталитета. Но в сфере туризма вполне можно нащупать точки соприкосновения даже между столь разными странами.

«В качестве примера можно привести совместный трансграничный туристический маршрут России, Монголии и Китая — Великий чайный путь. Он направлен на использование имеющихся артефактов, предметов и знаний XIX века, а также строительство исторических парков, гостиниц, ресторанов и организацию профильных мероприятий. Он восстанавливает путь одного из российских купцов, который таким способом поставлял чай в Россию. Мы сейчас разрабатываем дорожную карту по данному маршруту, она находится на рассмотрении у наших китайских и монгольских партнеров. Ведем активную работу с регионами нашей страны по развитию и дополнению маршрута. Сейчас 13 регионов и 2 населенных пункта подтвердили свое участие — Москва, Долгопрудный, Бурятия, Иркутская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская, Пермский край, Свердловская и Челябинская области и так далее», — добавляет Демьян Смилевец.

Разработку таких международных маршрутов планируют наращивать. Сейчас ведомство собирает и систематизирует информацию от регионов — в каком ключе можно привлечь иностранных партнеров для развития туристических путей. Но пока многие границы все еще под замком — что несколько влияет на процесс.

«Последние два года стали достаточно тяжелым испытанием. По данным Всемирной туристской организации, число международных прибытий по всему миру сократилось практически на 85%. А экспортные доходы от туризма сократились на 1,3 триллиона долларов в целом по миру. И Россия здесь не исключение, — комментирует заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук. — При этом у нас появились совершенно новые виды бесконтактных услуг, виртуальные туры, облачные выставки, различного рода мероприятия, проходящие в цифровом пространстве. Такие технологии позволяют заинтересовать людей прибыть очно туда, где они смогли „побывать“ удаленно».

В рамках пленарной сессии по туризму — представители не только Челябинской, но и Омской области, Китая, Пакистана, Индии, Киргизии

Околокатастрофическое (таким оно, по крайней мере выглядит, судя по цифрам) падение туристического потока в мире не могло не дать толчка развитию туризма внутреннего. А Челябинской области показать есть что. В первую очередь — богатое природное наследие — озера, пещеры, горы, леса. В регионе насчитывается более 170 особо охраняемых территорий, среди которых Ильменский заповедник, Аркаим, нацпарки «Зюраткуль», «Таганай», «Зигальга».

«Согласно данным компании „Мегафон“, объем туристических и гостиничных услуг, которые реализованы населению в 2020 году, составил 7 млрд рублей. Ежегодно наш регион посещают порядка 7,5 млн жителей других субъектов РФ. По итогам 2020 года в регионе создан туристско-рекреационный кластер „Горный Урал“. Сформирован первый региональный брендовый маршрут „Челябинск: к нам прилетают даже метеориты!“. Работают 7 грантовых проектов на общую сумму 17 млн рублей. В середине декабря прошлого года также стартовал проект „Юраль“, направленный на продвижение внутреннего туризма, это своеобразный квест, который позволяет, путешествуя по области, при этом соревноваться за подарки и выкладывать фото на общее обозрение. Также был запущен обновленный туристический портал Челябинской области, — отмечает Егор Ковальчук. — По итогам 2020 года и прошедшей части 2021 года мы открыли на территории региона новые объекты — клубный отель „Лазурный берег“ на озере Тургояк, отель Ibis Styles в Челябинске, комплекс Taganay Termal в Златоусте и многие другие объекты. Уверен, в каждом муниципалитете есть какие-то новые локации, которые готовы принимать туристов».

Но промышленную составляющую — никуда не денешь. Одним из ограничивающих факторов в развитии туризма эксперты на форуме называют как раз-таки давно сформировавшийся имидж Челябинской области как исключительно промышленного региона. Так что одна из главных задач — переломить этот стереотип. В том числе, самим предприятиям — показывая, что не все уж так и страшно. По данным вице-губернатора, в регионе более 40 промышленных предприятий проводят экскурсии на производстве для туристов, деловых партнеров, школьников, студентов — в их числе ММК, ЧТПЗ, комбинат «Магнезит», златоустовские оружейные мастерские, «Макфа» и многие другие. Но в приоритете у области — все-таки развитие экологического и загородного туризма.

Сегодня в регионе реализуются крупные проекты с общим объемом инвестиций около 9 млрд рублей. Это термальный курорт «Крутой берег» (окончание строительства запланировано в 2023 году), национальный парк спорта и туризма «Тургояк», два новых отеля на «Солнечной долине». В Еткуле на берегу озера Хохловатое идет строительство бальнеологического курорта «Сапфир Урала». В Ашинском районе активно идет создание всесезонного многофункционального курорта «Врата Урала» на базе ГЛК «Аджигардак».

«Последние 2 года стали достаточно тяжелым испытанием»

«Наш регион совместно со Свердловской областью, республикой Башкортостан, Пермским краем участвует в проекте по созданию туристического макрорегионального кластера „Большой Урал“, в рамках которого планируется создание единой системы навигации, комплекса визит-центров, объектов придорожной инфраструктуры. Кроме того, правительство региона прорабатывает новые меры стимулирования: прежде всего, это возможность получать в аренду участки без проведения торгов под строительство объектов туриндустрии, усовершенствование межведомственного взаимодействия по развитию социального туризма, детского, культурно-познавательного, сельского, экологического, лечебно-оздоровительного и так далее», — добавляет вице-губернатор.

Но пока это — лишь первые шаги в развитии, уверена президент Челябинской ассоциации туристических организаций Инна Лобода (форум в рамках зрителей посетили немало представителей туриндустрии):

— Пока туризм в нашем регионе, конечно, не на подъеме. Все возможно в перспективе какими-то общими усилиями, самое главное — не останавливаться, двигаться дальше. Но пока в период 2020-2021 годов мы только вырыли ямку и положили туда «зернышко». Сейчас его нужно взращивать и лелеять. До международных потоков нам, конечно, еще очень далеко, но я хочу сказать, что до пандемии иностранцы довольно много интересовались регионом. У нас было несколько иностранных групп, китайцы приезжали к нам — в диком восторге остались, французы были. Думаю, если бы не пандемия, мы бы очень хорошо работали именно на въездной туризм.

В принципе, технологии развития каждого региона очень интересны. Мы встречаемся на сессиях с коллегами из других регионов, и видим, что Челябинская область пока отстает. Очень радует Омск, который сегодня был здесь, очень хорошо развиваются Самарская область, Пермская, Оренбургская, они давно занимаются «раскачкой» своих регионов. А мы, по сути, только-только начинаем. Хотелось бы быть поактивнее, чтобы наше правительство привлекало не только органы власти для решения проблем, а именно представителей сферы, наших туроператоров, турагентов, экскурсоводов, которые знают область от и до и помогут решить какие-то насущные вопросы. И хотелось бы, чтобы побольше приглашали представителей других регионов. Это очень полезно, узнать какие-то фишечки, какие-то новые задумки. Я думаю, что сейчас поступательно-поступательно мы придем к какому-то хорошему началу, которое даст дальнейшее развитие.

Президент Челябинской ассоциации туристических организаций Инна Лобода