Транспорт

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Развитие местного туризма — одна из первостепенных задач для властей, особенно в условиях небыстро открывающихся границ. При этом Челябинская область — край озер и гор — по-прежнему остается регионом для автомобилистов, а не для любителей общественного транспорта...

Два года назад по возвращении из отпуска я написала колонку «(Не)дорогая моя страна», в которой, в частности, рассмотрела вопрос о невозможности добраться до популярных мест отдыха на Южном Урале на общественном транспорте.

Времена, как говорится, изменились: если в 2019 году я писала текст о возможности и необходимости выбирать между Южным Уралом, отдыхом в России и за границей, то теперь сами знаете — по известной всем причине выбор существенно сократился. Черноморские курорты этим летом, несмотря на ливни и подтопления, трещали от наплыва туристов. Турция после открытия принимала забитые до отказа российские самолеты; ехали люди понемногу и в Грецию, и в Египет, и в ОАЭ, и на Кубу. Но все же отдых на родине для большинства граждан остался не только доступным, но и безопасным и понятным — не все хотят сдавать ПЦР-тесты на территории другого государства с перспективой загреметь в случае положительного результата в не пойми какой обсерватор.

Поехала по России и я: с Крыма на Байкал. Вернувшись, снова с горечью констатирую: в Челябинской области транспортная доступность мест отдыха значительно уступает тому, что есть в других регионах.

В Крыму и в Иркутской области — куча недостатков, но есть неоспоримый плюс: в этих совершенно разных территориях транспортная система одинаково заточена под туристов обоюдоострым лезвием. Маршрутка, автобус, паром, катер — все, что вашей душе угодно, чтобы добраться до достопримечательностей, курортных поселков, укромных пляжей или мысов. Транспорт с местных авто- и речных вокзалов отправляется в сторону курортов каждые полчаса, набитый счастливыми туристами. Экскурсионные маршруты — на джипах, «буханках», вместительных микроавтобусах. Люди, не имеющие водительских прав, имеют при этом и право и возможность полноценно отдохнуть.

А вот как выглядит пассажирский паром на Байкале, например

Что же Челябинская область? Увы, национальный парк «Зюраткуль», моя давняя мечта, по-прежнему остается местом, недоступным для безлошадных граждан. Сначала езжайте до Сатки, а там как хотите: такси, попутка, пешая прогулка в пару десятков километров. Хочется ехать? Мне уже нет. Несколько проще схема езды до национального парка «Таганай» — до центральной усадьбы можно добраться на автобусе с местного автовокзала. Да, пересадка, да, до Златоуста тоже надо доехать, но все же в этой схеме нет необходимости пользоваться исключительно личной машиной или такси.

Очень радует, что до крупных санаториев Челябинской области можно добраться на автобусах — сама пользовалась этой возможностью уже дважды за этот год. Удобно, быстро, дешево, вопросов нет. Но все же сколько в регионе красивых и достаточно укромных мест, куда не ступало колесо общественного транспорта? Например, Аркаим? Почему туда не отправляются каждый день удобные безопасные маршрутки? Да что там, до известных термальных комплексов под Челябинском — и то не доехать без своего автомобиля. А очень, знаете ли, хотелось бы...

При этом невозможно отрицать, что в Челябинске вопросы общественного транспорта решаются в лучшую сторону — закупаются новые трамваи, автобусы, принято решение о развитии троллейбусного сообщения (выбран концессионер — группа «Синара» намерена вложить в городской электротранспорт минимум 9,2 млрд рублей). Если еще лет пять назад я чувствовала себя ущемленным элементом в связи с отсутствием личного авто, то сегодня спокойно могу добраться почти во все районы города на общественном транспорте средней и большой вместимости (а не на маршрутке-«газельке» с отваливающейся дверцей). Центр города становится все более доступным и приятным для пешеходов — от парка Гагарина до новой набережной, упирающейся в Сквер искусств на улице Труда, гулять теперь одно удовольствие: все благоустроено, чисто и аккуратно.

Человек, разумеется, имеет право на личный автомобиль, и я вполне понимаю тех, кто живет в отдаленных районах и добирается на работу на машине. Но все же: точно ли нужен автомобиль, когда человек отправляется на отдых, даже по родному региону? Точно ли не обойтись без заморочек с парковкой, платными стоянками и прочим? А возьмем иностранных туристов — их на Южном Урале пока значительно меньше, чем на том же Байкале, но все же: удобно ли человеку, не знающему языка, соображать, где и как в какой-то там деревеньке вызвать такси, чтобы добраться до национального парка? И думать при этом: на сколько его «разведут» за получасовую поездку эти хитрые русские, у которых рубль все время падает...

На Южном Урале — прекрасные места для отдыха. И даже свой брендовый туристический маршрут у нас наконец-то появился, и название-то какое: «К нам прилетают даже метеориты!» Миасс, Златоуст, Сатка, Челябинск, лучшие музеи и красивейшие природные объекты — все там есть. И цена вполне божеская, и, самое главное, транспортировка включена — красота. Во всем бы так. А пока... пока мне пора менять водительские права. Но вот от покупки автомобиля в ближайшее время воздержусь. Подожду: а там, глядишь, или заграницу откроют, или все же доступ на местные курорты станет проще.

Мнение

Интервью

Популярное