Сколько ни говори «халва»...

В Челябинске — самый доступный бензин в России. Так ли это?

Андрей Ткаченко

Бензин в Челябинске в среднем стоит дешевле 40 рублей за литр. Такую статистику выкатили столичные аналитики. По их данным, топливо в южноуральской столице — самое дешевое в стране, но при этом не самое доступное. Что за казуистика, и почему при попытке проверить цифры началась какая-то свистопляска?

Рейтинг регионов по доступности бензина представили в агентстве «РИА Новости». По их данным, топливо в Челябинской области — самое дешевое в России. Литр «горючки» в среднем обходится в 39,97 рублей. Так почему же в рейтинге регионов с самым доступным бензином мы не в лидерах?

А потому что доходы населения также различаются...

Сама методика проста, как топор: берется средняя зарплата и накладывается на среднюю же стоимость бензина. С поправкой, что топливо это исключительно марки АИ-92. После деления одного на другое в итоге выходит «средняя по больнице температура». Не будем томить читателя: 30-е место с показателем 803 литра. Такие цифры по Челябинской области после подсчетов вышли у аналитиков.

«В число лидирующих в рейтинге регионов с самым доступным бензином входят преимущественно территории Крайнего Севера и обе столицы. Лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где на среднюю зарплату можно приобрести 2 091 литр в месяц. Второе место заняла Москва (1 886), третье — Ненецкий автономный округ (1 640)», — говорится в исследовании.

Ну то есть в обывательском представлении все понятно: север с его «нефтянкой», да «сытая Москва, которую регионы кормят». Тут бы согласно покивать головой да сказать «расходимся». Но у меня, как автолюбителя, который на заправки заезжает регулярно, от этой статистики взгляд малость одичал. Поэтому вопрос простой: стоит ли верить представленным цифрам?

Челябинские автозаправки от недостатка покупателей не страдают

Начнем по порядку: средняя заработная плата. Если взять и развернуть схему в обратном направлении и количество литров перемножить на среднюю стоимость топлива в регионе (803×39,97), то мы выйдем на цифру 32 095, 91. Столько южноуральцы в среднем зарабатывают — опять-таки по версии аналитиков «РИА Новости». Однако даже если бегло пробежаться по сайту «Челябинскстата», то легко обнаружить средний заработок в 36 487,40 рублей. Цифры-то не сходятся! И вряд ли челябинцы порадуются, что столичные эксперты «срезали» почти 4 500 рублей.

Скриншот с сайта территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области

А если оттолкнуться от средней стоимости топлива, которую москвичи нам установили на отметке 39,97? Будем действовать их же методом: соберем цифры по заправкам, все сложим да поделим. Благо, даже по городу ездить не надо. Еженедельный мониторинг публикует Челябинское управление Федеральной антимонопольной службы. Причем для корректности возьмем не свежие данные, а двухнедельной давности (в исследовании «РИА», напомню, фигурирует середина января 2020).

Скриншот с сайта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области

Ладно, я гуманитарий, могу и ошибиться. Но встроенный в Windows калькулятор явно нельзя обвинить в предвзятости. А ведь цифры-то опять разнятся. У москвичей — 39,97, у меня вышло (39,20 + 42,67 + 39,95 + 39,45) / 4 = 40,32 рублей. Вновь нестыковка.

Ну и если идти до конца: взять НАШУ среднемесячную зарплату (36 487,40 рублей) и поделить на НАШУ среднюю стоимость топлива (40,32), то уже и не 803 литра получается, а 905. Куда «заныкали» сотню?!!!

Цены на бензин АИ-92 в представлении москвичей и челябинских автолюбителей расходятся

Вообще, в идее самих рейтингов не вижу ничего плохого. Но только когда понятна методика; когда прозрачны исследования; когда авторитетны институты, их проводящие. Но в последнее время чаще натыкаюсь на «информационный шум». Как пример: звонит недавно пресс-секретарь одного из высокопоставленных и сообщает, что, оказывается, я являюсь экспертом при составлении «Коэффициента полезности депутатов Государственной Думы». Причем аж с 2017 года. Три года уже я определяю, какой депутат полезен, а какой нет. Да обалдеть!

Покопался в интернете. Так и есть. Занимаются этим некие Дмитрий Гусев и Алексей Мартынов — какие-то политологи, может, и известные. Есть у них свой портал, там это ранжирование депутатов и публикуется. Ярко, красочно, со множеством цифр, графиков. Вот только я к этому проекту не имею никакого отношения (закадровый зловещий смех). Подозреваю, что если по другим экспертам пройтись, то у них тоже брови удивленно приподнимутся от такой информации.

Или рейтинги популярности политиков. В расчет берется число упоминаний в СМИ. Любых. Позитивных, негативных, неважно. В моем (может, наивном и идеализированном) представлении показатель популярности — это результат своей работы, а не тысячи сообщений из каждого утюга, сводящиеся к «сходил, наградил, посетил». Какой-то информационный sweatshop, ей богу. Ну и что в итоге? Был у нас один губернатор, который из лидеров не вылезал. Так досрочно ушел в отставку, и я сочувствия населения чего-то не встречал по этому поводу. Для кого тогда значима весомость этого рейтинга? Для жителей региона? Сомневаюсь.

Возвращаясь к бензину: информация про цены была опубликована вчера. Днем ее видел в интернете, вечером уже слышал по радио по дороге домой. Могу только порадоваться за «РИА Новости», получили свою порцию упоминаний. Но при этом мне в голову настойчиво стучится мысль о девальвации ценности и весомости такой информации. Не сходятся ведь цифры не только у меня, но и у других автомобилистов, которые получают в итоге другую зарплату и видят на заправках совсем другие ценники...

Челябинские автозаправки от недостатка автомобилистов не страдают

Напоследок: еще об одном исследовании. На днях прочитал новость в одном из местных СМИ. Упоминать не буду, я коллег уважаю. Но часть текста все же приведу:

«Специалисты Работа.ру вычислили трудовой индекс Биг Мака для челябинцев. Аналитики выяснили, за какое время специалисты разных профессий в Челябинске могут заработать на Биг Мак. Быстрее всех это получится у водителей. У них уйдет на это 16 минут. Специалисты портала отметили, что при средней зарплате около 80 тыс. рублей челябинские водители за час зарабатывают почти на четыре бургера из McDonald’s».

Там дальше про рабочих, грузчиков, менеджеров, охранников, консультантов, администраторов, кассиров. Но после слов, что челябинские водители зарабатывают около 80 тысяч рублей, реальность стала расплываться. Бросить, что ли, эту журналистику, податься в таксисты или развозчики суши. Катаешься себе по городу, получаешь зарплату в 2,5 раза больше, чем в среднем по рынку, да еще и заправляешься самым дешевым в стране топливом. По крайней мере, так это преподносится в информационном мире. Но который, увы, с реальным порой существует в какой-то параллельной плоскости.