Кадр из вирусного ролика «Вставай на выборы» Youtube

Секс, ложь и ничего нового

Опасения по поводу того, как бы «гей на передержке» не оказался самым ярким предвыборным креативом

Президентская кампания-2018 пока кажется обывателю довольно невнятной. Как в отношении собственно применения административного ресурса, так и с точки зрения пиар-технологий.

— За кого голосовать — ни слова. Просто настоятельно рекомендуют прийти на выборы. Директор так и говорит: «Мне всё равно, за кого вы проголосуете, главное — сходите на участки!». С нее потом спросят за количество проголосовавших. Важна только явка, — разъясняет мне знакомая учительница нехитрые предвыборные агитационные коллизии в отдельно взятом образовательном учреждении города Челябинска.

— Да ну? И что, прямо ни намека на важность стабильности в трудные годы? — я по-настоящему удивляюсь. (Прямые указания бюджетникам и работникам подвластных структур, за кого бы надо поставить галочку — дело обычное. Помнится, и мне самой на одном из предыдущих мест работы предлагали за фоточку с участка... впрочем, мы отвлеклись).

— Нет. Никаких имен-фамилий. Ну, и приходило еще распоряжение директору о проведении политических обсуждений кандидатов. Что-то типа «с целью ознакомления сотрудников с программами и блаблабла». Типа она нам должна была про всех рассказать. А то вдруг мы и не знаем, что благополучие всей России зависит от граждан, о существовании которых мы не подозревали, — иронически заключает моя знакомая-учительница. — А вообще, если серьезно, то я о том, как идет кампания, узнаю только из инстаграма.

Впрочем, еще один мой собеседник, занимающий в системе образования пост чуть повыше рядового учителя, сказал кое-что другое:

— Пока не рекомендуют, за кого голосовать. Но чуть позже обязательно скажут. За недельку до выборов. Когда вопросы с явкой уже будут утрясены. К гадалке не ходи.

Третий собеседник, из числа руководителей медицинских учреждений, угрюмо буркнул что-то вроде: «Да пусть хоть урекомендуются. Про выборы вообще хоть кто-то что-то слышал? Ну, кроме того, что они будут».

И вправду. Четыре недели до выборов президента, и что? Вот разве что три ролика появились в сети.

Первый, собравший более 4 млн просмотров, который народная молва уже окрестила «геем на передержке», мне понравился. Во-первых, ну очень уж мило там мелькнул красный галстучек на шее мальчонки, просящего папу дать 4 млн рублей на школьные поборы. Во-вторых, Сергей Бурунов — замечательный актер, хоть и известен зрителю больше как голос Леонардо Ди Каприо в озвучке (потому как в «Большой разнице» был преимущественно в гриме). Впрочем, есть в его фильмографии одна сцена, которую уж точно помнят зрители ( и зрительницы) «Первого канала»: сериал «Краткий курс счастливой жизни», эпизод с героиней Алисы Хазановой в участке, где герой Бурунова, эээ, активно вступает с ней в близость прямо на столе. Такая сексуальность, такая витальность, респект артисту, этот ореол не покинул его даже в декорациях агитационного ролика.

С сексуальностью получилось значительно хуже в другом предвыборном вирусном видео, рассчитанном, видимо, на молодую аудиторию. Разбитная девица в клубе сначала зовет паренька в закуток и доводит его до состояния пара из ушей, а потом отказывает, так как на выборы он не сходил, а значит, мал будет для таких вещей. Секс, как и выборы, только для взрослых. Вот такой тебе политически-общественный ультиматум. «Не знаю, на кого это рассчитано, но у меня после такого креатива не стоит на выборы вообще», — цинично и емко прокомментировал один из моих знакомых, чей возраст как раз укладывается в трудно определяемую категорию «молодой, но взрослый»: 26 лет.

Еще один ролик про беременную женщину, которая гонит таксиста на избирательный участок (а он думает, что в роддом) и вовсе ничего не вызывает, кроме испуга. И еще почему-то вспоминаются строчки Губермана: «Когда судьба беременна удачей, опасны преждевременные роды»...

И это все креативы федерального масштаба. В Челябинске с предвыборным творчеством пока вообще негусто. Немного заинтересовали общественность листовки с призывом прийти на выборы, проголосовать, сообщить ответственному лицу о факте прихода и отпраздновать подобно Гомеру Симпсону, которые якобы распространялись среди работников Челябинского металлургического комбината. Скан бумаг опубликовало 19 февраля интернет-издание Znak. com, после чего пошли активные репосты в соцсетях. Впрочем, пресс-служба ПАО ЧМК решительно открестилась от листовок: «Информация, появившаяся в соцсетях, не соответствует действительности, никаких юмористических листовок с героями мультсериалов у нас нет. Мы, безусловно, информируем людей о предстоящих выборах, призываем коллектив выразить свою гражданскую позицию и принять участие в голосовании, но никаких памяток ЧМК не выпускал и среди работников не распространял». Вот так. Ни Симпсона тебе, ни «отпразднуйте». 

Одни пубертаты в секс-фрустрации, беременные истерички да геи на передержке. Вяленько, ну совсем. Закидайте меня помидорами, но не так должна выглядеть кампания за месяц до голосования. Даже вирусная, даже в пределах сети.

О том, почему обывателю на выборы идти надо, я уже писала. Продолжаю как частное лицо (колонку эту пишу, в общем, в том же качестве) придерживаться данной позиции, вне зависимости от того, насколько удачна или неэффективна предвыборная кампания.

И, наверное, давить на болевые точки в вирусных роликах правильно. Но почему-то не верится, что основные проблемы страны заключаются в недоступности быстрого секса, призывном возрасте и жизненных сложностях представителей ЛГБТ. Юмор, скажете вы? Ирония? Тонкий подкол, призванный расшевелить инертных граждан? Ну, может быть. Вот только на фоне такого тонкого юмора и пляшущий Ельцин, царство ему небесное, покажется суперкреативом. Впрочем, он-то, как мы помним, как раз волновался, выберут его или нет...