Нам любые дороги дороги

На челябинских улицах массово срезали асфальт. И что?

Андрей Ткаченко

На улице похолодало, а градус в обществе вырос. В центре внимания извечная проблема. Авторство высказывания про «дураков и дороги», которое приписывают то Гоголю, то Салтыкову-Щедрину, то Карамзину, так до сих пор точно и не установлено. Зато известно, кому в Челябинске приписывают беду со второй составляющей. Обоснованно ли?

Кто в Челябинске не ругал автомобильные дороги? Уверен, если представить условный класс и этот вопрос из уст учителя, вслед прозвучала бы фраза «лес рук» (само собой, подразумевающая факт отсутствия таковых). Ругать дороги у нас принято. Это, на мой взгляд, столь же естественно, как почистить с утра зубы, поцеловать жену, погладить собаку.

К слову, ругательства возникали не на пустом месте. Взаимоотношения рабочих в характерных оранжевых жилетах с асфальтовым покрытием не всегда проходили для общества гладко. То начнут укладывать асфальт в дождь; то при прокладке дорог к новым микрорайонам ливневую канализацию не обустроят, в итоге как ни дождь, так Челябинск превращается в Венецию; то вообще затевают ремонт зимой: кидают асфальтобетонную смесь прямо на замерзший грунт и снег. Ну как тут не взволноваться? А уж тем более, когда путь на работу превращается в зубодробилку, хотя дорогу вроде как недавно ремонтировали, тут припечатать непечатным бравых работяг сам (атеистов просят отвернуться) бог велел.

Ремонт дорог в Челябинске часто становится объектом критики

В прошлые годы лучи гнева летели в сторону компании «Южуралавтобан», ее последователя «Южуралмост». Несмотря на многочисленные претензии, казалось, что позиции этих дорожников незыблемы — контракты не разрывались, да и у пресс-службы всякий раз находились ответы. Но в этом году подрядчика на ремонт дорог с первого раза не нашлось. Аукцион трижды отменяла УФАС. Ситуация возмутила Алексея Текслера — вплоть до того, что он потребовал уволить начальника Управления дорожного хозяйства города Александра Шабалина. В итоге с четвертого раза на челябинские дороги зашла нижегородская компания — ООО «Нижавтодорстрой».

В интервью «Челябинскому обзору» заместитель генерального директора расхвалил и смесь, которую они укладывают на наши дороги, и технику, и подход к делу, и заверил, что уж в их-то работе сомневаться точно не приходится. Вот несколько цитат:

  • Мы тщательно следим за соблюдением технологий, у нас своя система качества, лаборатории, современная техника: асфальтоукладчики, фрезы. Видите, какая у нас отличная техника?
  • Обратите внимание: мы, если асфальт срезаем, сдуваем весь мусор, чистим бордюры. Культуры нет, к этому приходить надо.
  • Такая дорога должна дольше прослужить, и на ней не будет образовываться колея. Вся Европа уже давно работает по этим технологиям, мы только к этому приходим.
  • Нам задают вопрос: «Вы в убыток, что ли, работаете?». Мы по-другому считаем экономику: дешевле сделать качественно один раз, нежели гнать опять технику с Нижнего Новгорода, чтобы устранять недочеты. Себе дороже.

Ну казалось бы, уж теперь-то заживем. Поедем, аки по зеркалу, а автосервисы начнут терпеть убытки, так как никто не будет заезжать в них с пробитыми колесами и дышащими на ладан после многочисленных подпрыгиваний на кочках подвесками. Думаете, стих глас народный? Да как бы не так! Нынче общий посыл в сторону «Нижавтодорстрой» звучит примерно так: «Зачем повсеместно срезать асфальт?»

Челябинцы негодуют по поводу массовой фрезеровки асфальта

Если хотя бы вкратце пробежаться по заметкам журналистов, то одни требуют вернуть старое покрытие...

Журналистов не устраивает фрезеровка асфальта

...другие и вовсе ставят крест на работе нижегородцев в нашем регионе.

Звучат прогнозы, что нижегородская компания в Челябинске ремонт дорог больше проводить не будет

Дошло до того, что подрядчик «огреб» от исполняющей обязанности главы города.

«Дала поручение фрезерование проводить непосредственно перед проведением работ. Сейчас осень, много людей в городе. Летом еще можно было такое делать, но сейчас транспортный поток очень большой, поэтому нужно грамотно подходить: делать фрезерование и буквально через несколько дней заходить на этот объект, а не через месяц», — сказала Наталья Котова.

Не отрицая правоту городских властей, хотел бы вставить свои «три копейки». От кого первоначально возникают жалобы? От автомобилистов. Являются ли они специалистами в дорожном хозяйстве? Вряд ли. Основной ориентир — пятая точка, которой ощущается весь дискомфорт — конечно, имеет место быть. Но если порассуждать:

Первое. Погода на Южном Урале крайне неустойчивая. Прошедшее лето в Челябинске и летом-то назвать язык не повернется, спасибо за то, что хоть без снега. А осень как «зарядила» дождями, так солнечные дни по пальцам можно пересчитать. При этом дороги-то делать надо! Если ждать только теплых дней, то на срез асфальта может уйти время, и к моменту укладки вполне могут нарисоваться осадки. В дождь класть асфальт? Так за это предыдущих подрядчиков как раз и ругали. Так что модель — побыстрее посрезать, а при солнце укладывать — мне не кажется утопичной.

Второе. А знаете, кто мешает делать дороги в городе? Да те же самые, кто и жалуется на отсутствие ремонта. Не верите? Прокатитесь по центру Челябинска. Я так сделал, и чудные виды предстали. Свежеуложенный асфальт соседствует с импровизированной парковкой.

Автолюбители бросают машины на месте ремонта дорог

Дорожники даже не могут приступить к ремонту, потому что соседние полосы начисто заблокировали владельцы автомобилей, бросившие их прямиком на улице ровными штабелями. Кто виноват? Дорожники? Ну-ну.

Автомобилисты паркуются прямиком на участках для ремонта

Я не выступаю адвокатом подрядчика, не записываюсь в служители дорожного порядка. Но мне кажется, что вопрос несколько шире того, удобно или неудобно ехать по этой улице в данный момент. В конце концов, давайте дождемся ноября (к этому времени у компании истекает контракт на ремонт и строительство дорог) и посмотрим: успели ли специалисты завершить все работы или нет. Ну и давайте не сбрасывать со счетов основной показатель: сколько в итоге свежеуложенный асфальт на челябинских дорогах продержится? А там уже и будем делать выводы...