Довести мошенника до нервного срыва

Учимся разговаривать с телефонными аферистами

Андрей Ткаченко

Звонок с незнакомого номера... Вдруг это мошенники?! Как быть? Некоторые игнорируют незнакомцев, другие ставят защиту от спам-номеров, но есть и те, кто жаждет пообщаться с аферистами. Рассказываем, что ответить мошеннику, если он все же вам позвонил (а вы ответили).

Способ первый: принятие и согласие

— С вашего счета пытаются списать деньги...
— Пусть списывают, вам какое дело?

Обычно телефонные мошенники используют стандартные фразы:

  • киберпреступники пытаются получить доступ к вашему личному кабинету;
  • сообщают о кредите, оформленном на жертву посторонним лицом (или о появлении заявки на кредит);
  • некто незаконным способом пытается завладеть деньгами гражданина.

И так далее. Формулировка разная — суть одна и та же.

Чтобы вы «не стали жертвой злоумышленников», лжесотрудники банков, правоохранительных органов, ФСБ предлагают перевести деньги на безопасный счет. Как быть?

Говорите, что у вас нет карты в данном банке (она уже не обслуживается или номер карты недействителен).

Согласитесь с их словами. Мошенник сообщил о переводе денежных средств с одной карты на другую? Подтвердите перевод, сделайте вид, что вы в курсе происходящего.

Поблагодарите за помощь и проверьте сами свои счета. Если злоумышленник будет давить на время, не реагируйте, вам в любом случае нужно убедиться самим в правдивости их слов.

Важно! Никогда и ни в коем случае не сообщайте звонящим, кем бы они ни представлялись, данные банковской карты, коды из SMS, секретные слова и прочее.

Способ второй: включаем пофигизм

Аферисты вряд ли ожидают проявления безразличия по отношению к деньгам с вашей стороны

Вместо того, чтобы впадать в панику, сделайте вид, что вам все равно. Диалог может быть примерно таким:

— Здравствуйте, вас беспокоит сотрудник службы безопасности банка. (Здесь должно быть имя и отчество жертвы), по вашей банковской карте происходит несанкционированное списание денежных средств, для блокировки операций необходимо назвать данные банковской карты, а также код, который поступит в смс-сообщении.
— Здравствуйте, кто-то пытается украсть мои деньги?
— Да, медлить нельзя, необходимо действовать по инструкции.
— Пусть крадут, потом разберусь.

Таким образом мошенник окажется в безвыходной ситуации, ведь цель звонка — «защитить» ваши сбережения, а если вам все равно на них, то смысл разговора теряется.

Способ третий: зачитываем статью 159 УК РФ

Телефонным мошенникам за их деятельность грозит штраф, арест или исправительные работы

Нас интересует ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа). Что делать? Прочитать злоумышленнику абзац из статьи.

«Мошенничество с использованием электронных средств платежа — наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Желательно в момент прочтения игнорировать собеседника, говорить четко и уверенно. Такой способ может вывести звонившего из себя.

Довести мошенника до нервного срыва (или добиться сброса трубки) можно еще несколькими способами. Например, начать разговор на иностранном (или выдуманном) языке, представиться сотрудником магазина и попытаться впарить пылесос, бады, фен и так далее. Больше забавных лайфхаков, как обмануть телефонных мошенников, читайте в нашем материале «Ответный удар».

А мы еще раз напоминаем: сотрудники банков не будут просить ваши личные данные — так поступают только мошенники! Если вам звонят с неизвестного номера — лучше не брать трубку.

Если все же разговор с мошенником состоялся — прервите звонок, сами позвоните в банк и уточните информацию (номера доступны в приложении, а также на официальном сайте банка).

В Челябинской области работает горячая линия по противодействию телефонному мошенничеству *1593, куда также можно позвонить. Вам ответит консультант и объяснит, что делать дальше.