Мелочная история

Личное мнение о ближайшем будущем челябинских маршруток

Андрей Ткаченко

В марте в Челябинске грядет массовое подорожание проезда в маршрутках. Горожан больше удивил не столько сам рост цен, сколько тот факт, что теперь в транспорте придется рассчитываться копейками. Так за что же мы платим — и будем платить еще больше?

Мне крайне не хотелось превращать этот текст в сплошные потоки ненависти и ярости. Хочется сесть и объективно взвесить все «за» и «против». Вспомнить, что маршруткам мы отчасти все-таки обязаны — их намного больше, чем другого общественного транспорта, ездят они быстрее и туда, куда автобусы с трамваями и троллейбусами порой не доходят вовсе. Но катаясь на них днем за днем, утром и вечером, попадая как раз в часы пик, благодарности — или хотя бы просто нейтрального отношения — испытываешь мало.

Они не выпускают другие транспортные средства, отъезжающие от остановки, чтобы спокойно занять их место — не по-пацански, видимо. Вместо этого перекроют все отъезды-выезды или уедут черти куда от остановки. (Увы, я замечаю, что и традиционный общественный транспорт постепенно подхватывает эту болезнь). Одни не открывают задние двери, заставляя пассажиров надрывать глотки в попытке перекричать весь салон; другие, распахнув все выходы, чуть ли не после каждой остановки забывают закрыть их обратно, устраивая поездки с «ветерком». Если бы я так же плохо и небрежно выполняла свою работу, я бы не писала сейчас это мнение в «Обзоре». А такие водители-«профессионалы» выходят в рейсы каждый день.

Скоро станет еще веселее. Ожидаемое нововведение дней грядущих: рост цен на проезд в маршрутках. Черт бы с ним, выросли бы до 29-30 рублей (многовато, конечно, но хотя бы ровно). Но это что такое вообще?

  • № 3 «ТРК „Алмаз“ — ЧВВАКУШ» с 25 рублей до 28 рублей 10 коп.;
  • 104 «Поселок АМЗ — Бейвеля» с 25 рублей до 28 рублей 20 коп.;
  • № 54 «ТК „Диско“ — Александра Шмакова» с 25 рублей до 28 рублей 30 коп.;
  • № 72 «ЧМК — Железнодорожный вокзал» с 25 рублей до 28 рублей 40 коп.;
  • № 10 «ЧМК — ЮУрГУ» с 25 рублей до 28 рублей 50 коп.;
  • № 19 «Чистопольская — Приборостроительная» с 25 рублей до 28 рублей 60 коп.;
  • № 39 «ЧТЗ — Чичерина» с 25 рублей до 28 рублей 80 коп.;
  • № 86 «Мехколонна — поселок Шершни» с 25 рублей до 28 рублей 90 коп...

...семьдесят, 70 копеек забыли!

«Как указано в сообщении предприятий-перевозчиков, повышение тарифа на перевозку пассажиров вызвано необходимостью выполнения требований законодательства в части установки тахографов, камер видеонаблюдения, терминалов, касс-онлайн, а также ежегодной инфляцией», — говорят нам в Управлении транспорта челябинской мэрии.

Убедительно, конечно, но стоимость растет не в первый раз. Причем с теми же аргументами: топливо, запчасти, ГЛОНАСС, внедрение безналичной оплаты проезда. Раньше мы катались за 18 и 20 рублей, потом 23, 25 и вот теперь... Внимание, вопрос: хоть кто-то видел видеокамеры в маршрутках? Не разово, а как явление привычное и постоянное? Что уж говорить про онлайн-кассы...

Еще у нас любят обосновывать повышение стоимости проезда подорожанием бензина. Вот только у нас цена топлива за последний год не сильно-то и выросла. Более того, у нас вроде как самый дешевый по стране бензин. Так где преимущества от дешевизны топлива? Вопрос даже не риторический — попросту бессмысленный.

Расчет, в принципе, понятен: пассажир, не желающий трясти горстью мелочи, отдаст те самые 29–30 рублей вместо того, чтобы искать 28 и 80 копеек, а потом глянет на забившуюся маршрутку, вздохнет и решит, что обойдется без сдачи. Вот только люди попадаются и крайне принципиальные. Есть те, кто ни одной — не то что 20-30 копеек — не отдаст.

Готовьте ваши денежки!

Недавний случай — женщина протянула маршрутчику крупную купюру. Благо, ехала она довольно долго. Водитель на одной из остановок вышел, дошел до коллеги на другой машине, разменял деньги и только после этого вернул сдачу. Удобно, правда? А если несколько людей за день с тысячными купюрами? Такие идеи уже вполне обсуждаются в соцсетях — новость вызвала бурю негодования:

«Обязанность сдавать сдачу с любой купюры лежит на продавце, в данном случае, на том, кто предоставляет услугу. Вот лайфхак, давайте ездить с 1000 купюрами, высадить не имеют права, если нет сдачи».

«10 копеек... А почему 15 коп. не сделают? Мы не ищем легких путей».

«Надо просто настырно просить свою сдачу (90 копеек, например). Вот будет весело».

Заодно горожане представили, как водитель будет пытаться высчитывать стоимость проезда за несколько человек. Ну, вот это самое: «Вы за меня заплатите, а я вам отдам». Так себе, прямо скажем, идея: на ходу, крутя баранку, высчитывать, сколько нужно дать сдачу с пятисотки за троих пассажиров по 28,60 рублей с каждого. Из-за чего некоторые челябинцы сделали вывод, что брать за проезд все равно будут круглую сумму — а все эти повышения нужны для отчетности перед надзорными органами: мол, разные цены, значит, все в пределах нормы, никакого сговора.

По маршруткам часто проводят рейды. Но если бы от этого становилось лучше...

Так что выбор невелик: пересаживаться на другой транспорт — или готовиться, набирать копейки, разбивать копилки. Но за такую цену — круглую или нет — хотелось бы нормальных услуг дождаться. Даже если в маршрутке ты проводишь минут 15 утром и днем. Нелегалов вроде практически не осталось (по крайней мере, об этом регулярно отчитываются городские власти). Однако и те же «легалы» порой превращают поездку в экстремальный квест. Конечно, есть и вполне благожелательные водители — впрочем, как и в любой сфере жизни есть адекватные профессионалы. Но неприятности от старых ржавых ПАЗиков перебивают все положительное впечатление. И даже новые маршрутки — которые постепенно появляются в городе — не сильно спасают. Толку от новой машины, если тебя везут как бревно, мотыляя на каждом повороте? Разруха-то не в клозетах...

Можно ли что-то с этим делать? Можно хотя бы попытаться. Если вам не дали сдачу, нахамили, или маршрутка буквально разваливается на ходу — можно попробовать пожаловаться. Например, в Ространснадзор, городское Управление транспортаРоспотребнадзор. Если водитель нарушает правила дорожного движения — в ГИБДД. При этом, конечно, нужно зафиксировать госзнак транспортного средства. Указать максимально точно дату и место произошедшего. Может, и муторно, но все эффективнее, чем скулить каждый день о том, что «везут, как бревна», «нарушают, подрезают», «автобусы, как ржавые корыта».

Рассчитывать на полное восстановление справедливости может и не стоит, но гражданскую позицию проявить — вполне пожалуйста. Авось после постоянных жалоб на одного и того же перевозчика в следующий раз его не пустят на улицы города — хоть за 25, хоть за 30 рублей.