Максим Кичеев:

«Ни нас, ни пассажиров не устраивают те самые ржавые ПАЗики»

Андрей Ткаченко

Начальник Управления транспорта администрации Челябинска — о том, когда на улицах города появятся новые автобусы и трамваи, как власти заставят частных перевозчиков сменить нынешние тесные маршрутки на просторные машины с терминалами безналичной оплаты и о непростой финансовой ситуации с предприятиями «ОГТ» и «ЧелябГЭТ».

— Максим Викторович, в отношении уже бывшего заместителя директора ООО «Общественный городской транспорт» Рустама Тимуршина возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление полномочиями» (по данным прокуратуры, Тимуршин через ранее созданное им же юридическое лицо приобрел 6 автобусов, которые в последующем были переданы ООО «Общественный городской транспорт» на основании договора, устанавливающего завышенную стоимость арендной платы, и таким образом подготовил и обеспечил заключение заведомо невыгодного договора аренды техники с аффилированной ему организацией — прим. редакции). Как вы это прокомментируете?

— Могу сказать, что срок аренды этих автобусов был коротким: договоры были заключены в сентябре, прокуратура вмешалась уже в ноябре и действие по аренде автобусов было приостановлено. Выплаты по этой аренде были минимальными. Правоохранительные органы будут разбираться, какой причинен ущерб и есть ли там коррупционная составляющая. Рустам Тимуршин написал заявление по собственному желанию, он уволен с 3 декабря. Сейчас идет следствие. Вину Тимуршина или его невиновность установит следствие.

— Год назад директор ООО «Общественный городской транспорт» Дмитрий Холод заявлял нашему изданию, что в городе на автобусные маршруты ежедневно выходит 149 единиц подвижного состава, из которых 118 принадлежат ОГТ, а остальные арендованы у других перевозчиков. В начале января 2018 года он говорил, что ситуация ухудшилась — выходило около сотни автобусов ежедневно. Сколько сейчас?

— В прошлом году было около 110 автобусов, остальные были арендованы. Но автопарк предприятия сильно устарел, затраты на его ремонт — очень велики. В течение этого года ряд машин вышли из строя, и мы имели цифру около 75 автобусов [ежедневно выходивших на линию]. Плюс мы рассчитывали, что продолжится аренда, это еще плюс 25 машин на линии ежедневно. Я так понимаю, что ОГТ мог бы арендовать и больше автобусов, но дело в том, что отсутствует водительский состав. Есть определенные кадровые проблемы. В целом, сегодня выход автобусов в Челябинске колеблется от 60 до 70 в день.

По словам Максима Кичеева, сегодня на улицы Челябинска ежедневно выходят 60 — 70 автобусов

— Этого ведь явно не достаточно.

— Согласен. Мы ведем работу по привлечению инвесторов, так же работаем по закладке в бюджеты города и области средств на увеличение количества подвижного состава. Также пытаемся участвовать в разных федеральных программах. В рамках федеральной программы «Безопасные качественные дороги» существует конкурс, в котором будут участвовать около 20 агломераций РФ. По его итогам будут выделены субсидии из федерального бюджета на приобретение новых транспортных средств. Мы направили письмо в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, по поводу разъяснения условий участия в программе. У нас большие шансы зайти в нее, учитывая предстоящие саммиты ШОС и БРИКС.

— Губернатор Борис Дубровский на днях заявил, что для Челябинска будет закуплено 300 автобусов на газомоторном топливе — это в том числе должно улучшить экологическую обстановку в городе к саммитам ШОС и БРИКС...

— Газ — экологичный вид топлива. В Челябинске уже используют автобусы марки «НЕФАЗ» на метане, КПГ (копримированный природный газ — прим. редакции). Но говоря о новых автобусах на газу, губернатор имеет ввиду уже и СПГ — сжиженный природный газ. Он экономичнее — одной заправки хватает на 500 — 600 км. Кроме того, для СПГ не требуется больших баллонов, значит, корпус автобуса не получает дополнительной нагрузки и может перевезти больше пассажиров. У Челябинска есть соглашение с «НОВАТЭК» о строительстве газозаправочных станций.

— Автобусы какой марки будут на них заправляться?

— Пока сложно об этом говорить, ведь еще не объявлен конкурс. Но есть ряд определенных производителей. Мы работаем с тремя компаниями: группа «КАМАЗ», которая выпускает «НЕФАЗ»; также есть компания РариТЭК (выпускает автобусы под торговой маркой LОTOS — прим. редакции); есть МАЗ. Все они выпускают комфортабельные автобусы нового поколения. Мы предъявляем к новому общественному транспорту определенные требования: низкопольный, с информационным табло, кондиционерами, отопительными приборами. Мы говорим про безопасность — а значит, салон должен быть оборудован видеокамерами и другими техническими средствами.

Максим Кичеев: «У ОГТ тяжелая финансовая ситуация»

— Хорошо, будет конкурс и по нему проведут закупку новых автобусов. Но кто будет на них работать? Вы ведь только что сообщили о недостатке квалифицированных водителей.

— У ОГТ тяжелая финансовая ситуация. Это в том числе и связано с тем, что подвижной состав — старый. Предприятие несет убытки, была даже существенная задержка по части заработной платы (2 ноября часть водителей ОГТ не вышла с утра на работу — прим. редакции). И люди совершенно справедливо возмущаются, у них есть семьи, дети, многие имеют кредиты. Но, повторю, тот подвижной состав, который сейчас есть у ОГТ, забирает огромную часть средств предприятия на свое обслуживание, ремонт. Приобретение новых автобусов позволит ОГТ работать безубыточно. Смотрите, простая арифметика: газ — КПГ — стоит литр 13 рублей, а дизельное топливо они закупают по 50 000 рублей тонна. Разница почти в четыре раза. Когда будут новые автобусы на газу, то ОГТ будет экономить и на ремонте — машины новые, на гарантии, — и на топливе. Все это приведет к тому, что финансовый баланс предприятия будет выравниваться в положительную сторону. Это должно помочь решить и кадровую проблему.

— У пассажиров возникают совершенно оправданные опасения: не произойдет ли снова такая ситуация, что водители не выйдут в рейс и возникнет коллапс?

— Еще Евгений Тефтелев, будучи главой города, дал поручение — чтобы ОГТ предоставляло в Управление транспорта все свои балансовые отчеты. Управление транспорта контролирует ситуацию. Вообще, задержка зарплаты и невыход транспорта на линию были связаны с серьезной недоработкой руководителей ООО «Общественный городской транспорт».

— Сколько убытков в месяц сейчас генерирует ОГТ?

— Сейчас — около 3–4 млн рублей в месяц. По сравнению с тем, сколько генерировал МУП, это, конечно, меньше, но сумма по-прежнему велика. И опять же это и из-за дорогого дизельного топлива, и устаревшего подвижного состава.

— Подвижной состав частных перевозчиков Челябинска зачастую тоже нельзя назвать ни новым, ни комфортным. Мы по-прежнему видим на улице старые ПАЗы, «Газели», иномарки. Как Управление транспорта собирается влиять на частников?

Максим Кичеев: «Мы охотно идем навстречу частникам, которые пополняют автопарк удобными автобусами среднего класса вместимости»

— В 2019 и 2020 году заканчивается большее количество договоров Управления с частными перевозчиками на обслуживание муниципальных маршрутов. Эксперт в сфере транспорта Яков Гуревич на презентации (новой архитектурной концепции центра Челябинска — прим. редакции) сказал, что наш город — город старых ПАЗиков. И это справедливо. Кто пользуется старыми машинами? Те предприниматели-перевозчики, у которых скоро заканчиваются договоры. И они хотят получить от муниципалитета гарантию: мы купим новый подвижной состав, но перед этим хотим получить гарантию от Управления транспорта на новые контракты. Мы же, наоборот, хотим, чтобы первые шаги начали делать сами перевозчики! Чтобы это они гарантировали нам, что закупят машины средней вместимости, хорошего качества, и уже потом мы заключим с ними новые контракты. Ну, или отдадим маршруты другому перевозчику, который готов тратить деньги на обновление автопарка. Мы охотно идем навстречу частникам, которые пополняют автопарк удобными автобусами среднего класса вместимости. Ни нас, ни пассажиров не устраивают те самые ржавые ПАЗики. Поэтому мы приняли решение не выдавать свидетельства, пока у нас не будет их гарантийных писем и мы не увидим другой подход с их стороны.

— Есть очень востребованные пассажирами линии, где сегодня муниципальный транспорт не ходит вообще. Например, это маршруты № 92, № 56. Там так и будут работать частные перевозчики или все же есть планы вывести туда муниципальные автобусы?

— Невозможно сделать везде муниципальный подвижной состав. И я вам честно скажу — этого и не планируется. Планируется, чтобы все перевозчики — и частные, и муниципальные — работали в официальном правовом поле. Чтобы они работали в соответствии с законодательством. Наша задача — заставить их это делать. Если они будут соблюдать все требования, у нас не будет никаких ржавых ПАЗиков. Будет новый транспорт среднего класса вместимости. Мы будем объявлять конкурсы с договорами на 3-5 лет, чтобы перевозчик знал, что с новым подвижным составом у него есть шанс получить контракт. Конкурсы позволят нам вносить в документацию те требования, которые мы предъявляем к перевозчикам.

— Требования по установке терминалов для оплаты будут прописаны в конкурсной документации?

— Ситуация следующая: терминалы в данный момент — не «обязаловка» для частного перевозчика. Это лишь его собственное желание сделать свой маршрут комфортнее, а финансовую деятельность — прозрачнее. Но часть перевозчиков, не секрет, укрывают свои доходы от налоговой, и им ставить терминалы совершенно невыгодно. Мы плотно работаем с налоговой инспекцией и видим, что часть перевозчиков у нас зарегистрирована как мини-предприятия. Что такое мини-предприятия? Это 5–7 человек. Спрашивается, как же они обслуживают два маршрута, на которых работает около 80 машин, если у них нет кадров? Мы будем действовать по вышеуказанной схеме, вносить в конкурсную документацию безналичный расчет. Перевозчик будет обязан установить в машинах терминалы.

Управление транспорта администрации Челябинска добилось возвращения трамвайного маршрута № 6

— В Челябинске восстановлен трамвайный маршрут № 6. Насколько известно, приостановление его обслуживания было инициативой ООО «ЧелябГЭТ», из реестра этот маршрут никуда не пропадал.

— Перевозчик не смог обслуживать этот маршрут. Причин несколько. Во-первых, опять же количество и качество подвижного состава. Во-вторых, кадры — водители и кондукторы. В-третьих, маршрут № 6 — убыточный. Он идет по улицам, где дублируется другим транспортом, причем путь следования его изменился после дорожной революции — раньше жители могли напрямую с медгородка добраться до ЧТЗ, а теперь трамвай идет в объезд: по Кирова, проспекту Победы. Зачем пассажирам делать такую петлю? Конечно, спрос на маршрут упал. И когда Александр Павлюченко (директор ООО «ЧелябГЭТ» — прим. редакции) стал разбираться с этим, то стало понятно, что маршрут генерирует сплошь убытки, при том, что у предприятия тоже минусовой баланс. Получилось, что временно прекратить движение трамваев по этой линии оказалось экономически более целесообразно, чем занимать вагоны, которые могут ходить по более востребованным маршрутам.

— Управление транспорта одобряет такое решение?

— Нет, мы не можем одобрять такой позиции. Так делать нельзя. Нами была направлена претензия. Был разговор с Павлюченко, он пообещал, что маршрут восстановит. Набрал молодых специалистов-водителей из учебного центра и поставил их на этот маршрут. Сейчас «шестерка» ходит редко, там несколько вагонов, но все же движение восстановлено.

— На какие трамвайные маршруты в Челябинске необходимо добавить вагонов?

— На все. Подвижного состава не хватает. Интервал движения большой. А должен быть 7–10 минут.

— Недавно в СМИ и соцсетях появилась информация, что ООО «ЧелябГЭТ» планирует закупить неновые трамваи за 20 млн рублей. Ясности в вопросе нет, а шуму много. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Эти трамваи были в лизинге и они были в КВР (капитально-восстановительный ремонт — прим. редакции). Каждый КВР на трамвай — это 5–7 млн рублей, полностью меняется электронная система, салон и внешняя обшивка. Эти трамваи находились в лизинге, еще у старого МУПа, и по каким-то причинам не были выкуплены. И после того, как МУП «ЧелябГЭТ» прекратил свою деятельность, не эксплуатировались. Да, возможно, 20 млн рублей за подержанные вагоны кажется завышенной ценой. Но надо понимать, что за эти деньги предприятие не купит даже один новый трамвай. С этой точки зрения данное решение ООО «ЧелябГЭТ» оправдано. С утверждением, что мы приобретаем «хлам», я не согласен.

На улицы Челябинска сейчас ежедневно выходят 140 трамваев и 160 троллейбусов

— Сколько трамваев и троллейбусов сейчас выходит на улицы города ежедневно?

— Около 140 трамваев и 160 троллейбусов. Здесь ситуация гораздо лучше, чем с автобусами. Ну, и срок эксплуатации у трамваев и троллейбусов — выше, чем у автобусов.

— Планируется закуп новых трамваев и троллейбусов?

— По троллейбусам ситуация двоякая. Троллейбус едет по тем же маршрутам, что и автобус. Целесообразность троллейбусов на тех маршрутах, где будут ходить автобусы на газомоторном топливе, подвергается сомнению. К тому же у троллейбуса есть один недостаток — он привязан к электросетям. Поэтому о развитии троллейбусов мы сейчас не говорим. Что касается трамваев, надеюсь, что закупка будет осуществляться в 2019 году и это будет современная продукция, известных заводов.

— Во время презентации новой архитектурной концепции благоустройства центра Челябинска вы услышали какие-то рациональные предложения по части изменений транспортной системы?

— Да, речь шла об обязательном появлении выделенных полос под общественный транспорт. Я считаю, что выделенные полосы должны быть в Челябинске. Но для этого нужно увеличение подвижного состава. Автобус, трамвай и троллейбус проигрывают по времени личному транспорту. Но как только увеличится подвижной состав, как только люди перестанут ждать общественный транспорт по 10-20 минут, горожане станут менять свои предпочтения. Уверен, что 20–30% автомобилистов пересядут на общественный транспорт. У нас принята КСОДД, где есть выделенные полосы на крупных магистралях. Пока это только проект, но, думаю, он будет реализован.