Чипирование реальности

Как повсеместная цифровизация решает кучу проблем... и создает новые

Андрей Ткаченко

В России на федеральном уровне вновь активно заговорили о переводе важных документов в электронный вид. История давняя, горячо обсуждаемая и многими долгожданная. Но некоторые оптимизма по снижению бумажной волокиты не разделяют. Новый век высоких технологий — и новые напасти...

«Жители Москвы смогут оформлять и получать электронные паспорта с 1 декабря 2021 года, а по всей России эта возможность появится не позднее 1 июля 2023 года». Об этом говорит нам указ президента РФ, размещенный на портале проектов нормативных правовых актов.

Ура!

...

Ура?

Не совсем понятно, как реагировать. С одной стороны, можно горько усмехнуться, если вспомнить, когда в первый раз заявили о вводе электронных паспортов. (Подсказка — в 2013-м. Какой на дворе, напоминать, наверное, не нужно). Затем можно повздыхать об очередных миллионах (-ардах), вкладываемых в не самый вроде как жизненно важный проект. Затем — усомниться в реальности происходящего. См. строчку выше: уже восемь лет россиян хотят перевести на виртуальные удостоверения. Еще вариант — конечно, порадоваться. Документ сможет изрядно облегчить жизнь. Получится ли на этот раз? Должно получиться.

«Электронный паспорт будет представлять собой пластиковую смарт-карту (формата банковской карты) с фотографией, ФИО, датой рождения и другими данными, а также с чипом. Паспорт также будет содержать биометрические и иные персональные данные владельца, включая изображение его лица и папиллярных узоров двух пальцев рук», — сообщает ТАСС, ссылаясь на Минцифры РФ.

Кроме того, вице-премьер страны Дмитрий Чернышенко заявил, что уже в нынешнем, 2021 году появятся шесть новых сервисов на «Госуслугах»: «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн», «Правосудие онлайн», «Рождение ребенка», «Утрата близкого человека», «Трудовая миграция онлайн» и «Мое здоровье». Конечно же, «онлайн».

Очень удобно, сплошные плюсы. Сейчас у нас уже есть:

  • жд-билеты онлайн;
  • электронные визы;
  • виртуальные карты;
  • электронные кошельки;
  • электронные трудовые;
  • даже новые сертификаты от прививок — и те электронные (по крайней мере у тех, кто записывался через «Госуслуги»). Не нужно ничего таскать с собой (пока и нужды нет, но вдруг, на будущее) — и у тебя под рукой QR-код с нужной информацией.

Сейчас виртуальным стало все: отношения, деньги, услуги. Даже люди (хотя, почему даже. Фейки и боты — явления интернета довольно давние). Все это, конечно, удобно, быстро, а главное — более щадяще для природы (откажись от бумажного чека — спаси дерево!). Но как же порой устаешь от всего этого.

Мир все больше «засасывается» по ту сторону экрана компьютера или смартфона

Полная виртуализация и цифровизация удобна, когда все налажено, выверено, отточено. Но когда постоянно столько сбоев и ненужных шагов, это начинает напрягать и угнетать. Примеры? Пожалуйста:

  • Записаться в шиномонтажку на замену колес? Только в электронном виде, даже по телефону не созвонишься — автоответчик посылает на сайт.
  • Получать консультацию специалиста банка? «Извините, линия перегружена. Время ответа оператора увеличено. Вы можете обратиться через наше приложение».
  • Хочешь оставить заявку на получение карты? «Пожалуйста, заполните анкету на сайте».

... и так до бесконечности. Я, может, хочу не просто что-то заполнить и подать заявку, но и проконсультироваться, уточнить какие-то моменты. Поговорить по душам с сотрудником, в конце концов.

История:

Нужно завершить кое-какой процесс с банком и подписать одну важную бумагу. Для начала ты должен подать документы. Не просто так прийти и отдать в печатном варианте! Нет, ты должен все отсканировать и отправить. Все 50 страниц договора.

Далее нужно получить уведомление от банка и записаться на время заключения сделки. Сделать это можно, конечно, только онлайн — через личный кабинет. И для этого нужно в него зайти. Уже на этом этапе начинаются сложности. Банк тебя просто выкидывает и не хочет пускать в систему. Что же приходится делать? Правильно, звонить специалистам. Минут 10 ожидания и «общения» с автоответчиком, затем один специалист, второй, третий. Тебя перебрасывают как мячик для пинг-понга, чтобы ты просто мог зайти на сайт! Что же, один маленький шажок сделан.

Следующий квест — записаться на сделку. В онлайн-кабинет ты вот зашел, а дальше ничего сделать не можешь. Сайт грузится, да не загружается. Просто подвисает и ни на что не реагирует. Ты снова вздыхаешь и звонишь по уже выжженному на подкорке мозга номеру:

«Какие-то технические проблемы. Мы передадим специалистам, ваша заявка принята». Ждешь еще несколько дней и опять по новой. Ты перезваниваешь, тебе вновь говорят, что техническая ошибка: «Мы вам перезвоним».

История завершается тем, что ты приходишь на встречу лично и решаешь проблему с реальными — не виртуальными чат-ботами, не голосами в трубке — людьми. Насколько было бы все проще, если бы ты сразу пришел, отдал документы и записался на сделку?

На «Госуслугах», горячо мною любимых (без шуток! удобная вещь), так и не получилось оплатить задолженность по налогам. Причем технический сбой происходит уже на стадии, когда ты ввел все данные карты и нажал кнопку «оплатить». Минуты раздумий от сервиса — и пустое окно в итоге. Попыток было не одна и две, а штук пять, и в разные дни. Итог — только расстройство.

Электронная запись к врачам тоже иногда подводит пациентов

Да, за цифровизацией будущее. Все рано или поздно перейдет туда, в параллельную реальность, и даже самая маленькая конторка будет вести все свои дела онлайн. Не так уж это и плохо. Плюсы очевидны, и снова повторять их не будем. Но бога ради, давайте, что ли, предоставлять клиентам выбор — прийти в офис ножками или оставить электронную заявку. По крайней мере, пока нет возможности обеспечить 100-процентную устойчивость серверов, скорость подключения, безопасность и надежность сети.

И да, паспорта электронные навязывать обязательно вроде как пока никто не собирается. Но кто знает, что будет после их такого долго ожидаемого введения. А пока бумаги, картонки и пластиковые карточки как-то роднее. И уж оставлять клиентов без альтернативы (как некоторые банки порой пытаются) лучше не стоит.