Музей искусств

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Пэчворк, иконописные строители заводов и немыслимой красоты рудники — все это можно увидеть на выставке, открывшейся в музее изобразительных искусств. Челябинск в его нынешнем качестве, по сути, и родился в тридцатые годы — эпоху становления индустриализации. В которой причудливо смешались искусство, народное хозяйство и промышленный бум.

Первую пятилетку официально выполнили за четыре года, после чего СССР из страны аграрной стал индустриальной. Советский народ пахал на стройках, заводах, железных дорогах, поднимал экономику и возводил новые города. Официальное искусство того времени стояло на потоке — художники отправлялись в цеха и на производственные площадки, искали образы в ежедневном тяжелом труде. Героями картин становились бетонщики, электрики, штукатурщицы, инженеры...

Так выглядела типичная героиня соцреализма тридцатых годов

Результатом одного такого художественного десанта стала выставка «Урало-Кузбасс в живописи». Она прошла в Уфе, Новосибирске, Свердловске и Челябинске в 1936–1937 годах. Часть этих картин хранится в запасниках Челябинского музея изобразительных искусств, а сегодня их можно увидеть на выставке «Первая пятилетка. Великие стройки Урала».

Металлургия — частый сюжет картин первой пятилетки

— Наша выставка состоит из двух частей: живопись тридцатых годов, та самая коллекция «Урало-Кузбасс», и цикл «Первая пятилетка» в технике лоскутного шитья (пэчворк — прим. редакции), которое создавалось под руководством мастериц челябинских клубов, — рассказывает директор музея Станислав Ткаченко. — Нам показалось интересным соединить эти два направления. Коллажи-пэчворки стилистически предваряют живописную экспозицию. Они являются оммажем (работа-подражание с жестом уважения — прим. редакции) по отношению к конструктивизму.

Пэчворк эпохи индустриализации

На лоскутных картинах — гидроэлектростанции, трубы, краны, железные дороги. Те же самые мотивы — на живописных полотнах, но уже, конечно, более очеловеченные.

— Раннее социалистическое искусство еще не содержит мощного идеологического канона, в нем есть уязвимость, наивность, незалакированность. Но в то же время это уже то искусство, которое спустя несколько лет станет мейнстримом огромной страны на долгие десятилетия, — говорит Станислав Ткаченко.

Этот ранний социалистический реализм отнюдь не был плоским и одномерным. Например, картина Василия Костяницына «Три ударника». Приглядитесь — и вы заметите, что три героя расположены на линии замкнутого круга, а за спиной одного из них — что-то очень похожее на крест. Дело в том, что Костяницын был из семьи иконописцев и сохранил этот почерк на протяжении всей творческой жизни.

Эксперты считают, что картина «Три ударника» выполнена по канонам иконописи

Или полотно Бориса Яковлева «Рудник в Сатке». Кажется, что в эту смесь металла, желтой земли и пыльного серого воздуха можно прямо шагнуть — настолько реалистично выполнен каждый штрих. Но если отойти чуть подальше, то можно заметить то неуловимое «внутреннее свечение», ту размытость, которые есть на картинах импрессионистов.

Картина «Рудник в Сатке» Бориса Яковлева

Карабашский медеплавильный завод, особенно в тридцатые годы, казалось бы, меньше всего похож на Италию периода Возрождения. Однако именно в этом полотне эксперты усмотрели подражательство художникам указанной эпохи — прозрачные солнечные тона красок, легкость контуров.

Полотно с изображением Карабашского завода

Или исторически значимый для челябинцев сюжет на картине Федора Модорова «Ударник Сафразьян». Мужчина в национальной армянской одежде, кажется, опирается рукой на стену. На самом деле Леон Богданович, начальник строительства ЧТЗ, указывает на карту застройки Тракторозаводского района.

Картина «Ударник Сафразьян» Федора Модорова

— На этой выставке запечатлено время, в которое Челябинск стал тем городом, которым внутренне является и поныне, — говорит Станислав Ткаченко.

Некоторые картины перед экспозицией пришлось тщательно отреставрировать. Например, полотна Серафимы Рянгиной «Цех производства кирпича» и «У шахтной печи» долго время лежали, свернутые в трубки, и имели совершенно неприглядный вид. Но при участии одного крупного завода Челябинской области были проведены дорогостоящие восстановительные работы, и теперь картины поражают взор.

Шахты и цеха на картинах Серафимы Рянгиной

Приобщиться к эпохе тех лет можно будет вплоть до сентября. Выставка «Первая пятилетка. Великие стройки Урала» продлится в Челябинском музее изобразительных искусств полтора месяца.

Мнение

Интервью

Популярное