Мошенничество

Алиса Сынбулатова

Корреспондент

Число случаев мошенничества в Челябинске и по области не то что не сбавляет обороты, а, кажется, даже наоборот — увеличивается. Каждый день поступают новости о махинациях и преступлениях. Что нужно помнить, чтобы не попасться на удочку?

Звонок.

— Здравствуйте, вы *имя фамилия*? Мы звоним из банка *название*. От вас поступило сообщение на открытие счета.

Наверняка многие слышали такой звонок. Ожидаете, что дальше будут выпрашивать данные ваших карточек. Подготовлены к тому, что ни под каким предлогом не выдадите пароли, цифры, явки. Внезапно звонящие вам меняют тактику:

— Значит, произошла какая-то утечка ваших данных. Скажите, вы пользуетесь услугами других банков? Мы должны предупредить их, если они допустили утечку.

Решаю интереса ради назвать другой банк — все-таки это не личные данные.

— Хорошо, мы им передадим. Они с вами сами свяжутся. Ожидайте от них звонка.

Едва успеваю бросить трубку — тут же раздается еще один звонок. Быстро работают, однако. Поиск по гуглу выдает: цифры совпадают с реальным номером банка. Тут же начинается настоящий телефонный террор. Едва ли не 5-6 звонков поступают за несколько минут. Начинаю жалеть о том, что сказала. Номер идет в черный список, а далее пишу в поддержку банка, мол, от вас идут настойчивые дозвоны. Ответ не удивляет:

«Это не мы, это мошенники».

Телефонное мошенничество — одно из самых распространенных на сегодня преступлений

С развитием интернета выросло число разных способов обмана. С другой стороны — благодаря соцсетям и сайтам можно больше узнать о применяемых сегодня преступных схемах и тем самым обезопасить себя. Но, увы, мошенники выискивают все новые и новые изощренные способы завладеть вашими денежками... Однако на некоторые уловки народ продолжает попадаться из раза в раз!

«Схема преступления — одна из самых распространенных. Потерпевшим позвонили неизвестные и представились сотрудниками банка. Под предлогом предотвращения хищения денежных средств звонившие узнали у доверчивых граждан всю необходимую им информацию и впоследствии похитили с банковских карт заявительниц денежные средства в общей сумме около 450 тысяч рублей», — рассказывают в областном ГУ МВД.

Бывает и такое:

«Пенсионерка попалась на уловки телефонного мошенника. Звонивший сообщил, что ей полагается денежная компенсация в сумме более 1 млн рублей за оказанные ранее некачественные услуги, но для их получения необходимо произвести несколько денежных переводов на указанные им расчетные счета и абонентские номера. В итоге потерпевшая перечислила мошенникам около 650 тысяч рублей».

Больше карт — больше и выгодных условий и тарифов. Увы, риски тоже высоки

Казалось бы, уже на коре головного мозга должно отпечататься, на зубах завязнуть, как буквы алфавиты: нельзя сообщать свои данные! Ни банку, ни фондам, службам поддержки и т. д. и т. п. Но нет, новости идут нескончаемым потоком:

«26-летнему мужчине позвонил неизвестный, представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил, что необходимо защитить денежные средства от несанкционированного списания. Но спрашивать у мужчины его личные данные злоумышленник не стал. Вместо этого, он посоветовал своей „жертве“ установить на телефон специальную систему защиты. Сделав это, молодой человек тем самым предоставил доступ мошенникам к своему счету. После этого злоумышленники оформили на него онлайн-кредит на сумму более 800 тысяч рублей, из которых успели снять свыше 170 тысяч рублей».

«Так, в Златоусте и Коркино на телефоны женщин, 1964 и 1958 годов рождения, позвонили неизвестные и, представившись сотрудниками банков „ВТБ“ и „Альфа-Банк“, под предлогом предотвращения хищения денежных средств похитили у них деньги в сумме 110 и 243 тысяч соответственно».

И это только за последние несколько дней.

В какой-то момент сочувствие к пострадавшим превращается в недоумение. Сколько ж можно-то? Сколько рассказывают и предупреждают об этих преступных схемах — в СМИ и в интернете. Можно возразить, мол, это в основном бабушки, не серфящие в сети, откуда ж им знать о таких инцидентах. Однако эти же потерпевшие спокойно и умело переводят деньги на чужие счета и карты, а значит, явно знакомы с интернет-банкингом. Не работает отговорка. Люди, вам не жалко своих средств? 5 минут на верификацию или 800 тысяч рублей на другой чаше весов — неужели сопоставимо?

С другой стороны, осуждать потерпевших сгоряча вряд ли стоит. Конечно, пока тебя это не коснулось, кажется, что «пусть звонят мошенники. Я ко всему готов. Уж я их ууух! Так через эдак!». Но получив звонок, особенно касающийся чего-то важного и личного — например, о помощи родственнику — сможет ли мозг отбросить эмоции и включить логику и здравый смысл, прежде чем свершится преступление?

На почту также часто приходят сомнительные сообщения и предложения

Психологи отмечают, что люди часто доверяют, когда у них не выманивают деньги, а «предлагают» некую прибыль. Ну вот эти вот все: «Вы выиграли приз! Чтобы получить, перейдите по ссылке!». Или: «Я хочу купить ваш товар! Дайте мне данные карты и отправлю вам деньги». Или: «Хотите зарабатывать 100 тысяч в месяц? Это легко! Для начала нужно всего лишь...».

Боитесь, что можете соблазниться на такие, пусть даже явно мошеннические, сообщения?

Банки сегодня предлагают возможности по защите денег. Например, страховку, покрывающую все открытые карты. Условия, конечно, разнятся от банка к банку, но по сути своей они схожи. Так вы можете защитить свои счета от незаконного списания, даже если вас ограбят и отнимут уже снятые вами наличные средства. Это, конечно, стоит определенных денег — но зато поможет компенсировать их в случае попадания в неприятную ситуацию.

Некоторые банки смогут сами быстро заблокировать вашу карту — в случае, если заметят некую подозрительную активность. Конечно, в этом случае возникает риск, что вы сами попадете под блокировку, если банк сочтет ваши действия подозрительными. На разблокировку потребуется время, но это — еще один шажок к безопасности.

Также клиент может установить лимит на расходы и снятие денег с карты, что позволит, даже если вы станете жертвой мошенничества, ограничить потери.

Страховой полис поможет обезопаситься от части проблем — даже с наличными

Вариантов обезопасить свой кошелек сегодня предлагается достаточно. Но главное, конечно, — трезвая голова на плечах. Еще раз:

  • Банки никогда не запрашивают ваши личные данные и данные карт — все, что нужно для работы, у них уже на вас имеется. Ни за что нельзя сообщать пин-коды, пароли и коды, присылаемые в смс. Если вам позвонили с такой просьбой — это ОДНОЗНАЧНО мошенники. Но даже если вас гложет сомнение, даже если вам кажется, что вам хотят помочь — успокойтесь и положите трубку. Зайди на сайта банка, наберите официальный номер и позвоните, переспросите.
  • Если вдруг все-таки выболтали что-то лишнее — бегом звоните в банк и блокируйте счета. Не переходите по подозрительным ссылкам — даже если они от человека, которого вы хорошо знаете. Взломать его — раз плюнуть.
  • Совершая покупки в сети — всегда обращайте внимание на отзывы на сайт (причем отызвы со сторонних ресурсов), каким бы соблазнительно выгодным не казалось предложение.
  • И да, расскажите своей бабушке, с каким сомнительным предложением ей могут позвонить злоумышленники. Объясните, чего нельзя делать ни в коем случае — и просите звонить вам в любой нештатной ситуации.

Будьте бдительны!

Мнение

Интервью

Популярное