Букет знаний

Сколько зарабатывают челябинские флористы в праздники?

Андрей Ткаченко

Новый учебный год стартовал. Дети понесли в школы — кроме набитых тетрадками и книжками рюкзаков — еще и цветы любимым учителям. Сколько зарабатывают на этом флористы? И какие дни в году вообще самые прибыльные для продавцов букетов? «Челябинский обзор» взялся за подсчеты.

Новый учебный год несмотря на опасения стартовал с линеек (пусть и с соблюдением необходимых ограничений). А, значит, необходимый торжественный атрибут — букет для учителя — на месте. Дорого ли обходится он карману родителей?

Сколько стоит

В цветочные магазины мы отправились заранее, за несколько дней — посмотреть, во сколько могут обойтись первосентябрьские букеты. Посмотрели четыре популярных сети и записали ценники букетов, тематически оформленных именно ко Дню знаний. Затем уточнили стоимость накануне (31 августа) и непосредственно в день праздника — чтобы проверить, произошел ли скачок.

1) В первой сети минимальная стоимость букета: от 600 рублей — это три небольших кустовых хризантемы. Максимальная — примерно 2 500 рублей — большая охапка кустовых хризантем, 11 штук. Накануне и в день праздника цены не изменились.

2) Во второй сети нижний порог стоимости тематических букетов — 1 960 рублей за композицию из белых кенийских роз. Максимальная стоимость «первосентябрьского» букета — 6 230 рублей за связку белых кустовых хризантем в среднем размере, и 9 450 рублей (!) — в большом. Самое интересное, что еще несколько дней назад он стоил 9 120 ₽ — цены к празднику поползли вверх.

В цветочных магазинах стоимость букетов к Дню знаний начинается от 500–600 рублей и доходит до нескольких тысяч

3) В третьей сети наиболее бюджетный вариант к празднику — мини-букет за 1 120 рублей. «Люксовый» вариант — охапка разноцветных эквадорских роз — обойдется кошельку в 4 650 рублей. Цены за несколько дней не менялись.

4) Наконец, в четвертой сети минимальный ценник — 690 рублей за лаконичную хризантему в праздничном оформлении. Самый дорогой вариант — микс из разных растений: роз, альстромерий, эустом — стоит 5 690 рублей. Здесь цены также остались стабильными.

Конечно, никто не заставляет покупателей ограничиваться предложенными вариантам. Всегда актуальны розы или хризантемы собранные в крафтовую бумагу или просто обхваченные лентой. Такие варианты в среднем, обойдутся в районе 1 000–1 200 рублей за букет из 5–7 цветов.

А в сетевых супермаркетах букеты можно урвать вообще по цене недорогой коробки конфет: чуть выше 200 рублей. Но мы все же попробуем оценить доходы непосредственно представителей цветочного бизнеса.

Букет из 3 хризантем без оформления в супермаркете можно взять за 220 рублей

Слово флористам

— Покупают все букеты по-разному. Кто-то заранее под заказ обговаривает все моменты, кто-то просто приходит, на месте выбирает, — рассказывает флорист Михаил. — Большинство народу, конечно, 1-го числа приходит непосредственно перед линейкой. Хоть заказы начинают поступать за несколько дней — где-то числа с 28-го. Новые букеты стараемся создавать, удивлять покупателей, но, в целом, популярной остается «вечная» классика. Лет пять назад стали модными букеты с карандашами, они до сих пор остаются популярны. В последние годы появилась еще такая тенденция — делают один большой букет со всего класса, а остальные деньги на полезное дело отдают — например, на благотворительность. В общем, все индивидуально.

В моде сегодня дарить тематические букеты, оформленные в духе праздника. Ко Дню знаний в челябинских магазинах можно встретить букеты, где цветы соседствуют с карандашами, фломастерами, линейками, бумажными самолетиками. Если говорить о других праздниках — то давно уже появились на рынке букеты из игрушек или из конфеток-шоколадок-мармеладок (или для любителей пищи посолиднее — с колбасками, сыром и даже мини-бутылками).

В моде — букеты со школьной атрибутикой

— Как перенесли ковидный год цветочные магазины?

— В том году линейки проводились только у первоклассников и, по-моему, у выпускников. Так что было заметно «проседание» по заказами.

— А цветы какие популярны — кроме привычных роз, хризантем? И какие варианты самые бюджетные?

— Ну хризантемы и розы — это классика. Эустома популярна, альстромерия, гербера. По оттенкам — в основном берут яркую тематику, или, например, это может быть осенняя гамма. Есть мамочки, которые тщательно подбирают букет под наряд ребенка. Для маленьких школьников букет — это что-то компактное, что можно удобно держать в руках. Плюс в последние годы идет тенденция на горшечные растения, класс как-то украсить, или чтобы учитель себе забрал. Композиции в последнее время тоже популярны — в корзиночке, в ящичке.

Самый бюджетный вариант — это хризантемы, конечно. Их всегда берут. Хотя сейчас ценник в любом случае подстраивается под реалии жизни. В такие периоды он не самый дешевый. За счет оригинальной упаковки, дизайна, цена становится, конечно, выше.

В прошлом году с ковидными ограничениями было заметно «проседание» по заказам, говорят продавцы

— Кроме 1 сентября и таких праздников как 8 марта, 14 февраля — когда еще посетители массово устраивают «забеги» на цветочные магазины?

— Самый ажиотажный период, кроме перечисленных — День матери. Очень хорошие продажи в этот праздник. И выпускные тоже популярны — то есть в каждом сезоне есть свой «цветочный» бум. Хотя, если честно, то в сравнении с 8 марта, 1 сентября менее выгодно. Лучше отработать два 8 марта, чем один 1 сентября. Потому что букетов много, но они более бюджетные, трудозатрат больше выходит.

— А на сколько больше посетителей все-таки заходят в магазины в праздники по сравнению с обычными днями?

— Число чеков в предпраздничные дни выросло в 2–3 раза, — говорят продавцы. — Основной поток идет 1 сентября перед линейками — ну это еще, допустим, раза в 2 цифра вырастет.

В Челябинской области средняя стоимость букета на 1 сентября составит 918 рублей. Данные приводит компания «Эвотор», которая проанализировала чеки 800 000 смарт-терминалов. По стране средняя стоимость букета цветов в августе составила 1 096 рублей, что на 11% выше, чем в прошлом году.

Хризантемы и розы — вечная классика, для которой придумывают все более оригинальное оформление

Посчитаем

«На территории города Челябинска действует более 300 торговых точек, реализующих цветы, букеты. В связи с тем, что действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены полномочиями по выдаче разрешений на открытие предприятий торговли, а хозяйствующие субъекты не обязаны предоставлять информацию о начале своей деятельности и ассортименте реализуемых товаров, данная информация не носит исчерпывающий характер», — комментируют в Управлении по торговле и услугам Администрации города Челябинска.

Если смотреть по данным одного картографического сервиса, то цветочных точек поиск по городу выдает около 500. По данным другого — чуть более 400. Возьмем последнюю цифру, как среднее значение.

Если из 400 магазинов каждый продает хотя бы 20 букетов в день — всего будет около 8 000 чеков. Но к 1 сентября продажи, как нам сказали, подскакивают раза в 4 — это будет уже в пределах 30 000 чеков. Умножим на среднюю стоимость букетов в 1 000 рублей — получаем 30 млн рублей выручки в один день на всех. Это минимальный порог. А каким может быть максимальный?

В Челябинске, по примерным подсчетам — до полутысячи точек, где продают цветы

В Челябинске за парты в этом году сядут порядка 140 тысяч школьников. Около 17 тысяч — впервые станут учениками, рассказали в городском Комитете по делам образования. То есть, потенциально, в этот день цветочные магазины могли бы (при все той же средней стоимости букета в пределах 1 000 рублей) заработать до 17 млн рублей только на первоклассниках. На всех учениках — соответственно, до 140 млн. Конечно, это если учитывать, что каждый ученик в этот день принесет по букету.

Разделить на 400 точек — и каждая могла бы получить по 350 тысяч рублей (Хотя, надо понимать, что продажи у крупных сетевиков и небольших ларьков будут разниться). И это не самый прибыльный день, как нам сказали выше — на 8 марта выгоднее поработать раза в 2. В этот весенний праздник выходит уже 700 тысяч рублей, у крупных компаний — вплоть до 1 млн и даже выше.

8 марта по сравнению с 1 сентября — еще более выгодный для цветочников день

Сейчас продавцы не очень охотно говорят о продажах, но данные прошлых лет, говорят, что заработки в целом сопоставимы с нашими подсчетами:

«Если сравнить с показателями, в прошлом году вышло 480 тысяч за день, при том что в среднем в день цветы покупают 5–6 человек, а букет стоит от 900 до 1 500», — рассказывает цветочница о продажах на 8 марта.

«За 8 марта мы заработали 1 миллион 300 тысяч рублей. А за 14 февраля — 900 тысяч рублей», — делится управляющий небольшого цветочного магазина на Северо-Западе Игорь.

Так что пусть даже цветочных дат в году не так много, но каждый из них приносит ощутимый доход. Тем более, что дни рождения, свидания, свадьбы — вещи постоянные и помогают цветочному бизнесу в период от праздника до праздника.