То ли транспорт не едет...

Кто наживается на новых остановках в Челябинске?

Андрей Ткаченко

Представьте, вы — музыкант. Записали новый альбом. Классный, блестящий, мелодичный. А потом где-нибудь в компании увидели, как его ставят на пиратской «болванке». Хуже от этого стала музыка? Нет. Но результат несанкционированного использования налицо. Автор спроецировал эту ситуацию на челябинский общественный транспорт...

Никто из нас не становится директором, прославленным композитором, губернатором, выдающимся риелтором, ТЭФИносцем, едва выйдя из стен вуза. Хотя современные выпускники сейчас мыслят категориями «вне рынка» и хотят уже зарабатывать минимум 50 000 рублей, обладая минимумом познаний, но не о них дальше пойдет речь.

А речь о нашем многострадальном. Об общественном транспорте. Костерят его в городе не первый год. И, казалось бы, что еще тут можно сказать, когда все и так на виду? А мне кажется, есть что...

До конца года в Челябинске появится 200 новых остановочных комплексов. Классные, современные. Скамейки деревянные, чтобы зимой ни одна часть тела не примерзла. Фундамент обещают сделать вровень с асфальтом, чтобы люди с ограничениями по здоровью не ворчали о недоступности среды. Да еще и говорят, что позже будут вмонтированы электронные табло, на которых челябинцы смогут наблюдать за расписанием движения транспорта. Успех? В теории.

Новые остановочные комплексы в Челябинске

Да, цивилизованно. Да, красиво. Да, удобно. А еще и «умное» расписание: пришел человек на остановку, видит — до прихода 12 троллейбуса осталось 2 минуты 14 секунд. Благодать! Но лишь до первой «экскурсионной» маршрутки...

Про «экскурсионки» тоже писали много. Но как-то больше делали упор на то, что они собирают «черный нал» с пассажиров, а аспект эксплуатации городской инфраструктуры обходили стороной. Если возвращаться к аналогии с музыкантами, то мне видятся прямые параллели: группа тратит деньги на инструменты, запись, сведение, продюсирование альбома. Прибыль при этом собирают «пираты». А ведь на те же остановки тратит средства (и немалые) муниципалитет: 200 комплексов — минус 300 миллионов рублей из бюджета. Еще сотни миллионов на ремонт дорог, который также не на частные деньги проводится. Тратим мы, а эксплуатируют они. Нормально? Мне так не кажется.

Мне кажется, что можно попробовать засудить «экскурсионки» за нелегальное использование городской инфраструктуры. Но я в этом не специалист. Я учился на журналиста, в этой профессии и оттачиваю навыки. Более-менее преуспело в этом деле ООО «ЧелябГЭТ»: через суд добились с 79-й «экскурсионной» компенсации упущенной выгоды. Но и они в этом не специалисты.

«Для меня и моих сотрудников — это непрофильное дело. Наше дело — организовать эффективную работу городского электрического транспорта в городе, чем мы и занимаемся в круглосуточном режиме», — говорит руководитель электротранспортного предприятия Александр Павлюченко.

Нет специалиста? Есть. Если не знакомы, то знакомьтесь — начальник челябинского Управления транспорта Максим Кичеев.

Начальник городского управления транспорта Максим Кичеев

Я же не зря начал текст со всей этой предыстории про знания, навыки, компетенции. В моем представлении, если человек занимает какую-то должность, то он в ней является безусловным специалистом. Его назначили, ему доверили. И вот когда начальник городского Управления транспорта говорит, что улицы Челябинска удалось очистить от нелегальных маршруток № 64, № 79, № 84, то первая мысль, которая напрашивается: наконец-то. А вторая: если победить эти «экскурсионки» не удавалось годами, а теперь удалось, значит, Управление выработало какой-то механизм.

Каюсь, в момент объявления новости Максим Кичеев был у меня перед глазами. Ну прям карт-бланш, флэш-рояль во плоти. Но эмоции от того, что спустя годы хоть каких-то нелегалов удалось побороть, захлестнули мозг. Поэтому я просто услышал эту информацию, принял ее к сведению, возрадовался, отправился в редакцию, сел писать текст и тут в голову прилетает копьем: «Стоять. Если с одними справились, значит, есть уже алгоритм. Готовый сформированный кейс: „что делать с нелегалом“. А если он есть, почему ездят другие?».

Естественно, я размышляю, как дилетант. И на деле механизм сложный, многоступенчатый. Не может же он выглядеть так:

— «Уйдите с дорог», — говорит Максим Кичеев нелегалам

— «Да и в самом деле, что же это мы», — восклицают в сердцах растроганные представители южных республик и, годами собиравшие черный нал, вдруг от него отказываются и сами везут микроавтобусы на штрафстоянку.

Но то, что каких-то договоренностей удалось достигнуть, я не исключаю. Приведу пример с автобусом № 66. С 2016 года по этому маршруту ездили два перевозчика. Один — официальный, ООО «ОГТ». А второй — «Экскурсионный — ученический». От официалов на линию выходили небольшие, но симпатичные автобусики. От нелегалов — набившие оскомину горожанам из разряда «дешево и сердито» ПАЗики.

ООО «ОГТ» при таких условиях с маршрута сошло. Остались одни «экскурсионки». И вот в начале октября Управление транспорта сообщает, что на автобусный маршрут № 66 в Челябинске вышел новый перевозчик. Никакими муниципалами и не пахнет. Маршрут «Училище — станция Шершни» обслуживает частная компания: ООО «Урал-дом». А визуально — те же ПАЗики. Такое ощущение, что владельцы просто сняли вывески «экскурсионный» и продолжили деятельность.

С первого раза отличите экскурсионные автобусы от легальных?

Если ты не революционер в 20 лет, то у тебя нет сердца, если ты революционер в 40 — у тебя нет головы. Я это, конечно, понимаю. Но «экскурсионок» в городе быть не должно. Это факт. И если не вдаваться в подробности, то замена ПАЗиков на ПАЗики с их легализацией — это хоть какой-то плюс. Город начинает получать средства в виде налоговых отчислений, а «транспортных пиратов» хоть на чайную ложку, но становится меньше. А если вдаваться?

«Будет новый транспорт среднего класса вместимости. Мы будем объявлять конкурсы с договорами на 3-5 лет, чтобы перевозчик знал, что с новым подвижным составом у него есть шанс получить контракт», — заявлял Максим Кичеев в интервью «Челябинскому обзору».

С момента объявления победителя по маршруту 66 прошел месяц. А тем временем Управление транспорта объявляет по нему очередной (!) конкурс. Прием документов стартовал в конце октября, дата окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе: 03.12.2019 г. И, как следует из документации, упор решили сделать на.. микроавтобусы!

Автобусы по маршруту решили заменить на микроавтобусы

Нестыковки, противоречия... к началу написания текста у меня в голове был один вопрос: когда город избавится от «экскурсионок»? Но к финалу начал ощущать себя уже как в известной поговорке про лыжи. Возможно, прояснить картину могла бы цельная концепция развития общественного транспорта в городе. О ней заговорили в апреле, но документ так и не представлен.

А что мы имеем в кратковременной перспективе? Получается убрать экскурсионки — так продолжайте дальше. Не получается — легализуйте! Да, путь сложен. Да, тернист. Но в конечном счете это и можно называть успехом деятельности Управления и его руководителя.

А остановки и впрямь симпатичные...