Остановки

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Освещение, инфотабло, защита от ветра и снега — так выглядят новые остановки, которые сейчас устанавливают в городе. Сегодня врип главы Челябинска Наталья Котова посетила три объекта. По итогам инспекции руководитель горслужбы эксплуатации остановок может оставить должность. Что не понравилось градоначальнице в новых комплексах и что будут делать со старыми?

Четкие линии, графитовый цвет, темное стекло, вмонтированные под крышу светильники. Пять метров в ширину. Рядом урна. Так выглядит остановочный комплекс возле въезда в поселок Благодатово. Этот дизайн выбрали сами жители, а обновление остановок в Челябинске происходит в рамках благоустройства перед мероприятиями саммитов ШОС и БРИКС. В глубине остановки — неширокая, но удобная лавочка. Выглядит как металлическая, но на самом деле деревянная — на такой ничего не отморозишь, если присядешь зимой. Стоит остановочный комплекс на фундаменте, который находится на уровне асфальта. «Обратите внимание, это сделано для маломобильных групп населения», — говорит главный по остановкам общественного транспорта в Челябинске: директор службы их эксплуатации  Управления дорожного хозяйства Юрий Кожевников.

Этот остановочный комплекс доступен для инвалидов

На остановку прибывают врип главы Челябинска Наталья Котова и начальник Управления дорожного хозяйства Ринат Кучитаров. Градоначальница внимательно осматривает комплекс, задает вопросы про ширину (5 и 7 метров на разных объектах), материал лавочек (утепленная фанера), систему освещения (она «умная» — днем светильники не горят, включаются к вечеру).

Директор «Служба эксплуатации остановок общественного транспорта» Юрий Кожевников

— Цена комплекса от 500 до 700 тысяч рублей. Все остановки оборудованы от удара током. Даже если их зальет дождем, замыкания не будет, никто не пострадает. Стекло — антиударное, прозрачное, что тоже очень важно для безопасности, — рассказывает Кожевников. — Разместим на стенке бумажную карту города. Также установим электронные информационные табло с указанием времени прибытия транспорта и температуры воздуха.

Лавочка — не металлическая, а деревянная

К остановке в Благодатово у Натальи Котовой претензий нет. Едем дальше. На пути следования видно, что новые комплексы монтируются на многих остановках, все в разной степени готовности. Всего до конца года в Челябинске их должно стать 200. В этом году затрачено 145 млн рублей, а всего потратят 300 миллионов.

Умные светильники в крыше новой остановки

Остановочный комплекс возле арены «Трактор» — тут горит свет, а фундамент занижен до уровня асфальта только с одной стороны. Наталья Котова это замечает.

— Доступность для маломобильных групп будет у всех остановок? — спрашивает она Кожевникова.

— Ряд остановок имеют перепад высоты, — отвечает он.

— А почему сразу в проекте не заложили доступность и занижение? — удивляется градоначальница.

— Ну... была сложность по срокам. Мы начали работы в феврале, сделали сами весь проект. Сил не хватило, — чуть подумав, отвечает чиновник.

— Как будут сочетаться новые остановочные комплексы с теми павильонами, что уже есть в городе? Как их сочетание впишется в единый дизайн-код? — у Натальи Котовой, кажется, масса вопросов.

— Нормально должны сочетаться. У нас в городе много ТОК, у которых уже истекает срок договоров с Администрацией. С Управлением торговли и КУИЗО их снос согласован. А с новыми сочетаться будут хорошо — собственники уже все знают про дизайн-код и соблюдают его при проектировании, — говорит Юрий Кожевников.

Ему задают вопрос про антивандальное покрытие, которого на стенах новых остановок нет. Кожевников уверяет, что толку от такой краски немного — опыт эксплуатации зеленых комплексов это доказал. А чтобы новые объекты не покрылись объявлениями, нужно рядом установить специальные тумбы.

Справа — стенд под рекламу

А вот и остановка на Комсомольском проспекте — «Пионерская». Здесь целый ансамбль, гордо презирающий какой бы то ни было дизайн-код: киоск, старый ТОК, «Роспечать», новая остановка (длиннее, чем две предыдущие — семиметровая) и павильончик с цветами.

Новая остановка смотрится странно рядом с киосками

— Какова судьба этих торговых объектов? — спрашивает врип главы города у главы Курчатовского района Сергея Антипова.

— Киоск «Овощи-Фрукты» — конечно, стоит незаконно, он закрыт. Документы на «Роспечать» и цветы были, но закончились давно. Предполагается проведение аукциона на размещение новых объектов, по современным эскизам, — отвечает он.

Есть и такие новые остановки — на них сложно поднять даже коляску с ребенком

Тут Наталья Котова замечает, что остановка стоит на приподнятом, выложенном плиткой фундаменте, на который вообще невозможно заехать на коляске. Это как раз тот самый «перепад высоты». Более того, асфальт затем упирается в другой бортик — который находится ближе к проезжей части. Выглядит это все, мягко говоря, несуразно.

— Надо убрать эти перепады, уровень должен быть одинаковый, — говорит Наталья Котова.

— Да, мы такие участки хотим включить по нацпроекту «Безопасные качественные автомобильные дороги» в ремонт Комсомольского проспекта на следующий год, — отвечает Ринат Кучитаров.

Юрий Кожевников получил дисциплинарное взыскание

В общем, по итогам инспекции руководитель МБУ «Служба эксплуатации остановок общественного транспорта Челябинска» Юрий Кожевников получает дисциплинарное взыскание. Их, как известно, три вида: замечание, выговор и увольнение. Не исключено, что главному по остановкам самому придется «выйти».

— Остановки будут иметь законченный вид после того, как мы обеспечим их доступность, а она почему-то не была изначально включена в муниципальный контракт. Будет заключено допсоглашение для выполнения этого условия, — комментирует Наталья Котова. — Юрий Кожевников получил дисциплинарное взыскание. Решается вопрос о замене руководителя или реорганизации предприятия. Задачи, которые перед предприятием ставятся — не просто установка новых комплексов, но и их содержание. Эти задачи должны быть решены в ближайшее время.

Сергей Антипов рассказывает, как новые остановки уживутся рядом с неновыми ТОК

Новые остановочные комплексы, по словам врип главы города, должны быть переданы в муниципальную казну. Что касается прежних зеленых остановок, которые устанавливали в 2017 году, то на центральных маршрутах они будут заменены на новые серые, но это не значит, что их вообще уберут из города. Сейчас 28 зеленых остановок проходят процесс дефектовки на базе Управления дорожного хозяйства, и после ремонта будут поставлены на отдаленные маршруты, например, по дороге на аэропорт.

До конца года в Челябинске будут 200 таких остановок

Сложнее с частными ТОК, которые разбросаны по всему городу. Если такой комплекс работает легально, но не вписывается в дизайн-код и стилевое единообразие, убрать его сразу не получится.

— Если мы досрочно расторгнем с ними контракты, то начнутся долгие суды, а внешний вид города от этого не изменится, — поясняет врип главы города. — Мы заняли следующую позицию: проинвентаризировали полностью все маршруты, на которых находится 489 остановок. Составили карту — где и до какого срока стоит каждый объект. Либо он будет демонтирован, либо получит развитие. Например, условный торгово-остановочный комплекс «Цветы» — товар востребован жителями, по дизайн-коду проходит, пусть остается. Решаться вопрос по каждому ТОК будет индивидуально. Сам собственник может принять такое решение, что хочет съехать в другое место; и как раз для этого ЗСО будет рассматривать проект закона во 2-м и 3-м чтении о предоставлении компенсационных мест.

Итак, пока ясно одно: остановки в Челябинске будут и зеленые и графитовые. Неясно другое — каким образом комплексы с умным светом и теплыми лавочками будут содержаться в порядке. Заниматься этим вопросом будут сразу несколько ведомств. В одном из которых, может быть, после сегодняшней поездки сменится начальник.

Мнение

Интервью

Популярное