Потерять миллионы за 15 минут

Какие схемы используют мошенники для обмана челябинцев

Pixabay.com

Наглость, убедительность, давление — время идет, а челябинцы все так же ведутся на уловки аферистов. Злоумышленники входят в доверие, давят на эмоции и чувства, вводят в заблуждение, с каждым разом совершенствуя мошеннические схемы. Самым простым способом обмана является впаривание товара или услуги по завышенным ценам, самым «модным» — совершение хищения с использованием IT-технологий. Как не стать жертвой злоумышленников и куда обратиться, если вас все-таки обманули?

Схемы мошенничества

Злоумышленники с каждым разом придумывают новые мошеннические схемы для обмана граждан. Самый популярный из них — телефонное мошенничество. Ситуации могут возникнуть разные: звонок от якобы родственников, SMS-просьба о помощи, сообщения с кодом подтверждения или навязчивые звонки-призраки с номеров, перезвонив на которые вы лишитесь энной суммы, сразу же списанной с вашего устройства. Обо всем по порядку.

Сотрудник банка вас беспокоит

Начнем с классики — звонок от якобы сотрудника банка, который повествует о подозрительных операциях или покушении на счет.

Хотя метод уже довольно старый и заезженный, и, казалось бы, нет человека, который еще не уведомлен о таком способе мошенничества, многие граждане все еще попадаются на эту уловку.

Схема одна: потенциальной жертве поступает звонок, неизвестный на другом конце провода представляется сотрудником банка (или службы безопасности банка), сообщает о несанкционированной попытке посторонними людьми получить доступ к банковскому счету и предлагает снять деньги и перевести их на якобы безопасный счет.

За полтора месяца 2022 года челябинцы отдали якобы сотрудникам банков более 12 млн рублей

Возьмем для примера данные за этот год с сайта регионального МВД. Так, в конце января 2022 года сразу трое челябинцев оформили миллионные кредиты и перевели деньги на «безопасные» счета, тем самым перечислив мошенникам 4,5 млн рублей.

В начале февраля жители Ленинского, Металлургического, Советского и Калининского районов Челябинска перевели мошенникам свыше 2,9 млн рублей.

Почти через две недели на сайте правоохранительных органов появилась информация о семи челябинцах, также ставших жертвами мошенников. Сумма ущерба составила более 5 млн рублей.

Итого: только жители Челябинска за полтора месяца отдали злоумышленникам, представившимся сотрудниками банков, более 12 млн рублей. Таких случаев по городу, региону, стране — множество.

«Полицейские в очередной раз напоминают, что сотрудники банков никогда не звонят с сообщениями о попытках несанкционированного доступа к вашим счетам и картам, не принуждают к оформлению кредитов и переводам денежных средств на безопасные счета. Такие запросы осуществляют только мошенники. При поступлении подобных телефонных звонков необходимо незамедлительно прервать разговор и перезвонить в банк самостоятельно, по телефону, указанному на оборотной стороне вашей карты. Будьте бдительны и не поддавайтесь на уловки мошенников», — сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Челябинской области.

Памятка: что делать, если вам звонит мошенник

Звонок родственнику

Вам звонят и сообщают, что ваш родственник или знакомый совершил преступление, попал в аварию, в больницу — находится в беде, из которой его нужно срочно вызволять. О проблеме злоумышленник сообщает взволнованным голосом, чтобы вызвать у своего собеседника тревогу и вывести на эмоции. Для чего это нужно? В большинстве случаев люди, которые слышат плохую весть по телефону, не способны адекватно реагировать на ситуацию (воспринимать информацию), поэтому слепо верят злоумышленникам и следуют их указаниям.

Зачастую мошенники представляются родственниками и просят от их лица о помощи

72-летняя жительница Челябинска стала жертвой такого обмана. Пенсионерке позвонил неизвестный и сообщил об аварии с пострадавшими, которую якобы устроила ее дочь. Злоумышленник за деньги предложил уладить ситуацию. В итоге женщина, доверившись мошеннику, перевела ему 300 тысяч рублей. Когда позвонила дочь, челябинка узнала, что аварии не было.

Еще один подобный случай произошел две недели назад. 81-летней челябинке на стационарный городской номер позвонила женщина, которая представилась ее же дочерью. Звонившая сообщила, что попала в аварию, в котором сильно пострадала девушка — и для «решения вопроса» якобы необходимо передать родственникам пострадавшей 600 000 рублей на ее лечение. Вскоре за деньгами к пожилой женщине пришел неизвестный мужчина, которому она передала необходимую сумму. И только после этого связалась с дочерью и выяснила, что с ней все в порядке и никакого ДТП не было.

В такой ситуации первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь. Если дозвониться до близкого человека не получается, задайте абоненту на другом конце провода уточняющие вопросы (на которые посторонний человек точно ответить не сможет), чтобы убедиться, что вам звонит действительно ваш друг/родственник.

SMS-рассылка

Ссылки в SMS-сообщениях могут открыть доступ к вашим персональным данным

Еще один способ телефонного мошенничества — SMS-сообщения с неизвестных сайтов или номеров. Это упрощенная схема обмана, на которую чаще всего попадаются подростки и люди старшего пожилого возраста.

В чем суть? Вы получаете SMS-сообщение, в котором вас просят перевести какую-то сумму денег, ввести код подтверждения на указанном сайте или же перейти по ссылке для получения приза.

Что будет?

Если вы получили сообщение с подобным текстом: «У меня проблемы, кинь на этот номер 1 000 рублей. Мне не звони, перезвоню сам», то вы просто отдадите деньги неизвестному человеку. Никаких дальнейших действий не последует.

Если вам пришел код подтверждения для входа на сайт, то введя его, вы откроете доступ злоумышленникам к вашим персональным данным. Проще говоря, данные коды используются для получения доступа к финансам владельца телефона (банковской карте или электронному кошельку).

Если вам пришло сообщение, в котором указана ссылка для перехода на сайт:

«ваш аккаунт, страница „ВКонтате“ взломаны, пройдите регистрацию http:\\...»

«вы выиграли автомобиль, подробности http:\\...»

«установите антивирус, чтобы избежать утери важных данных с телефона http:\\...»

при переходе по ней на ваше устройство скачивается вирус и происходит списание денежных средств.

«Вредоносные программы создаются и совершенствуются мошенниками регулярно, и при работе с телефоном вы можете столкнуться с видом вредоносных программ, которые не требуют вашей активности и самостоятельно могут быть загружены на ваше мобильное устройство через уязвимости операционной системы», — поясняют в ГУ МВД.

Отметим, что подобные сообщения с рассылками могут прийти вам на электронную почту, в соцсеть или в мессенджер.

Извините, ошиблись, верните деньги

Перейдя по подозрительной ссылке, вы открываете мошенникам доступ к вашему устройству

Абонент получает SMS-сообщение о поступлении средств на счет, после чего ему звонит мошенник, сообщает об ошибке и просит вернуть деньги, которые нужно перевести на правильный номер.

Граждане ведутся на уловку, переводят деньги на указанный номер, после чего такая же сумма списывается с расчетного счета еще раз на основании чека, выданного при переводе денег (по правилам возврата средств).

Звонок с повышенным тарифом

На телефон можно установить программу для определения номера спамеров или автодозвонщика

Здесь два варианта: либо вам поступает звонок с неизвестного номера, либо вы получаете сообщение с просьбой перезвонить.

В первом случае злоумышленнику нужно, чтобы вы сами перезвонили на пропущенный номер. Когда вы совершаете звонок, с вас списывают денежные средства. Также таким способом происходит прозвон активности номеров (звонит автоматизированная система), чтобы внести ваш телефон в базу для дальнейшего прозвона (после чего вам уже начинают звонить сами мошенники).

Второй способ — вас просят перезвонить на указанный в сообщении номер телефона. При звонке на платный сервис с абонентского счета списываются деньги.

Единственный способ обезопасить себя — не звонить по незнакомому номеру.

P.S.: Проверить номер телефона можно с помощью стандартного поисковика (Google, Яндекс и т. д.). Для этого вам нужно скопировать пропущенный звонок и вставить в поисковую строку, буквально в первых ссылках вы найдете информацию о звонившем.

Также можно установить на свой телефон специальные программы, которые определяют номера спамеров или автодозвонщика.

Кто скрывается под маской?

Мошенники бывают не только в сети. Так, в Магнитогорске злоумышленники, представляясь сотрудниками МП трест «Теплофикация» или МП трест «Водоканал», оказывали горожанам специализированные услуги по завышенным ценам. Южноуралец отдал лжекоммунальщикам за восстановление пломбы на водомере 12 тысяч рублей, хотя в действительности услуга обошлась бы ему в 165 рублей.

Подобных случаев множество: кто-то представляется сотрудником по замене окон, другие предлагают компенсацию за приобретенные лекарственные препараты и так далее.

Перечисленные уловки — лишь часть мошеннических схем, с которыми сталкиваются челябинцы в жизни. Сотрудники полиции в очередной раз призывают граждан к бдительности.

Если вас все-таки обманули и вы стали жертвой аферистов — немедленно обратитесь за помощью в полицию по телефонам: 02 или 102.

Как распознать телефонного мошенника?

На заметку!

Как ни крути, все чаще граждане страдают от мошенничества с пластиковыми картами. Челябинцы, запомните: ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ПИН-код карты. Всем владельцам пластиковых карт стоит следовать нескольким правилам безопасности:

  • Никогда и никому не сообщать ПИН-код своей карты;
  • Никому не позволять передавать для пользования свою карту;
  • Никому не передавать информацию о реквизитах карты с ПИН-кодом;
  • При утере карты необходимо немедленно ее заблокировать;
  • Можно использовать только те банкоматы, которые размещены в безопасных местах, где есть охрана и под постоянным видеонаблюдением;
  • При совершении операций с пластиковой картой опасайтесь посторонних;
  • Банкомат должен быть «чистым», не оборудованным какими-либо дополнительными устройствами на нем;
  • Банкомат должен быть полностью исправен;
  • Не доверять карту официантам и продавцам. Все действия с пластиковой картой должны происходить только в вашем присутствии.