Срочная эвакуация

Сколько челябинцы платят за то, что их машины увозят на штрафстоянку

Анна Минина

«Челябинский обзор» попытался выяснить, сколько зарабатывают те, кого больше всего не любят все автомобилисты.

Операторы машин-эвакуаторов — наверное, самые нелюбимые автомобилистами люди. И вполне понятно, почему. Мало приятного в том, чтобы не обнаружить свой автомобиль там, где ты его оставил. И даже новость о том, что его не угнали, а «всего лишь» отогнали на штрафстоянку радости не прибавляет. Дело не только в штрафе за допущенное, по мнению ГИБДД, нарушение — сам процесс возврата своего «железного коня» с единственной в городе штрафстоянки муторен и для новичка непрост. А нередко и вовсе оборачивается малоприятными скандалами и конфликтами.

Мы решили выяснить, сколько денег крутится на рынке услуг эвакуации автомобилей, водители которых нарушили правила дорожного движения, и кто получает с этого барыши.

Подчеркнем — мы рассматриваем только услуги по эвакуации машины-нарушителя на штрафстоянку и плату за пребывание автомобиля на ней. Штрафы же за нарушения ПДД (например, парковка на месте, предназначенном для инвалидов — до 5000 рублей) — это не частный бизнес.

Маленькая частная монополия

Штрафстоянка в миллионном Челябинске, по улицам которого колесят сотни тысяч автомобилей, всего одна — на улице Братьев Кашириных, недалеко от главного корпуса Челябинского государственного университета. Почему всего одна, и почему она — частная? Отчасти потому, что таким образом устроено законодательство, федеральное и региональное.

Начнем с того, что согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (к которым в том числе относится парковка в неположенном месте), порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

В Челябинской области это закон № 288-ЗО, принятый в 2012-м году. В нем, помимо прочего, прописан и «порядок отбора специализированных организаций, занимающихся деятельностью по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату».

Так, в статье 1-1 закона определено, что «перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранение и возврат» может осуществляться юридическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) «на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом, по результатам конкурса». Конкурс же этот объявляется и проводится «уполномоченным органом в каждом городском округе, городском округе с внутригородским делением, муниципальном районе». Таким уполномоченным лицом является министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (Миндортранс).

Переводя с законодательного на русский — услуги по эвакуации автомобилей в том или ином городе может получить любое юридическое лицо. Ну, почти любое. Потому что, как сказано в том же областном законе, к конкурсам, которые проводит областной Миндортранс, могут быть допущены только юрлица, которые:

— владеют (или арендуют) земельный участок, предназначенный для деятельности автостоянки;

— владеет, арендует или хотя бы пообещает купить или взять в аренду автомобили-эвакуаторы;

— не находящиеся в процессе ликвидации (реорганизации);

— не признанные банкротами и не находящиеся под процедурами, предусмотренными законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Как сообщили в Миндортрансе, по Челябинску такой конкурс был проведен летом 2015 года. Его выиграло ООО «Лидер», с которым был заключен договор сроком на пять лет.

Однако сегодня деятельность по эвакуации и деятельности штрафстоянки осуществляет другое ООО — «Лидер плюс». Дело в том, что в конце 2016 года ООО «Лидер» было присоединено к «Лидер плюс», которое, в свою очередь, стало его правопреемником.

Согласно выписке из единого реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), ООО «Лидер плюс» арендует и земельный участок, на котором расположена штрафстоянка. Впрочем, вокруг него сейчас разгорелись ожесточенные споры в арбитражном суде — ООО «Торговый дом «РЕМЖЕЛДОР», которым владеет экс-директор ООО «Лидер» и экс-учредитель и директор «Лидер-Плюс» Сергей Пивоваров, оспаривает договор о переуступке права на аренду.

Ниточка к сыну генпрокурора

Что же до тех, кто «снимает сливки» со штрафстоянки и эвакуаторов, то здесь все довольно любопытно.

По данным Федеральной налоговой службы и специализированной базы данных «Контур. Фокус», ООО «Лидер плюс» на примерно 75,3 процента принадлежит некоей Екатерине Краснихиной, а около 24,7 процента — московскому АО «Амарант». Которое, в свою очередь, на 100 процентов принадлежит московскому же ЗАО «ФОРБ». И у «Лидер плюс», и у «Амаранта» — один и тот же директор: Геннадий Вильшенко (экс-первый секретарь Златоустовского Горкома КПСС и экс-начальник отделения ФСБ по городу Златоуст). До него «Амарантом» руководила все та же Краснихина.

Любопытно, что по данным ФНС госпожа Краснихина раньше руководила в том числе ООО «Нерудная компания «Бердяуш» (сейчас — ООО «ПНК-Урал»), теперешним владельцем которой числится некто Артем Юрьевич Чайка, чьи имя, фамилия и отчество совпадают с ФИО одного из сыновей генпрокурора РФ Юрия Чайки.

Кроме того, в СМИ не раз проходили сообщения о том, что госпожа Краснихина подозревалась в растрате 146 миллионов рублей, принадлежавших компании до ее продажи господину Чайке.

При этом в числе бывших учредителей ООО «УК ПНК», которая является управляющей компанией для «ПНК-Урал», числится Сергей Геннадьевич Вильшенко, чьи ФИО совпадают с инициалами сына Геннадия Вильшенко.

Сергей Вильшенко — личность достаточно известная не только в узких бизнес-кругах Челябинска. Его историю взаимоотношений с Артемом Чайкой описывал даже российский Forbes.

Связь столь серьезных людей и их окружения со штрафстоянкой в Челябинске тем более удивительна, учитывая величину этого бизнеса. Впрочем, об этом — ниже.

Мелкий жемчуг

Но о каких же деньгах идет речь? Давайте попробуем подсчитать.

Точных статистических данных нам найти не удалось, но как рассказали «Челябинскому обзору» в отделе пропаганды ГИБДД Челябинска, в среднем за нарушения правил парковки и стоянки в Челябинске эвакуируются 50–60 автомобилей в сутки.

Тарифы на «услуги» по самой эвакуации и по пребыванию автомобиля на штрафстоянке — 1900 рублей и 37 рублей\час (для легковых автомобилей) соответственно. Сами тарифы также разрабатываются и утверждаются в регионах, впрочем, по единой для всей страны методике.

50-60 автомобилей в день — это 1500–1800 автомобилей в месяц или 18–20 тысяч авто за год. По 1900 рублей с каждого авто за доставку на штрафстоянку — 34–38 миллионов рублей.

Каждый из эвакуированных автомобилей до его «вызволения» хозяином (как правило — в этот же день или на следующий) проводит на стоянке в среднем несколько часов. И то — в основном из-за очередей в ГИБДД и на выдаче. Если взять за среднее показатель в 5–6 часов, то получается около 4 миллионов рублей за год.

В сумме выходит, что годовая выручка челябинских эвакуаторов — в районе 40 миллионов рублей. Масштабы бизнеса косвенно подтверждает и отчетность ООО «Лидер плюс»: по данным «Контур. Фокус» выручка компании в 2016 году составила чуть более 24 миллионов рублей (убыток — около 800 тысяч). Честно говоря, мы ожидали увидеть несколько бОльшие цифры.

При этом из выручки надо вычесть: зарплату сотрудниками и налоги на фонд оплаты труда (особенно если все платится «в белую»), плату за аренду земельного участка под стоянку, затраты на обслуживание автомобилей-эвакуаторов (страховка, топливо, текущий ремонт). Кстати, сами автоэвакуаторы весьма недешевы: на сайтах по продаже автомобилей ценники на объявлениях о продаже даже подержанных подобных авто (в основном японских, китайских или корейских, но есть и наши КАМАЗы) начинаются с отметки в 700–800 тысяч за совсем старое и доходят до 2,5–5 миллионов рублей (в зависимости от модели).

В итоге деятельность эвакуаторов и штрафстоянки вряд ли можно считать крупным и очень успешным способом вести бизнес. Стоят ли эти цифры тех скандалов и эмоций, которые выплескиваются владельцами автомобилей, попавшихся на нарушениях? Не уверены. Но пока законы таковы, какие они есть. И их надо выполнять. Как бы ни выглядело сомнительным то, что в этой сфере выполнение государственных функций отдано в частные руки...