Стул, стол и два актера

В Челябинске стартовал фестиваль-лаборатория малых форм «CHELоВЕК Театра»

Дарья Дубровских

Весна в Челябинске начинается с продвинутого современного события — «CHELоВЕК Театра». Международный фестиваль-лаборатория малых форм открылся накануне спектаклем «Машина едет к морю» хорошо известного в городе режиссера Алексея Янковского. Артисты питерского театра «Особняк» заставили зрителей задуматься о мечтах, надеждах и поиске счастья.

«Театр начинается и заканчивается человеком, — этими словами депутат Госдумы Елена Ямпольская открывает нынешний, седьмой по счету, фестиваль „CHELоВЕК Театра“. — Обладая дипломом театрального критика скажу, что весь смысл в этом. Это искусство никогда не умрет, потому как человек всегда будет смотреть человеку в глаза. Мой самый любимый театр — это когда стул, стол и два актера — не отвлекаешься ни на что».

Спектакль «Машина едет к морю», который челябинская публика увидела первым в рамках фестиваля, отлично подходит под описание гостьи. На сцене зритель действительно видит минимум декораций: стол, стул, бутылки, бокалы, огромный нож. И три актера. Незрячий дед, его больной аутизмом внук (которого играет девушка) и их сосед-дворник Борис достоверно разыгрывают трагифарс. Один видит мир сквозь рамки и иллюзии, другой через тьму и чувства, мир третьего — не имеет границ.

По словам режиссера Алексея Янковского (который недавно поставил в челябинском Камерном театре «Москва-Петушки»), спектакль «Машина едет к морю» показывает, как человек борется со своей природой, со своими страстями, разбрызгивая слюни вокруг.

«Мои герои едут к морю за счастьем, доедут они туда или нет должен отвечать зритель», — интрегует Янковский.

Режиссер спектакля "Машина едет к морю" Алексей Янковский

Собственно об этом будут и все другие фестивальные спектакли — в афишу вошло 14 постановок. Свои работы привезли режиссеры из Ирана, Казахстана, Перми, Вологды, Нижнего Новгорода, Тюмени. По словам инициатора фестиваля, главного режиссера и художественного руководителя Нового художественного театра Евгения Гельфонда, «CHELоВЕК Театра» — это территория в первую очередь не для публики, а для тех режиссеров, для которых театр — это, прежде всего, работа актера.

«Камерные спектакли наиболее полно отражают идею нашего фестиваля — воплощение художественного замысла через артиста, играющего здесь и сейчас на площадке, — говорит Гельфонд. — Ведь в этом и заключается искусство театра — то, что происходит на наших глазах, та эмоция, которую артист добывает в настоящем времени».

Главный режиссер и художественный руководитель НХТ Евгений Гельфонд

Фестиваль порадует новинками. В этом году впервые будут представлены и моноспектакли, так востребованные сейчас во всем мире.

«Раньше люди не хотели смотреть моноспектакли, они полагали, что смотреть целый час, а то и полтора, на одного актера — это очень скучно, — делится мнением эксперт фестиваля, театральный критик, член Международной ассоциации театральных критиков при ЮНЕСКО Нина Мазур. — Сейчас в сознании людей что-то изменилось — видимо, им так надоел шум и грохот нашей цивилизации, что они хотят услышать исповедь — нечто от человека к человеку, от сердца к сердцу. А вообще надо сказать, что театр в России, в особенности в областных городах, более тяготеет к истории, рассказанной на сцене. Чтобы люди могли прийти домой и рассказать об этом. В Европе театр больше визуальный — это зрелище, сюжет которого рассказать невозможно, потому что зачастую его просто нет».

Фестиваль предполагает не только просмотр спектаклей, но и их обсуждение с именитыми гостями. Зрители вправе поговорить с режиссерами или поспорить с критиками, потому что тут бурлит творческий живой процесс, потому что тут — лаборатория.

Все спектакли идут на площадке Нового художественного театра, на сцене драматического театра, «Манекена» и Камерного театра. График лабораторий размещен на сайте НХТ и в группе в соцсетях. Вход свободный.

Зрители вправе поговорить с режиссерами или поспорить с критиками