Недоработка, глупость, манипуляция или?..

Немного о «громких» цифрах и «критическом» мышлении в региональном медиаполе

Андрей Ткаченко

Уверен, если задать челябинцам вопрос: «Как расшифровывается аббревиатура СМИ?», ответ не заставит себя долго ждать. «Средства массовой информации», — скажет обыватель, и в принципе не ошибется. Но на днях региональные медийщики отожгли так отожгли. Массово выдали в паблик непроверенный материал и на ровном месте создали региону такой сомнительный имидж, что автору строк на мгновение почудилась новая трактовка: «Средства мусорной информации».

СМИ не берут новости из ниоткуда. Есть уйма источников, из которых поступают информповоды. Один из них — пресс-релизы от различных организаций. Это весьма ненапряжный способ взаимодействия. Пресс-секретарям интересно продвигать таким образом организации, которые они представляют. Медийщикам не надо напрягаться: готовый инфоповод прилетает тебе на почту или в мессенджер. Бери да публикуй. Но в какой-то момент журналисты, похоже, чересчур расслабились...

На днях от одной платформы по онлайн-рекрутингу — HeadHunter — приходит пресс-релиз с заголовком «42% жителей Челябинской области хотели бы переехать в другую страну». Категорично заявляется, что только треть (31%) опрошенных жителей Челябинской области точно не хотят никуда переезжать из своего региона. И дальше много цифр: кто чаще хочет сменить страну проживания, куда собираются свинтить, что здесь не устраивает и так далее. Что делают региональные СМИ? На радостях этот релиз хватают и начинают налево-направо тиражировать. Сообщение выходит в топ новостей. И вот уже картина маслом: в регионе — миграционные настроения, население уже чуть ли не на чемоданах сидит.

Местные медийщики выставили обстановку в регионе с не самой приятной стороны

Господа. У меня вопрос: а где первостепенный для работы журналиста фактчекинг? Это же прям основа основ медийщика: проверка фактов обеспечивает объективность, беспристрастность, точность. Благодаря соблюдению этих принципов появляется доверие аудитории и формируется репутация издания. Только так можно избежать фейковых новостей, непроверенных данных, передергиваний и прочего медийного мракобесия.

Что не так в этом исследовании? Да не хватает одного простого, но существенного факта: а сколько людей вообще принимали участие в этом опросе? Вот хоть одна из редакций поинтересовалась об этом у пресс-службы, прежде чем запиливать этот релиз в массы?

Мы запрос в HH, конечно, направили. Вот ответ.

«Опрос проводился с 19 по 27 ноября 2022 года среди соискателей на сайте hh.ru. Среди соискателей есть как трудоустроенные, так и безработные. Ссылка на прохождение опроса появляется в личном кабинете пользователя. В опросе приняли участие 327 соискателей в возрасте старше 18 лет, проживающие в Челябинской области.

Формально наши опросы нерепрезентативны, так как мы опрашиваем только интернет-аудиторию. Но так как мы лидеры рынка и у нас самая большая целевая аудитория в интернете, то в целом нашим исследованиям можно доверять».

В Челябинской области проживает 3,5 миллиона человек. В опросе приняли участие 327. Можно ли это считать достаточно весомыми данными, которые необходимо транслировать на регион? А как вам теперь такой заголовок: «42% из 327 жителей Челябинской области хотели бы переехать в другую страну»? 137 человек из 3,5 миллионов куда-то там собрались. И даже не собрались еще, а просто хотят. Мне одному тут кажется, что этот релиз — манипуляция, которую медийщики заглотнули, не поперхнувшись?

А ведь есть социологические исследования, которые свидетельствуют об обратном. Судя по данным Центра общественного мониторинга и проектов Челябинской области, число людей, готовых покинуть регион, напротив, сокращается! Вот два результата соцопросов. В первом случае у респондентов интересовались: готовы ли они переехать из своего населенного пункта. И в этом опросе принимало участие 17 600 человек (чувствуете разницу с 327?). И большинство сказали: «Никуда мы не хотим».

Большинство южноуральцев, судя по опросу Центра общественного мониторинга и проектов, покидать родные территории не готовы

Второй опрос был ориентирован больше на молодежь. Всего было опрошено 1 600 респондентов — граждан РФ в возрасте от 18 до 35 лет, зарегистрированных и проживающих на территории Челябинской области в 16 населенных пунктах. Затрагивалась тема переезда из страны. И здесь существенные различия с данными от HeadHunter.

«Подавляющее большинство респондентов (73%) не готовы уехать из России в случае появления такой возможности. Лишь четверть опрошенных (25,2%) в случае появления благоприятной для них возможности готовы к переезду в другую страну.

Результаты исследования демонстрируют значимую отрицательную динамику внешнемиграционных настроений: сокращается доля готовых эмигрировать (-17.8 п. п.)», — говорится в исследовании.

73% южноуральцев, судя по опросу Центра общественного мониторинга и проектов, покидать страну не собираются

Ну ведь совсем другая картина. Только отчего-то с подачи медиа в повестке — данные от HH, которые, по их же признанию, «нерепрезентативны». Как итог: на свет появляются и тиражируются искаженные данные. Читатель не видит «42% из 327 человек», он видит «42% жителей Челябинской области».

Мне кажется, этого вполне можно было избежать, включив вовремя критическое мышление. Однако здесь видится еще один аспект проблемы. Давайте поразмышляем: целая отрасль информационщиков, которая работает здесь, в регионе, получает зарплату в регионе. Не складывается ли так, что региональные СМИ свой же регион еще и «засаживают»? Это нормально вообще?

Государство транслирует: медиа сегодня уже не просто передатчики информации. Надо научиться не отзеркаливать реальность, а начать формировать ее, влиять на нее, изменяя в лучшую сторону. Иными словами, медиа сегодня должны становиться творцами смыслов. А тут такая чехарда на ровном месте.

Поэтому я обращаюсь уже к читателям. Дорогие вы наши. Относитесь, пожалуйста, к любой информации (особенно к той, которая выводит вас на эмоции) критически. Сомневайтесь, перепроверяйте, особенно в период информационного переизбытка, где каждый стремится в первую очередь завладеть вашим вниманием.

В принципе, такой же совет я дал бы и журналистам...