Транспорт

Алексей Текслер с Челябинском — 2 года. 19 марта 2019-го заступил на пост главы региона и стартовал без раскачки: прошерстил чиновничий аппарат, избавил его от токсичных фигур, успешно выиграл выборы, вручил «мандат управления» Челябинском Наталье Котовой. И пока предшественники раз за разом пополняли сводки уголовных дел, новая команда занялась тем, чем ей и полагается — развитием области и областного центра. Но в силах ли одного Алексея Текслера сделать так, чтобы Челябинск в ближайшие годы не просто предстал в новом качестве, а расцвел?

Для понимания, какое наследие Алексей Текслер принял в 2019 году: на тот момент после Петра Сумина, Михаила Юревича, Бориса Дубровского он стал уже четвертым главой региона за последние 10 лет! За столь краткий в масштабах региона промежуток времени — четыре видения на ведение деятельности. То мы металлурги, то ударяемся в сельское хозяйство, то высказываемся за диверсификацию, то Великий шелковый путь воссоздаем. Столько же мэров за это время сменилось и в Челябинске: тот же Михаил Юревич, Сергей Давыдов, Евгений Тефтелев, Владимир Елистратов. И каждая метла по-новому метет. То нам нужны широкие дороги, то деревья высаживаем. То мы за стабильность, то за экономический рывок. В политическом плане — это лихорадка! Как при этом Южный Урал вместе с его столицей на тот момент умудрились сохранить относительное равновесие — загадка.

Впрочем, смеем озвучить, что претензии населения к властям в Челябинске особенно обострились все же при предшественниках Алексея Текслера. Горожане проклинали «тефтелевы кучи» (нетрудно догадаться, чьим именем их окрестив); в 2018-м город захлебнулся в мусорном коллапсе; муниципальный общественный транспорт ветшал на глазах, а лакомые маршруты доставались частникам; аукционы на уборку дорог зимой выигрывали магнитогорские компании, а челябинцы потом продирались по песко-соляной каше с риском отправить обувь в утиль после каждой прогулки. Ну, и так далее. Алексей Леонидович сквозь пальцы смотреть на это не стал.

«Моя задача — увидеть все своими глазами»

Инспекции по Челябинску и области с первого же дня. Благостные маршруты, которые рисовали заранее, отправлялись в условную урну, и глава региона отправлялся не туда, куда его направляют, а куда сам решит. Так в СМИ появился термин «разворот Текслера», а местные главы приуныли: от привычки вместо реального положения дел демонстрировать «парадную вывеску» пришлось стремительно избавляться. На первоначальную оценку состояния города Алексею Текслеру потребовалось менее двух месяцев, после чего он признал: «Мы все находимся не на том месте, которого заслуживаем». Тогда же к тем, кто город дербанил в своих интересах, прозвучало крайне недвусмысленное требование: «Хватит относиться к Челябинску, как к дойной корове!»

«Нужно кардинально поменять отношение к Челябинску. Хватит растаскивать город по интересам, делить его в ущерб развитию и нуждам жителей. Многие из нас в этом городе родились. Нам и нашим детям в этом городе жить», — заявил в мае 2019 года глава региона.

Инспекционные поездки по Челябинску — одна из прерогатив губернатора

То, что Алексей Текслер повернулся лицом к населению — неоспоримый факт. Не отсиживается в кабинетах, кулуарно решая вопросы, а регулярно «шерстит» город с инспекционными поездками. Также на сегодняшний день он — один из лидеров в стране по количеству подписчиков в соцсетях. А ведь это не только лайки, но и обращения, жалобы населения. Подавляющее большинство комментариев — повод для реакции соответствующих структур. И это тоже важно. Одними стратегиями и концепциями, которыми ранее «кормили» население, сыт не будешь. Более того, рассказывают в правительстве региона, выходные дни губернатор тратит на неофициальные поездки по Челябинску, чтобы воочию оценить, где еще можно улучшить, где поднажать. Поэтому мэр у города, конечно, есть. Но «одна голова хорошо, а две — лучше».

Если отталкиваться от другой поговорки — «Соловья баснями не кормят», то принцип следующий: челябинцам можно сколько угодно рассказывать о том, что им живется лучше, но вид из окон им расскажет больше. Тем не менее, смеем предположить, изменения в лучшую сторону с приходом Алексея Текслера к власти — видны. Смотреть на город гораздо приятнее, город становится удобнее. Однако, конечно, не без недочетов. Не «авгиевы конюшни», но есть что разгребать.

Набережная (уже не) в тумане

Участок центра Челябинска, давно нуждающийся в современном эффектном благоустройстве: набережная реки Миасс от улицы Кирова до створа улицы Пушкина и будущего «Сквера Искусств». Место важное, исторически обжитое — здесь и концертный зал Прокофьева, и Картинная галерея, и ряд старинных зданий, и адаптированные под эту архитектуру крупные бизнес-центры.

О том, что вдоль реки появится прогулочная зона, стало известно еще в 2019 году. Подрядчиком, выполняющим строительные работы на набережной, была компания ООО «Урал-Сервис-Групп». В феврале 2020-го на этот объект с инспекционной поездкой приезжала глава Челябинска Наталья Котова и осталась довольна. Казалось, ничего не предвещало беды — по контракту благоустройство этого участка должно было завершиться в декабре прошлого года.

Однако что-то пошло не так. Работы после лета практически встали. Подрядчик нарвался на взбучку от губернатора:

— Это вопиющий случай! — возмущался губернатор на пресс-конференции в декабре 2020 года. — Я сам лично занимался тем, что выделяли федеральные деньги на набережную в прошлом году, еще под саммиты. Вся эта ситуация меня крайне возмутила, я в начале осени приезжал на объект, ругался. Что имеем в итоге? Недостроенный объект. Подрядчика, который пришел и не организовал фронт работ. Там нет ничего сложного, это не космический корабль сделать!

Что сказать, возмутился не только глава региона. Обитатели Центрального района Челябинска, особенно старожилы, выражались и вовсе нехорошо в адрес сложившейся ситуации. К счастью, на сегодня прежний подрядчик, как и обещал губернатор, ушел с объекта, и отыгран новый аукцион: 12 марта победителем стало ООО «Строймеханизация» (компания была единственным участником закупки). Стоимость контракта — 489 млн рублей. Согласно документации закупки, на набережной появятся: скамейки, арт-объекты (включая инсталляцию букв «Набережная»), детская площадка с каруселью и скалодромом, велопарковка, торговые павильоны; будет смонтирована система видеонаблюдения; обещают уличный Wi-Fi. Также вдоль реки будут высажены липы, яблони, ивы, сосны, кизильник, можжевельник и другая растительность.

Не взлетевшие пока «Крылья»

Объект очень печального состояния на сегодня — масштабный проект, затеянный при экс-главе региона Борисе Дубровском. Сегодня от грандиозного конгресс-холла есть только бетонные ребра, перекинутые через реку Миасс (недалеко от вышеупомянутой набережной), да воспоминания об обещаниях непременно его возвести к саммитам (их, если кто не помнит, сначала перенесли в Санкт-Петербург, а затем и вовсе отменили из-за пандемии). Редкий человек, проходя по берегу Миасса, не бросит на остов «Крыльев» неодобрительного взгляда...

Что делать с бетоном и сваями? А заодно с «Таганаем», который также возводился к саммитам? Алексей Текслер озвучил свое видение и по этим объектам.

Такая картина в центре города, на реке — это действительно никуда не годится

— В Челябинске в центре города недостроенный объект — это никуда не годится. Поэтому есть понимание, что на месте конгресс-холла будет: мы определили для себя, что этот объект должен нести культурную, социальную функцию. В регионе есть нехватка концертных залов, мы хотим сделать его современным, с отличной акустикой. Второе — планируется дворец торжеств, бракосочетаний. В Челябинске, к большому сожалению, такого объекта нет, — отметил Алексей Текслер. — Сейчас идут предпроектные работы, мы конфигурируем это пространство. Там будут площади, чтобы проводить культурные события, те же выставки.

Также губернатор рассказал о другом крупном недострое к саммитам — конгресс-холле «Таганай» на улице Труда.

«Таганай» выглядит лучше «Крыльев», но претензий тоже много

— Что касается «Таганая» — это абсолютно частный объект, направление у него торгово-развлекательное. Конгресс-холлом он был на промежуточном этапе, — добавил глава региона. — Инвестор очень сильно подвел нас, это один из объектов, по которым было большое количество вопросов со стороны оргкомитета саммитов. Сейчас мы видим, что стройка там продолжается. Инвестор несколько раз публично давал обещания завершить объект, но сроки срываются до сих пор.

Очевидно, что привлечение бизнеса, инвесторов к крупным инфраструктурным объектам — это то, чего хочет Алексей Текслер. Ни слова о том, что «Крылья» могут быть все-таки достроены за счет бюджета, из уст нынешнего губернатора не звучало ни разу. И подтекстом явно звучит то, что отношения инвесторов с властью должны быть без особых претензий с обеих сторон. Получится ли это у нынешнего главы региона, станет ясно позже. А пока — изо всех сил челябинцы ждут презентации хотя бы проекта переделанных «Крыльев».

Подземелье вечности, или челябинское метро

Проблема похуже «Крыльев» — те хоть над землей (шутка). На одно только поддержание шахт недостроенного челябинского метро тратятся сотни миллионов рублей в год. На строительство нужны десятки миллиардов.

Еще в 2019 году в ходе прямой линии Алексей Текслер заявил, что метрополитен в нашем городе когда-нибудь все-таки появится: «Мы пытаемся включить метро в новую маршрутную сеть Челябинска». В частности, были версии, что ветки все-таки попытаются связать с наземными линиями транспорта, чтобы соорудить что-то вроде скоростного трамвая.

Что же, маршрутная сеть сейчас как раз проходит стадию внесения народных предложений, и, судя по ней, власти пока не планируют насовсем отказываться от идеи развитии метрополитена Челябинска. Разумеется, камнем преткновения является вопрос получения федеральных средств. Острой потребности в метро у жителей Челябинска нет. Но метрополитен — это еще и важный объект гражданской обороны и развитие градостроительства.

В общем, какие-то внятные решения, связанные с будущим метрополитена Челябинска, это, пожалуй, одна из важнейших задач для губернатора на ближайшее время. Конечно, задавать эти вопросы стоило бы совсем не Алексею Текслеру, а тем, кто затеял не совсем внятный проект еще лет... дцать назад, но такова участь власти — доделывать то, что бросили предыдущие. И нынешнему губернатору таких проектов досталось ну совсем немало, чего уж скрывать.

Экология в приоритете

Небольшое, хоть и не совсем лирическое отступление...

«Коллеги, я не удовлетворен цифрами, которые здесь прозвучали, особенно, когда говорят, что экология у нас самое отстающее направление при реализации нацпроектов», — жестко заявил Алексей Текслер полтора года назад на совещании с министрами региона. И обозначил основные вопросы в экологической повестке:

  • качество воды;
  • обращение с отходами;
  • экологизация транспорта;
  • озеленение городов;
  • развитие экотуризма.

А теперь попробуем вспомнить, что было сделано с тех пор в Челябинске:

  • Закуплены новые автобусы, работающие на экологичном газомоторном топливе — за последнее время в южноуральскую столицу поступило более 100 единиц. И на этом поставки не должны прекратиться.

На данный момент в Челябинск поступило более 100 новых автобусов

  • Подписаны четырехсторонние (между правительством региона, Минприроды, Росприроднадзором и предприятием) соглашения с полутора десятками промышленных предприятий. В частности, с ПАО «Мечел» и АО «ЧЭМК» достигнуты договоренности о переоборудовании печей, газоочистных сооружений и других систем. Заключено соглашение с ПАО «Фортум» о переводе единственной в Челябинске угольной ТЭЦ-2 на газ.
  • В декабре в Челябинске был открыт центр экологического мониторинга (ЦЭМ). «Территориальный информационно-аналитический центр создан в рамках реализации федпроекта „Чистый воздух“ и представляет собой информационную сеть, к которой подключены приборы контроля, способные в автоматическом режиме передавать данные о загрязнении атмосферного воздуха в единое хранилище для последующего анализа и принятия управленческих решений. Данные поступают с трех уровней контроля: государственной, территориальной и локальных систем (сетей) наблюдений», — комментирует руководитель координационного совета при губернаторе по вопросам экологии Рашид Исмаилов. Алексей Текслер, в свою очередь, предупреждает предприятия об ответственности за выбросы: уже не получится сказать: «Это не мы».

В декабре в Челябинске открылся ЦЭМ

В завершающую стадию вышла и рекультивация Челябинской свалки. Ревизию объекта проводили «экзаменаторы» федерального уровня — Южный Урал посетила курирующая сферу экологии вице-премьер страны Виктория Абрамченко.

«То, что сделано, сделано по наилучшим доступным технологиям с применением лучших экологических стандартов — это очень хорошо. Мы увидели несколько этапов, несколько инженерных сооружений, технологий, которые применены в рекультивации данной свалки, такого второго объекта пока в стране нет. Это, действительно, уникальная рекультивация», — отметила Виктория Абрамченко.

На федеральном уровне историю с рекультивацией свалки назвали «уникальной»

И, пожалуй, совсем не случайно именно в Челябинске прошло совещание, касающееся программы «Чистый воздух», реализующейся в 12 городах страны. Этим федеральная сторона как бы показывает: вот в каком субъекте готовы к решению проблем с выбросами. До конца 2024 года планируется снижение их объема в Челябинске на 39%.

Южноуральское правительство, тем не менее, работает не только в рамках национальных и федеральных проектов. Свои инициативы тоже продвигаются: в декабре прошлого года в Челябинской области — первом субъекте страны — был создан региональный экологический стандарт.

«У нас есть действующее законодательство, но, тем не менее, мы принимаем свои решения, свои подходы для улучшения экологического благополучия наших жителей. Структура самого стандарта и представляет собой эти предложения и идеи, включая комплексный подход к решению всех проблем и задач», — говорит Алексей Текслер.

Стандарт представляет собой свод экологических норм, правил и рекомендаций. Пока он является добровольным — но в будущем его требования должны стать обязательными для субъектов, оказывающих воздействие на окружающую среду.

Транспорт

Новый транспорт в Челябинск и другие города области стали поставлять в рамках экологических программ. Но транспортные проблемы на Южном Урале, конечно, куда шире вопроса выхлопов. Областное правительство решило заняться проблемой на своем уровне — и приступило к созданию новой схемы Челябинской агломерации. Разработка проекта все еще идет — и о результатах говорить преждевременно. Но решение для одной из болевых точек недавно все-таки подоспело.

«Очень много лет трамвайный парк в Челябинске не обновлялся. Были единичные приобретения нескольких вагонов лет 10 назад, но система не велась с советского времени никак. И мы это с вами видим на улице — я уже говорил, что на этих вагонах, которые ездят сегодня по Челябинску, я ездил в школу в 80-е годы. Те вагоны, которые есть сегодня, совершенно по комфорту не соответствуют современным требованиям. Эта одна из транспортных проблем города, которая была, и мы ее обязательно решим», — говорит губернатор.

Алексей Текслер анонсировал закупку новых трамваев для Челябинска

Обновлять трамвайный парк в Челябинске планируют уже в этом году. Власти планируют закупить 30 новых вагонов, выпущенных в Усть-Катаве. Устами Алексея Текслера анонсирована и масштабная программа по реновации трамвайных путей. В этом году будут модернизированы около 10 километров рельсов. На инфраструктуру и вагоны из областного бюджета в 2021 году выделяется 1,3 миллиарда рублей.

В сухом остатке

Мы не расхваливаем, мы перечисляем факты. Выводы, в общем-то, очевидны. За два года Челябинск не только выбрался из трясины бюрократии, взяточничества и распилов (за что сейчас отбывает срок в колонии бывший мэр Евгений Тефтелев), но и активно развивается. Да, без нареканий со стороны населения не обходится до сих пор. Это и несанкционированные парковки с ларьками, портящие внешний облик города, лишающие мегаполис сотен миллионов рублей ежегодно за счет отсутствия платежей за аренду земли. Это вопросы многочисленных вырубок деревьев в угоду каким-то офисам и торговым объектам. Это отсутствие внятной стратегии развития Челябинска, что аж Генеральный план на стадии принятия пришлось приостанавливать. Но акцентируем: нарекания население адресует Алексею Текслеру не в виде претензий — это наследие его предшественников, а не результат его деятельности — а в виде вопроса: «Ну когда уже?». Впрочем, так или иначе, ответы на эти вопросы давать придется. И у Алексея Леонидовича на это есть максимум три года — до сентября 2024 года, когда на новых выборах губернатора понадобится в том числе и поддержка челябинцев. Если, конечно, возникнет желание идти на второй срок. Впрочем, об этом заводить разговор пока рановато.

Послесловие от главного редактора

Хочу обратить внимание челябинцев на аббревиатуру РСПП. И речь идет не о Российском союзе промышленников и предпринимателей, а о «Российско-Советской Партии Пофигистов». Она непобедима и неистребима в нескольких поколениях носителей.

Иду в подъезде по лестнице, в пролете стоит здоровенная детина. Дымит своей «балканкой» так, что впору противогаз надевать, высморкался на лестницу смачно раза три и отправился дальше себе преспокойненько.

Перенесли в одном из дворов мусорные контейнеры на несколько сотен метров, чтобы санитарные нормы выполнялись, чтобы летом людям из баков смердина не долетала в окна раскрытые. Так люди вместо того, чтобы дойти до контейнерной площадки, начали валить мусор прямиком на землю. У своего же дома!

Челябинцы загаживают пространства прямиком у своих жилищ

«Никто не заметит, что я тут нагадил», — это образ мыслей такой — не думать об окружающих. А тут и думать нечем, потому что там в межушном пространстве все забито навозом с детства.

И таких людей в городе далеко не единицы. Им хоть Дубровский, хоть Юревич, хоть Текслер, да хоть сам Путин. Это как медузы. В море пасутся — отлично. Волной к берегу прибило — тоже прекрасно. Конек морской мимо проплыл — просто восхитительно! Но зато об камень если ударит, то виноват камень, а не тот, кто равнодушно на него плыл.

В конце прошлого года Алексей Текслер распорядился украсить Челябинск новогодней иллюминацией. Чтобы горожане, замученные ковидом, хоть как-то порадовались, чтобы праздничные эмоции появились. Чем ответили горожане? В праздники сломали конструкции в ледовом городке на площади Революции, а также выкрутили из арт-объектов десятки лампочек. Вот вам проза жизни. Поэтому прежде чем ждать манны небесной от губернатора, задайте вопрос: «Как можно улучшить жизнь в городе?» перед зеркалом или соседям по лестничной площадке. Лишним не будет.

Мнение

Интервью

Популярное