«Я на этих трамваях еще в 80-е в школу ездил»

Во сколько Челябинску может обойтись тотальное обновление электротранспорта?

Андрей Ткаченко

Транспортная сенсация: максимум через три года в Челябинске полностью обновят трамваи и троллейбусы. Такой рывок в сфере пассажирских перевозок анонсировал губернатор Алексей Текслер. Очевидно, реформа не окажется дешевой. Сколько денег может уйти на замену электротранспорта? «Челябинский обзор» взялся за подсчеты.

Писать о необходимости обновления — вешать на себя ярлык «капитан очевидность». Горожане костерят на чем свет частные грязные, местами проржавевшие ПАЗики. Но и муниципальный транспорт ушел недалеко.

Трамваи

Трамвайный парк в постсоветский период фактически не обновлялся: в конце 1990-х и 2000-х годах было куплено 9 вагонов, в 2015 году — 1 вагон. Еще к 2015 году изношенность техники, пишет Википедия, составляла 97%, а средний возраст трамваев превысил 26 лет. Сегодня челябинским трамваям уже за 30. Назвать это «подвижным составом» язык не поворачивается.

По информации Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, ежедневно в рейсы выходят 165 трамваев.

Здесь стоит напомнить, что в 2019 году в Челябинске тестировались два новых трамвая. Красивые, современные, низкопольные. Один из них, производства Усть-Катава, сломался, едва успев отправиться в свой первый обкаточный рейс.

В Челябинск периодически на тесты привозили новые трамваи. Впрочем, ненадолго

Вагоны отправили обратно. На челябинские рельсы поставили еще один трамвай, теперь уже производства екатеринбургского завода «Уралтрансмаш». Но и он в первый день тестирования забуксовал в центре города, затем периодически вставал на рельсах. И вроде бы обкатку в целом прошел, его даже на какое-то время поставили на маршрут № 3. Однако после того, как в марте 2020-го он в очередной раз встал на улице Кирова, так в итоге и вовсе уехал из города, не своим ходом, обратно — на производство.

В 2020 году тесты продолжились. В сентябре на челябинские рельсы ради пробы поставили уже третью по счету новинку — «Богатырь М», который в Челябинск привезли из Москвы. USB-розетки, WI-FI, система климат-контроля, видеоконтроля, подсчета пассажиров, валидаторы: эта модель на фоне нынешних смотрелась, конечно, каким-то космолетом. Но... поездила, поездила, да и исчезла с городских дорог.

«Планов на покупку трамвая пока не было, только на обкатку, которую он прошел успешно. Тест-драйв проводили с целью понять, подходит ли такая модель для Челябинска. Исходя из результатов, в дальнейшем будут приняты решения», — комментировал осенью (теперь уже бывший) начальник Управления транспорта Администрации Челябинска Максим Кичеев.

В сентябре 2020-го в Челябинске тестировали трамвай 71-923М «Богатырь М»

Решений о покупке ни тогда, ни после так принято и не было. Но в 2021-м автора уже стойко преследовало ощущение дежавю, потому что зимой в Челябинск на обкатку привезли уже четвертую (!) модель. Вновь попытать счастья решил Усть-Катавский вагоностроительный завод. И привез в город собственную разработку: односекционный трамвайный вагон модели 71-628. Что о ней известно?

В салоне вагона — 31 сидячее место с индивидуальным подогревом, общая же вместимость — 116 человек. Новый трамвай оснащен всеми удобствами для современного жителя мегаполиса: USB-розетки, доступ к беспроводному интернету (Wi-Fi); установлена система дополнительного освещения, система видеоконтроля, климат-контроля. На дверях есть подсветка для слабовидящих, а на площадке для колясок встроены разъемы для зарядки гаджетов. Низкий уровень пола по всей площади пассажирского салона дает возможность беспрепятственно подниматься в вагон маломобильным группам населения и женщинам с колясками. Двухступенчатое рессорное подвешивание обеспечивает плавность хода трамвая.

После неудачного теста 2-летней давности УКВЗ решил попытать счастья еще раз и привез на обкатку другой трамвай

Этот трамвай презентовали губернатору. И тогда-то он обнадежил, что новая техника в Челябинск будет приезжать не только на тесты.

«Очень много лет трамвайный парк в Челябинске не обновлялся. Были единичные приобретения нескольких вагонов лет 10 назад, но система не велась с советского времени никак. И мы это с вами видим на улице — я уже говорил, что на этих вагонах, которые ездят сегодня по Челябинску, я ездил в школу в 80-е годы. Те вагоны, которые есть сегодня, совершенно по комфорту не соответствуют современным требованиям. Эта одна из транспортных проблем города, которая была, и мы ее обязательно решим», — заверил Алексей Текслер.

Обновлять трамвайный парк в Челябинске начнут уже в 2021 году. Власти планируют закупить 30 новых вагонов предыдущей серии, выпущенной на Усть-Катавском заводе: 71-623. Всего же в перспективе будет обновлено 200 составов.

Сколько понадобится денег?

Считаем на примере Магнитогорска. Недавно местная администрация провела конкурс на «Госзакупках». На 5 трамваев потратят 185 000 000 (сто восемьдесят пять миллионов) рублей. То есть один вагон обойдется в 37 миллионов. Путем нехитрых подсчетов получается, что только на 200 вагонов Челябинску понадобится 7 400 000 000 (семь миллиардов четыреста миллионов) рублей.

Цифра примерная. Многое зависит не только от модели трамваев, которые будут закупаться. Стороны ведь могут договориться о снижении стоимости за счет объемов. Одно дело — 5 трамваев купить, другое — 200. Впрочем, основной ориентир на то, как пройдет аукцион (или аукционы). Все закупки проводятся через торги. Если развернется конкуренция (все-таки Усть-Катав — не единственный производитель трамваев в стране), то можно говорить и об уменьшении этой цифры.

Но это мы говорим только про вагоны. Давайте вспомним, почему в Челябинске провалились несколько тестов трамваев?

«Обкатка показала неготовность инфраструктуры в связи с высоким износом путевого хозяйства и контактной сети для их полноценного использования в текущих условиях», — утверждали в прошлом году в региональном Миндортрансе. Что это значит? А то, что трамвайная инфраструктура в Челябинске оставляет желать лучшего. Иными словами, нет смысла покупать новую технику, чтобы ставить ее на старые рельсы. Вначале необходим капитальный ремонт инфраструктуры городского электрического транспорта Челябинска, а уж потом можно заводить речь о покупке нового подвижного состава.

Ездить на новых трамваях по убитым челябинским рельсам, конечно, то еще “развлечение” для водителей

Впрочем, у Алексея Текслера есть ответ и на это. По его инициативе в городе начнется масштабная программа по модернизации и реновации трамвайных путей. В этом году будут модернизированы около 10 километров рельсов — начнут с самых проблемных участков. В течение трех-четырех лет эти работы должны быть полностью завершены. Также в планах — строительство новых веток; основная задача — увеличить пассажиропоток трамваев.

«Помимо подвижного состава рассматривается и обновление другой инфраструктуры: ремонт трамвайных путей, контактной сети, депо, трамвайных переездов, остановочных пунктов и т. д.», — добавляют в Миндортрансе.

Троллейбусы

Средний возраст троллейбусов в Челябинске приближается к 25 годам

Не сказать, что тут ситуация лучше, нежели с трамваями. К 2017 году средний возраст троллейбуса в Челябинске превысил 20 лет, то есть в следующем году им исполнится четверть века.

В активе ООО «ЧелябГЭТ» насчитывается порядка 200 троллейбусов. Но горожан ежедневно перевозят 120. Но так продлится еще недолго.

«В рамках транспортной реформы планируется обновление 100% подвижного состава троллейбусов (198 единиц, из них 98 штук — с увеличенным автономным ходом)», — утверждают в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта.

То есть (делает выводы автор) покупать будут не только троллейбусы в их традиционном понимании, но и так называемые электробусы. Такой эксперимент в городе уже проводился в начале десятых годов. Челябинск тогда выставил пару машин на рейсы до Чурилово. Электробус в режиме троллейбуса ехал до ЧТЗ, потом, когда электросеть заканчивалась, водитель снимал рога и продолжал вести машину на аккумуляторном ходу дальше. На обратном пути рога цепляли опять к проводам, и аккумуляторы во время движения заряжались вновь. Зачем сейчас из новых машин половину закупать именно в формате электробуса?

А вот зачем. По словам заместителя министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александра Егорова, на аккумуляторах троллейбусы поедут:

  • от поселка Первоозерный до улицы Мамина;
  • от железнодорожного вокзала в Ленинский район через автомобильный мост (сейчас троллейбусы делают здоровенный крюк через центр города);
  • по улице 250 лет Челябинску в микрорайон Ньютон.

Плюс новые троллейбусные линии появятся:

  • на участке от перекрестка Комсомольского проспекта и улицы Чичерина до микрорайона № 19 (улица Салавата Юлаева);
  • по улице Кузнецова в поселок АМЗ.

Сколько понадобится денег?

В нескольких источниках указано, что троллейбусы в России сегодня производят 3 предприятия. Это:

  • Уфимский трамвайно-троллейбусный завод

Основной деятельностью компании является проектирование, производство, модернизация и ремонт подвижного состава городского электрического транспорта в Республике Башкортостан и других субъектах РФ, а именно: трамваев, троллейбусов, электробусов. Также компания занимается поставками различного промышленного оборудования и комплектующих, в том числе для городского электрического транспорта.

Регион: Республика Башкортостан

Населенный пункт: Уфа

Так, уфимцы недавно обновили троллейбусный парк Чебоксар и Новочебоксарска. На городские маршруты вышли новые троллейбусы — 68 машин, в том числе 16 единиц на увеличенном автономном ходу. Новые машины республика закупила за счет федеральных средств. На обновление электротранспорта Чувашии выделили миллиард и почти 200 миллионов рублей.

Модель УТТЗ 6241.01 «Горожанин» производится в Уфе

Низкопольный с дополнительным оборудованием, мест для сидения — 24/28, пассажировместимость — 105 человек, с системой увеличенного автономного хода до 30 километров. В салоне имеется USB, на автономном ходу кондиционеры, — говорится на сайте производителя.

Визуально не поражает воображение. Впрочем, такие троллейбусы дешевле конкурентов. Если 1 миллиард 200 миллионов разделить на 68 закупленных машин, получается, что одна стоит чуть больше 17,5 миллионов рублей (семнадцать миллионов шестьсот сорок семь тысяч).

  • ПК Транспортные системы

«ПК Транспортные системы» — российский разработчик и производитель современного инновационного городского электротранспорта. Общество с ограниченной ответственностью «ПК Транспортные системы» было основано в 2013 году.

Регион: Москва

Гораздо более бомбически смотрится троллейбус от ПК «Транспортные системы». Такие недавно приехали, например, в Омск. Полностью низкопольная модель «Адмирал» также с увеличенным автономным ходом.

Партия троллейбусов “Адмирал” недавно поступила в Омск

В салоне 25 мест для сидения. Общая вместимость — 100 пассажиров. Троллейбус также оснащен системой климат-контроля пассажирского салона и кабины водителя, местом инвалида с системой фиксации и системой оповещения водителя.

Но за дизайн и удобство придется и заплатить больше. Стоимость одной машины составляет 20,6 миллиона рублей. По крайней мере, во столько они обошлись Омску, куда производитель к ноябрю привезет 33 новых троллейбуса.

  • Транс-Альфа

Завод «Транс-Альфа» специализируется на выпуске троллейбусов и электробусов. Один из ведущих производителей электрического транспорта

Регион: Вологодская область

Населенный пункт: Вологда

Модель от Транс-Альфа визуально оправдывает свое название «Авангард» .

«Лобовое стекло, остекление по бортам и дизайн фар придают „Авангарду“ современный, обтекаемый вид», — говорится на сайте производителя.

Количество мест для сидения — 30, количество мест для инвалидной коляски — 1, общая пассажировместимость — 107 человек. Салон оборудован USB-разъемами для подзарядки гаджетов в количестве 4 штук. Машина оборудована системой видеонаблюдения в виде видеорегистратора и пяти камер, спутниковой системой

Троллейбус «Авангард» выпускается в Вологде

Такие троллейбусы производитель в конце прошлого года поставил в Новороссийск. Как пишет издание «Коммерсант», 2 машины обошлись бюджету более чем в 43 миллиона рублей. Стоимость одного такого троллейбуса таким образом составляет 21,7 миллиона.

Таким образом для Челябинска покупка 198 новых троллейбусов может обойтись от 3,5 до 4,3 миллиардов рублей.

Впрочем, область эти деньги может и не тратить. Сейчас рассматриваются несколько вариантов.

«Обновление будет проводиться за счет инфраструктурных кредитов, субсидий, либо средств из областного бюджета, возможно привлечение средств концессионеров.

На текущий момент Правительством Челябинской области рассматриваются различные варианты развития городского электрического транспорта Челябинска. Объект и периметр концессии будут обусловлены возможностью областного бюджета, при этом упор финансирования предполагается за счет средств федерального бюджета. Также планируется участие в федеральных программах БКД и „Чистый воздух“», — говорится в ответе на запрос «Челябинского обзора» со стороны регионального Миндортранса.

Итого вместе с трамваями на обновление всего электротранспорта в Челябинске понадобится более 10 миллиардов рублей.

Когда?

«Мы за два года обновим весь троллейбусный парк. В течение двух-трех лет — весь трамвайный парк», — заявляет Алексей Текслер.

Все работы в рамках транспортной реформы, в том числе и замена подвижного состава, будут проводиться поэтапно.

Проект модернизации трамвайной системы в Челябинске до 2024 года:

Планируется ремонт 65% трамвайных путей и контактной сети; модернизация двух трамвайных депо и 22 тяговых подстанций.

До конца 2021 года будет произведен ремонт первых 5 километров трамвайных путей (двух наиболее аварийных участков — ул. Цвиллинга от ул. Тимирязева до ул. Свободы и ул. Первой Пятилетки от трамвайного депо № 1 до ул. Горького). В дальнейшем эта цифра будет значительно увеличена.

Кроме того, в Челябинске пройдет обособление 30 км трамвайных путей, также будут отремонтированы 26 трамвайных переездов. Это позволит повысить скорость и регулярность движения трамвая, исключит выезд на трамвайные пути личного автотранспорта и снизит аварийность на трамвайных путях.

В дальнейшем 27 посадочных платформ будут доведены до уровня современных требований. Новые высокие посадочные платформы будут обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров трамвая.

Проект модернизации троллейбусной системы в Челябинске до 2024 года:

Помимо обновления 100% подвижного состава, планируется реконструкция контактной сети протяженностью 72,3 км, строительство 9 км новой контактной сети, модернизация двух депо, строительство и реконструкция 37 тяговых подстанций.

Получается, что поговорку «обещанного три года ждут» здесь стоит воспринимать в буквальном смысле. Впрочем, нового транспорта челябинцы не видели десятилетиями. Так что для столь масштабных обновлений — срок вполне приемлем.