На улице похолодало, а градус в обществе вырос. В центре внимания извечная проблема. Авторство высказывания про «дураков и дороги», которое приписывают то Гоголю, то Салтыкову-Щедрину, то Карамзину, так до сих пор точно и не установлено. Зато известно, кому в Челябинске приписывают беду со второй составляющей. Обоснованно ли?
Кто в Челябинске не ругал автомобильные дороги? Уверен, если представить условный класс и этот вопрос из уст учителя, вслед прозвучала бы фраза «лес рук» (само собой, подразумевающая факт отсутствия таковых). Ругать дороги у нас принято. Это, на мой взгляд, столь же естественно, как почистить с утра зубы, поцеловать жену, погладить собаку.
К слову, ругательства возникали не на пустом месте. Взаимоотношения рабочих в характерных оранжевых жилетах с асфальтовым покрытием не всегда проходили для общества гладко. То начнут укладывать асфальт в дождь; то при прокладке дорог к новым микрорайонам ливневую канализацию не обустроят, в итоге как ни дождь, так Челябинск превращается в Венецию; то вообще затевают ремонт зимой: кидают асфальтобетонную смесь прямо на замерзший грунт и снег. Ну как тут не взволноваться? А уж тем более, когда путь на работу превращается в зубодробилку, хотя дорогу вроде как недавно ремонтировали, тут припечатать непечатным бравых работяг сам (атеистов просят отвернуться) бог велел.
В прошлые годы лучи гнева летели в сторону компании «Южуралавтобан», ее последователя «Южуралмост». Несмотря на многочисленные претензии, казалось, что позиции этих дорожников незыблемы — контракты не разрывались, да и у пресс-службы всякий раз находились ответы. Но в этом году подрядчика на ремонт дорог с первого раза не нашлось. Аукцион трижды отменяла УФАС. Ситуация возмутила Алексея Текслера — вплоть до того, что он потребовал уволить начальника Управления дорожного хозяйства города Александра Шабалина. В итоге с четвертого раза на челябинские дороги зашла нижегородская компания — ООО «Нижавтодорстрой».
В интервью «Челябинскому обзору» заместитель генерального директора расхвалил и смесь, которую они укладывают на наши дороги, и технику, и подход к делу, и заверил, что уж в их-то работе сомневаться точно не приходится. Вот несколько цитат:
- Мы тщательно следим за соблюдением технологий, у нас своя система качества, лаборатории, современная техника: асфальтоукладчики, фрезы. Видите, какая у нас отличная техника?
- Обратите внимание: мы, если асфальт срезаем, сдуваем весь мусор, чистим бордюры. Культуры нет, к этому приходить надо.
- Такая дорога должна дольше прослужить, и на ней не будет образовываться колея. Вся Европа уже давно работает по этим технологиям, мы только к этому приходим.
- Нам задают вопрос: «Вы в убыток, что ли, работаете?». Мы по-другому считаем экономику: дешевле сделать качественно один раз, нежели гнать опять технику с Нижнего Новгорода, чтобы устранять недочеты. Себе дороже.
Ну казалось бы, уж теперь-то заживем. Поедем, аки по зеркалу, а автосервисы начнут терпеть убытки, так как никто не будет заезжать в них с пробитыми колесами и дышащими на ладан после многочисленных подпрыгиваний на кочках подвесками. Думаете, стих глас народный? Да как бы не так! Нынче общий посыл в сторону «Нижавтодорстрой» звучит примерно так: «Зачем повсеместно срезать асфальт?»
Если хотя бы вкратце пробежаться по заметкам журналистов, то одни требуют вернуть старое покрытие...
...другие и вовсе ставят крест на работе нижегородцев в нашем регионе.
Дошло до того, что подрядчик «огреб» от исполняющей обязанности главы города.
«Дала поручение фрезерование проводить непосредственно перед проведением работ. Сейчас осень, много людей в городе. Летом еще можно было такое делать, но сейчас транспортный поток очень большой, поэтому нужно грамотно подходить: делать фрезерование и буквально через несколько дней заходить на этот объект, а не через месяц», — сказала Наталья Котова.
Не отрицая правоту городских властей, хотел бы вставить свои «три копейки». От кого первоначально возникают жалобы? От автомобилистов. Являются ли они специалистами в дорожном хозяйстве? Вряд ли. Основной ориентир — пятая точка, которой ощущается весь дискомфорт — конечно, имеет место быть. Но если порассуждать:
Первое. Погода на Южном Урале крайне неустойчивая. Прошедшее лето в Челябинске и летом-то назвать язык не повернется, спасибо за то, что хоть без снега. А осень как «зарядила» дождями, так солнечные дни по пальцам можно пересчитать. При этом дороги-то делать надо! Если ждать только теплых дней, то на срез асфальта может уйти время, и к моменту укладки вполне могут нарисоваться осадки. В дождь класть асфальт? Так за это предыдущих подрядчиков как раз и ругали. Так что модель — побыстрее посрезать, а при солнце укладывать — мне не кажется утопичной.
Второе. А знаете, кто мешает делать дороги в городе? Да те же самые, кто и жалуется на отсутствие ремонта. Не верите? Прокатитесь по центру Челябинска. Я так сделал, и чудные виды предстали. Свежеуложенный асфальт соседствует с импровизированной парковкой.
Дорожники даже не могут приступить к ремонту, потому что соседние полосы начисто заблокировали владельцы автомобилей, бросившие их прямиком на улице ровными штабелями. Кто виноват? Дорожники? Ну-ну.
Я не выступаю адвокатом подрядчика, не записываюсь в служители дорожного порядка. Но мне кажется, что вопрос несколько шире того, удобно или неудобно ехать по этой улице в данный момент. В конце концов, давайте дождемся ноября (к этому времени у компании истекает контракт на ремонт и строительство дорог) и посмотрим: успели ли специалисты завершить все работы или нет. Ну и давайте не сбрасывать со счетов основной показатель: сколько в итоге свежеуложенный асфальт на челябинских дорогах продержится? А там уже и будем делать выводы...