А не пора ли ускориться?

Ковидный чил закончился, а кто-то этого и не заметил

Андрей Ткаченко

Этой зимой можно отметить ровно три года, как наша жизнь сильно изменилась. В конце 2019-го был обнаружен коронавирус, весной 2020 года — закрыты границы. И ровно до весны этого года мы жили в режиме «сберегай и не торопись»... Но он закончился. А вот расслабон у кого-то, похоже, так и не прекратился.

Начну с лирики: я человек расторопный, довольно быстро соображающий и ненавидящий всеми фибрами души любое ненужное промедление. Как раз потому, что любое ненужное промедление нарушает нормальный режим: вдох — выдох, деятельность — отдых. Когда все упирается в какой-то неясный затык, начинается сыпаться весь жизненный порядок и все планы встают с ног на уши. И после вынужденного сидения на ровном месте вы резко начинаете впадать в суету, чтобы как-то выровнять ритм своей жизни. И хорошо, если ваш личный хаос примерно попадает в резонанс с окружающей обстановкой. А если нет?

Пандемия коронавируса научила нас быть фаталистами и уметь ждать. Летом 2021 года я беседовала с доктором медицинских наук, завкафедрой клинической психологии и социальной работы ЮУГМУ Алексеем Атамановым, и, как водится, спросила его, как же жить, когда горизонт планирования в лучшем случае — пара месяцев. Психолог доходчиво объяснил, что в существующем на тот момент миропорядке лучшее, что можно было сделать — учиться созерцанию. Пандемия с самоизоляцией не были временем деятелей и практиков, но неплохо подошли интеллектуалам, философам и тем, кто умеет ждать. Не выходи из комнаты, не совершай ошибку, в общем.

Только-только мы научились жить в таком режиме и даже получать от этого удовольствие, как случилось... СВО случилась, вы знаете. Коронавирус после ряда мутаций перешел в статус вредного, противного, но уже сезонного заболевания, и все ограничения были отменены. А затем пришло то, что никак не подходит под философию созерцания — да-да, частичная мобилизация. Само слово «мобилизация» очень бодрит, не говоря уже о том, что ритм в обществе должен соответствовать такому положению вещей.

Чил закончился (я знаю, что у врачей он, например, и не начинался, но давайте все же будем иметь ввиду условного офисного обывателя). Пора немножко встряхнуться. Философы и созерцатели могут продолжать наблюдения за миром, а деятели и практики должны начать умело и шустро решать проблемы и организовывать процессы.

На помощь этому всему спешит цифровизация. Призванная избавить обывателя обыкновенного от ненужной необходимости везде бегать с бумажками, а также улучшить качество жизни.

Ну, это я примерно так думала где-то полгода назад. А по факту?

Вы же знаете про очень нужный сервис «Госуслуги. Решаем вместе»? Пишешь обращение, прикрепляешь фото с предметом недовольства и отправляешь. Система ищет нужного адресата, ответственное ведомство, оно реагирует на проблему — и она решается. По крайней мере, так это все преподносится.

В середине ноября, согласно географической зиме, в Челябинске выпал снег. Город немедленно покрылся ледяной коркой. Я живу в центре, на прогулочных, гостевых маршрутах. Три дня передвигаться по проспекту Ленина в районе Алого поля было попросту невозможно — небольшой пятачок между одноименным супермаркетом и переходом через Свердловский проспект превратился в затейливый выгнутый каток, с которого так славно было скатываться... да, жаль, что на проезжую часть, а не в мягкий сугроб, например. Промаявшись дня три, шлепнувшись на пятую точку пару раз, я вспомнила, что именно для жалоб на такие нехорошие штуки и создавались «Госуслуги. Решаем вместе». И отправила обращение, прикрепив, разумеется, фоточки несанкционированной ледяной заставы, в которую превратился проспект Ленина.

Вот так выглядел этот пятачок на Алом поле в конце ноября. Катиться прямиком под колеса транспорту — это так завораживает!

Неладное я заподозрила сразу после того, как мне в аккаунт пришел промежуточный ответ: «Ваше сообщение от 21 ноября 2022 года будет рассмотрено до 20 декабря 2022 года».

Серьезно? Какое до 20 декабря? Ждать месяц?

Мы в редакции славно посмеялись над такой оперативностью, конечно, однако коллеги поведали, что им ответы приходили гораздо быстрее. А еще один товарищ напомнил, что определенный законодательством срок на запрос прессы составляет семь дней. И выходит, что один и тот же ответ мне как прессе могут подготовить за семь дней, а как физлицу — уже за тридцать... Ладно, подумала я. Чистка тротуаров — вещь в Челябинске исторически непростая. Мэр исправно раздает поручения эту работу активизировать. Может, дорожники и с ответом мне с бОльшим усердием пошевелятся...

Шло время. Гололед присыпало снежком. А потом, где-то в начале декабря, после двух недель ожидания, дворники-таки прошлись с метлами и скребками по тротуарам. Проклюнулся асфальт, который затем прикрыло пушистой снежной шапкой... И тут, на прошлой неделе, в Челябинске случились резкие температурные качели; центр города, вплоть до Кировки, снова стал скользким зеркалом, и... мне-таки пришел в «Госуслуги» ответ от городского Управления благоустройства. 

Говорилось в нем, что очистка тротуаров производится механизированным способом и работа будет продолжена. Все. На этот ответ ушел почти месяц.

Будь в то время хорошая погода, может, я бы не обозлилась как собака на подобную отписку. Но передвигаться вновь стало невозможно, улицы не чистились, проблемы не решались, и тут еще вот такой ответ... К тому же ровно в тот момент возникла еще одна «цифровая история»: я получила от одного крупного банка сообщение, что на плевую на первый взгляд процедуру (поставить галочку, чтобы снять обременение с нужной мне недвижимости после полного погашения ипотечного кредита) уйдет 15 дней. Не два, не три, пожалуйста — все 15. Рабочих. То есть три календарных недели. А еще доставка из маркетплейса задержалась ровно на две недели, из-за чего ее актуальность к Новому году, в общем, несколько протухла. А еще Владимир Путин в начале года потребовал от налоговиков ускорить возврат вычетов. И вот тут мне, кстати, повезло: как поручил президент с этим не затягивать, так моя налоговая и начала работать оперативно; две недели — и деньги на карте. А вот моему шефу ждать пришлось аж два месяца, да потом еще названивать и разбираться... Кому как удача улыбнется, короче.

Надо ли говорить, как такие истории в принципе дискредитируют всю огромную и отнюдь не пустую работу по цифровизации качества жизни?..

Ну вы поняли. Я психанула.

Не может быть никаких месяцев, 15 дней и недели на то, что должно делаться быстро, оперативно, по щелчку пальцев. Время ускорилось до невозможности, самоизоляционная расслабуха закончилась. Те, кто этого не понимает, наверное, просто должны покинуть напряженное место под названием крупный город и переехать туда, где никто никуда не торопится. Таких мест в стране много. Что там, их на выезде из Челябинска немало.

Я понимаю, что для переписи банковского законодательства требуется время. На разработку и усовершенствования тех же «Госуслуг» тоже оно нужно (хотя в Москве по поручению Сергея Собянина срок ответов в «Активном гражданине» со стороны чиновников сократили с 30 до 3 дней, то есть понадобилась лишь политическая воля). Что требуется, чтобы дворники вовремя выходили на уборку улиц? Наверное, сами дворники. Что, неоткуда набрать дворников? Лопаты везде закончились? Не поверю.

Еще я никогда не поверю, что мы научились переводить деньги одним движением пальца по экрану — на что еще 20 лет назад требовались хождения на почту или в банк — но при этом невозможно ставить нужные галочки в нужных документах без долгого и утомительного ожидания и прогулки по инстанциям с кучей бумаг. Можно. При нужном запросе общества и ответственных лиц.

На шелуху нет времени. На пустые запросы и отписки нет времени. На ожидание непонятно чего по нескольку недель нет времени. А уж на то, чтобы граждане, простите, ноги ломали при каждом снегопаде и потеплении, совсем никакой возможности, никаких ресурсов нет. Извините за пафос, задачи у страны сейчас другие. В 2023 году придется ускориться — ну просто выбора иного нет.