«Челябинский обзор» попытался выяснить, сколько зарабатывают те, кого больше всего не любят все автомобилисты.
Операторы машин-эвакуаторов — наверное, самые нелюбимые автомобилистами люди. И вполне понятно, почему. Мало приятного в том, чтобы не обнаружить свой автомобиль там, где ты его оставил. И даже новость о том, что его не угнали, а «всего лишь» отогнали на штрафстоянку радости не прибавляет. Дело не только в штрафе за допущенное, по мнению ГИБДД, нарушение — сам процесс возврата своего «железного коня» с единственной в городе штрафстоянки муторен и для новичка непрост. А нередко и вовсе оборачивается малоприятными скандалами и конфликтами.
Мы решили выяснить, сколько денег крутится на рынке услуг эвакуации автомобилей, водители которых нарушили правила дорожного движения, и кто получает с этого барыши.
Подчеркнем — мы рассматриваем только услуги по эвакуации машины-нарушителя на штрафстоянку и плату за пребывание автомобиля на ней. Штрафы же за нарушения ПДД (например, парковка на месте, предназначенном для инвалидов — до 5000 рублей) — это не частный бизнес.
Маленькая частная монополия
Штрафстоянка в миллионном Челябинске, по улицам которого колесят сотни тысяч автомобилей, всего одна — на улице Братьев Кашириных, недалеко от главного корпуса Челябинского государственного университета. Почему всего одна, и почему она — частная? Отчасти потому, что таким образом устроено законодательство, федеральное и региональное.
Начнем с того, что согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (к которым в том числе относится парковка в неположенном месте), порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В Челябинской области это закон № 288-ЗО, принятый в 2012-м году. В нем, помимо прочего, прописан и «порядок отбора специализированных организаций, занимающихся деятельностью по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату».
Так, в статье 1-1 закона определено, что «перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранение и возврат» может осуществляться юридическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) «на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом, по результатам конкурса». Конкурс же этот объявляется и проводится «уполномоченным органом в каждом городском округе, городском округе с внутригородским делением, муниципальном районе». Таким уполномоченным лицом является министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (Миндортранс).
Переводя с законодательного на русский — услуги по эвакуации автомобилей в том или ином городе может получить любое юридическое лицо. Ну, почти любое. Потому что, как сказано в том же областном законе, к конкурсам, которые проводит областной Миндортранс, могут быть допущены только юрлица, которые:
— владеют (или арендуют) земельный участок, предназначенный для деятельности автостоянки;
— владеет, арендует или хотя бы пообещает купить или взять в аренду автомобили-эвакуаторы;
— не находящиеся в процессе ликвидации (реорганизации);
— не признанные банкротами и не находящиеся под процедурами, предусмотренными законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Как сообщили в Миндортрансе, по Челябинску такой конкурс был проведен летом 2015 года. Его выиграло ООО «Лидер», с которым был заключен договор сроком на пять лет.
Однако сегодня деятельность по эвакуации и деятельности штрафстоянки осуществляет другое ООО — «Лидер плюс». Дело в том, что в конце 2016 года ООО «Лидер» было присоединено к «Лидер плюс», которое, в свою очередь, стало его правопреемником.
Согласно выписке из единого реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), ООО «Лидер плюс» арендует и земельный участок, на котором расположена штрафстоянка. Впрочем, вокруг него сейчас разгорелись ожесточенные споры в арбитражном суде — ООО «Торговый дом «РЕМЖЕЛДОР», которым владеет экс-директор ООО «Лидер» и экс-учредитель и директор «Лидер-Плюс» Сергей Пивоваров, оспаривает договор о переуступке права на аренду.
Ниточка к сыну генпрокурора
Что же до тех, кто «снимает сливки» со штрафстоянки и эвакуаторов, то здесь все довольно любопытно.
По данным Федеральной налоговой службы и специализированной базы данных «Контур. Фокус», ООО «Лидер плюс» на примерно 75,3 процента принадлежит некоей Екатерине Краснихиной, а около 24,7 процента — московскому АО «Амарант». Которое, в свою очередь, на 100 процентов принадлежит московскому же ЗАО «ФОРБ». И у «Лидер плюс», и у «Амаранта» — один и тот же директор: Геннадий Вильшенко (экс-первый секретарь Златоустовского Горкома КПСС и экс-начальник отделения ФСБ по городу Златоуст). До него «Амарантом» руководила все та же Краснихина.
Любопытно, что по данным ФНС госпожа Краснихина раньше руководила в том числе ООО «Нерудная компания «Бердяуш» (сейчас — ООО «ПНК-Урал»), теперешним владельцем которой числится некто Артем Юрьевич Чайка, чьи имя, фамилия и отчество совпадают с ФИО одного из сыновей генпрокурора РФ Юрия Чайки.
Кроме того, в СМИ не раз проходили сообщения о том, что госпожа Краснихина подозревалась в растрате 146 миллионов рублей, принадлежавших компании до ее продажи господину Чайке.
При этом в числе бывших учредителей ООО «УК ПНК», которая является управляющей компанией для «ПНК-Урал», числится Сергей Геннадьевич Вильшенко, чьи ФИО совпадают с инициалами сына Геннадия Вильшенко.
Сергей Вильшенко — личность достаточно известная не только в узких бизнес-кругах Челябинска. Его историю взаимоотношений с Артемом Чайкой описывал даже российский Forbes.
Связь столь серьезных людей и их окружения со штрафстоянкой в Челябинске тем более удивительна, учитывая величину этого бизнеса. Впрочем, об этом — ниже.
Мелкий жемчуг
Но о каких же деньгах идет речь? Давайте попробуем подсчитать.
Точных статистических данных нам найти не удалось, но как рассказали «Челябинскому обзору» в отделе пропаганды ГИБДД Челябинска, в среднем за нарушения правил парковки и стоянки в Челябинске эвакуируются 50–60 автомобилей в сутки.
Тарифы на «услуги» по самой эвакуации и по пребыванию автомобиля на штрафстоянке — 1900 рублей и 37 рублей\час (для легковых автомобилей) соответственно. Сами тарифы также разрабатываются и утверждаются в регионах, впрочем, по единой для всей страны методике.
50-60 автомобилей в день — это 1500–1800 автомобилей в месяц или 18–20 тысяч авто за год. По 1900 рублей с каждого авто за доставку на штрафстоянку — 34–38 миллионов рублей.
Каждый из эвакуированных автомобилей до его «вызволения» хозяином (как правило — в этот же день или на следующий) проводит на стоянке в среднем несколько часов. И то — в основном из-за очередей в ГИБДД и на выдаче. Если взять за среднее показатель в 5–6 часов, то получается около 4 миллионов рублей за год.
В сумме выходит, что годовая выручка челябинских эвакуаторов — в районе 40 миллионов рублей. Масштабы бизнеса косвенно подтверждает и отчетность ООО «Лидер плюс»: по данным «Контур. Фокус» выручка компании в 2016 году составила чуть более 24 миллионов рублей (убыток — около 800 тысяч). Честно говоря, мы ожидали увидеть несколько бОльшие цифры.
При этом из выручки надо вычесть: зарплату сотрудниками и налоги на фонд оплаты труда (особенно если все платится «в белую»), плату за аренду земельного участка под стоянку, затраты на обслуживание автомобилей-эвакуаторов (страховка, топливо, текущий ремонт). Кстати, сами автоэвакуаторы весьма недешевы: на сайтах по продаже автомобилей ценники на объявлениях о продаже даже подержанных подобных авто (в основном японских, китайских или корейских, но есть и наши КАМАЗы) начинаются с отметки в 700–800 тысяч за совсем старое и доходят до 2,5–5 миллионов рублей (в зависимости от модели).
В итоге деятельность эвакуаторов и штрафстоянки вряд ли можно считать крупным и очень успешным способом вести бизнес. Стоят ли эти цифры тех скандалов и эмоций, которые выплескиваются владельцами автомобилей, попавшихся на нарушениях? Не уверены. Но пока законы таковы, какие они есть. И их надо выполнять. Как бы ни выглядело сомнительным то, что в этой сфере выполнение государственных функций отдано в частные руки...