Евгений Гельфонд:

«На обсуждениях „CHELоВЕКа Театра“ бывают настоящие баттлы зрителей с критиками»

Андрей Ткаченко

28 февраля в Челябинске стартует очередной фестиваль-лаборатория малых форм «CHELоВЕК Театра». В афишу вошло 15 спектаклей. Инициатор фестиваля, главный режиссер и худрук Нового художественного театра Евгений Гельфонд рассказал нам, почему стоит посетить это событие.

— Нынешний «CHELоВЕК Театра» — седьмой по счету. За эти годы концепция подбора участников как-то поменялась (в 2019 году в оргкомитет было подано более ста заявок из городов и стран всего мира — прим. редакции)?

— Концепция все та же, какую мы и создавали с самого начала, совместно с куратором Ниной Мазур (театральный критик, член Международной ассоциации театральных критиков при ЮНЕСКО — прим. редакции). Мы выбираем спектакли, где максимальное художественное воплощение идеи мы видим через артиста. Актер — главное звено в сложной творческой мозаике. Поскольку это фестиваль-лаборатория, мы говорим в первую очередь об искусстве театра, а не о других искусствах, которые театр сейчас так любит привлекать. А театр — там, где есть в первую очередь актер.

Евгений Гельфонд считает, что актер — главное звено в сложной творческой мозаике.

— Но если мы возьмем некий усредненный российский театральный мейнстрим, насколько в нем принято сейчас выражать художественную идею через артиста? Особенно если учитывать, что постановщики действительно любят привлекать сопредельные виды искусства — живопись, музыку, всякого рода видеоинсталляции.

— Я всегда говорю: «В чем искусство театра?». В том, что, по сути, он создается из некоего песка здесь, сегодня, на наших глазах. Сегодня одна интонация в спектакле, завтра может быть другая. И все это создается только через артиста. Мейнстрим — это до поры до времени, скоро наберется так много всего, что придется избавляться от лишнего.

— Кто в этом году приглашен на «CHELоВЕК Театра» в качестве новичков?

— Много новых театров в этом году. Драматический театр из Нижнего Новгорода, хотя там давно любимый челябинцами прекрасный артист театра «Зоопарк» Олег Шапков. Игорь Ларин также знаком уже челябинскому зрителю по «Театральным опытам» — фестивалю, проводимому ранее «Манекеном». Московский драматический театр «Человек», который возглавил наш друг и товарищ, заслуженный артист России Владимир Скворцов. Также из новеньких — молодежный театр «Ангажемент» из Тюмени. Очень интересный театр из Алма-Аты приезжает — привозят «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. Спектакль просто замечательный, стопроцентное попадание в формат нашего фестиваля. Там артисты на сцене в самых разных проявлениях — и поют, и танцуют, и работают с куклами.

В этом году на фестивале «CHELоВЕК Театра» представлены 15 спектаклей

— А кто приедет на фестиваль из-за рубежа?

— Хотели приехать сербы, коллектив из Сремска-Митровицы, привезти спектакль по Есенину «Сорокоуст». К сожалению, не получится — случилось что-то трагическое с семьей ведущего артиста. Увы... Приедет иранский театр со спектаклем «Брайль»; они у нас уже были, играли «Медею», причем без перевода. В это раз будут синхронные субтитры. Это интересный коллектив — там соблюдают и традиции европейского театра, и упирают на национальное искусство, поэтическо-драматическое начало...

— Как в 2019 году вопросы организации международного фестиваля зависят от финансов? Учитывая, что НХТ — муниципальный театр.

— Очень зависят. Хотелось бы поблагодарить и Администрацию Челябинска, и городскую Думу — за всяческую поддержку. Благодаря вниманию к этому форуму, финансовой поддержке «CHELоВЕК Театра» стал визитной карточкой Челябинска на карте театральной России. Да и за ее пределами стал известен. Мы бы и больше приглашали зарубежных участников, но знаете, и в других странах вопрос упирается в финансы. Многие европейские театральные группы заявляются на участие, но когда узнают, что дорога в Челябинск не оплачивается из бюджета фестиваля, отказываются. Едут те, кто способен оплатить поездку.

Евгений Гельфонд прямо говорит, что не все желающие принять участие в фестивале зарубежные коллективы могут приехать — вопрос в финансировании

— Что в этом году будет представлять собой лаборатория малых форм? Опять обсуждения, дискуссии?

— Да, а также будут проходить встречи с критиками, в здании отеля «Малахит». По завершении каждого дня можно будет прийти послушать наш экспертный совет. Кроме того, запланированы несколько очень крутых мастер-классов. Володя Скворцов дает специализированный мастер-класс, закрытый, для нашего института искусств, а именно — учащихся актерского отделения. У него вообще какие-то далеко идущие планы. Он альтруист, творческий человек, не устаю просто удивляться его энергии. Он говорит: «Я начну с ними, первую встречу проведу, возможно, в течение года еще с ними позанимаюсь, а потом может мы что-то совместно запланируем и покажем на следующем фестивале». Глобальные планы! Кроме того, пройдет встреча с ректором ГИТИС Григорием Заславским и с драматургом Ниной Прибутковской. Она автор одной из пьес, произведение по которой покажут на фестивале — «Твоя Катя», основанной на материалах переписки Максима Горького.

— Кстати: сколько в программе фестиваля спектаклей, поставленных по классическим пьесам, а сколько — по адаптированным к сцене версиям литературных произведений?

— Знаете, как обычно, получилась мозаика — мы же не ставим ограничений по первоисточникам. Театр из Вологды привозит «Любку» по Дине Рубиной, театральная мастерская АСБ — Алекса Бьерклунда; мы показываем Нину Мазур... И есть и Булгаков, и Достоевский. Сергей Федотов и театр «У моста» из Перми привозят «Идиота» — высокая классика.

В афише седьмого «CHELоВЕКа Театра» будут двойные показы — чтобы посмотреть постановки смогла не только фестивальная публика, но и зрители

— Сергей Федотов — один из любимцев нашей публики. Можно ли еще сейчас, за пару дней до старта фестиваля, попробовать попасть на этот спектакль?

— Вы правы, попасть на Федотова сложно. Поэтому мы в этом году решили сделать такое ноу-хау, надеемся, челябинцы его оценят: два спектакля. «У моста» отыграют в день два раза: первый посетит собственно фестивальная публика и немного зрителей, а вот второй раз уже будет полностью зрительский. И таких спектаклей, «двойных», у нас на «CHELоВЕК Театра» в этот раз будет три: моноспектакль в исполнении Евгения Думнова «Опять об Пушкина», «Любка» и «Печали и радости» проекта «Крупный план» из Нижнего Новгорода.

— Как зрителю попасть на спектакли и обсуждения?

— Билеты — в свободной продаже, можно звонить в театр или идти за ними в зрелищные кассы. Спектакли идут на нашей площадке Нового художественного театра, на сцене драматического театра, «Манекена» и Камерного театра. Насчет обсуждений: график лаборатории будет размещен на нашем сайте и в нашей группе в соцсетях. Вход свободный. Конференц-зал в гостинице «Малахит». Можно высказывать мнение, задавать вопросы нашим экспертам. Прямо говорить — нравится или не нравится. Знаете, бывает очень горячо на обсуждениях, возникают настоящие баттлы зрителей с критиками. Бывает, что зрителям спектакль понравился, а тут критики начинают чего-то там копаться, ковыряться. И тут публика подскакивает — мол, да не понимаете вы ничего вообще. Все хорошо было, ребята-актеры, не слушайте! (улыбается) Но тут надо помнить, что у нас нет по итогам фестиваля лауреатов — это не конкурсное событие. И все обсуждения так или иначе в итоге достаточно доброжелательные, потому что никто не сидит и не думает: «Ну, дадут нам награду или не дадут?».