Трамваи, троллейбусы и автобусы в Челябинске — устарели. Уровень развития общественного транспорта в городе-миллионнике — низкий. К такому выводу пришел врио губернатора Алексей Текслер после поездки к транспортникам.
В день, когда врио отправился осматривать челябинский транспорт, в городе происходят символичные события. С утра директор «ЧелябГЭТ» Александр Павлюченко на весь Instagram рассказывает, как пересел из служебного автомобиля в трамвай и доехал до работы быстрее, чем его водитель. За пару дней до этого он, кстати, не забыл сделать фотоотчет с помывки транспорта. А днем случаются два ДТП с участием маршруток: одна на полном ходу врезается в грузовик, другая — загорается.
В трамвайном депо № 1, куда заехал врио губернатора, знакомые уже не одному поколению челябинцев вагоны Усть-Катавского производства. Практически всему составу свыше 25 лет, «свеженьких» можно посчитать по пальцам: один трамвай 2014 года выпуска и пять родом из 2004-го.
Павлюченко с гордостью докладывает врио о том, что вагоны проходят капитально-восстановительный ремонт: им меняют двигатели, делают новую обшивку кузова, салоны обновляются.
— Вы серьезно? Это же прошлый век! — удивляется Текслер.
Сегодня на улицы Челябинска ежедневно выходит порядка 175 вагонов (всего числится 300). Однако загрузка их незначительная, потому что идет конкуренция все с теми же маршрутными такси, продолжает рассказывать директор электротранспортного предприятия.
Из-за этой конкуренции «ЧелябГЭТ» еще будучи МУПом накопило практически два миллиарда рублей долга. Предприятие — банкрот. Его функции сейчас выполняет предприятие дублер ООО «ЧелябГЭТ». Недавно городские власти сказали, что имущество электротранспорта выкупят в городскую собственность. Но насколько это поможет Челябинску?
«Сегодня мы имеем крайне низкий уровень развития общественного транспорта в городе с активной мобильной агломерацией. Я задавал коллегам вопросы о том, где мы находимся, почему так случилось и какие есть предложения по этому поводу, — комментирует после совещания с городскими властями Алексей Текслер журналистам. — Как я понял, на данный момент готового решения нет. Понятно, что 90 процентов в городе занимают маршрутные такси со всеми проблемами нелегального извоза, старых машин и вопросами к технике безопасности. Автобусов крайне мало, чтобы соблюдать график и охватить большее количество маршрутов, их должно быть в два раза больше. Что касается трамваев и троллейбусов — они вообще могут уйти с молотка на торгах. Ситуация более чем плачевна».
Директор «ЧелябГЭТ» видит выход.
«Мы составили экономический план по обновлению подвижного состава, — рассказывает Александр Павлюченко. — На 100 новых трамваев, 100 троллейбусов и обновление инфраструктуры потребуется порядка 11 млрд рублей».
По словам Павлюченко, чтобы окупить эти затраты, каждый вагон за один рейс в течение 15 лет должен перевозить 48 пассажиров. 68 пассажиров помогут «отбить» вложенные средства за десятилетие. Сейчас же, надо признать, трамваи и троллейбусы просто «хлопают дверями».
Про планы о новых трамваях горожане уже наслышаны. Не так давно среди челябинцев проводился опрос: каким бы они хотели видеть этот транспорт. Конечно же — современным и низкопольным.
«Закупать современные трамваи бессмысленно — низкопольные вагоны не пройдут по тем рельсам, которые есть сейчас, поэтому, безусловно, надо начинать обновление с инфраструктуры, — добавляет Текслер. — У троллейбусов необходимо также модернизировать сетевую составляющую, тяговые подстанции. Но это очень дорого, поэтому некоторые города отказываются от этого вида транспорта и переходят на автобусы. Надо думать».
Однако на раздумья у городских властей времени, откровенно говоря, немного — всего две недели. К этому времени они должны представить комплексный план развития транспортной сети Челябинска. И уже в этом году на улицах большого города должны появиться новые автобусы и трамваи. «Маршруток, которые загораются, точно не должно быть».