Александр Сидорук:

«С такими дорогами Челябинску и метро не нужно»

Андрей Ткаченко

Новый подрядчик — новое качество? Ремонт дорог этим летом в Челябинске отдали на откуп ООО «Нижавтодорстрой». С какими трудностями уже пришлось столкнуться, как при ремонте порой дело доходит до драки, и почему даже идеально сделанную дорогу в Челябинске могут «убить» уже к следующему году? Об этом и многом другом из первых уст от заместителя гендиректора компании.

— Давайте с текущего начнем. По контракту вы должны отремонтировать 18 городских магистралей. Какой процент работ уже выполнен, а что еще предстоит сделать — и до какого периода?

— На данный момент мы выполнили примерно треть от всех работ. Их завершение по контракту — ноябрь. Но фактически мы собираемся успеть до 20-25 октября. При этом стремимся еще раньше сделать. Во-первых, уральская погода может подкинуть немало сюрпризов, и надежды на ее благосклонность мало. А во-вторых, мы хотим заасфальтировать все дороги до начала октября, чтобы потом осталось лишь разметку нанести. Она у нас из пластика: более износоустойчивая, но ее можно наносить только при положительных температурах, что в ноябре — уже редкость.

А. Сидорук: пластиковая разметка служит дольше, но наносить ее нужно как можно раньше.

— В самом начале работ у вас возникли трудности — нехватка асфальта. Из трех заводов, с которыми были заключены договоры на поставку материала, в полную силу работал лишь один.

— Для ускорения работ на днях мы запустили второй завод.

— То есть вы работаете только с местными поставщиками материалов?

— Урал — это горы. Отсюда изобилие щебня и песка. И дешевле, чем у вас, этих материалов в России больше нигде нет. Поэтому логично закупать сырье для будущего асфальта прямо здесь. Добавки, присадки мы привозим свои. Так надежнее, ну, и мы работаем по стандарту, который в Челябинске доселе не применялся. На начальном этапе, конечно, возникли сложности, но на сегодняшний день все наши вопросы, которые были связаны с рецептурой асфальтобетонной смеси, сняты.

— А техника ваша?

— Частично — наша, частично — арендуем, частично — на субподряде.

Технику пригнали из Нижнего Новгорода, но используется и местная

— Каково это — гнать асфальтовый каток за сотни километров?

— Катки мы привозим на тягачах. Перевозка занимает два-три дня. Но мы, используя нашу технику, уверены в качестве работ. Надеяться только на субподрядчика — это неправильно. Мы — не управляющая компания (смеется), мы отвечаем за качество, и перебазировка, конечно, требует времени. Если бы разыгрывался контракт на 5–10 миллионов, мы бы даже не связывались — только транспортировка столько стоит. Но здесь речь идет о 800 миллионах, это уже приличные деньги. Логичнее привезти свою технику, чем брать в аренду. Так с учетом транспортировки даже и дешевле.

— В прошлогоднем интервью «Челябинскому обзору» заместитель главы по дорожному строительству Владимир Алейников проблемы асфальтового покрытия частично переложил на автомобилистов, которые зимой используют шипованные шины. Цитирую: «Не зря во многих странах, в том числе — с климатом, схожим с российским, запрещена эксплуатация зимних шипованных шин. Конечно, воздействие шипов на верхний слой асфальтобетонного покрытия, тем более зимой, при отрицательных температурах — это не благо. И точно это не на благо весной и осенью, когда идут постоянные смены положительной и отрицательной температур. Да, есть и повреждения, и колейность на основных магистралях. Но мы работаем с тем, что имеем». А сейчас вы мне рассказываете про добавление специальных присадок, смесей. Как это влияет на характеристики асфальта?

— Если дорога начинает быстро «сыпаться» или появляется колейность, значит, асфальт излишне мягкий. Мягкий он из-за того, что там много песка. Мы работаем со смесью ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон — прим.редакции) — это жесткая смесь. В ней больше щебня и гранитной крошки. Чем они крупнее — тем лучше. Присадки позволяют жидкому гудрону на стадии изготовления полностью обволакивать этот материал. В итоге на выходе мы получаем прочную смесь, которая является скелетом будущей дороги. Такая дорога должна дольше прослужить, и на ней не будет образовываться колея. Вся Европа уже давно работает по этим технологиям, мы только к этому приходим.

Надо, чтобы асфальт работал в коридоре 100 градусов. Летом он нагревается до + 60, зимой остывает до — 40. Мы тщательно следим за соблюдением технологий, у нас своя система качества, лаборатории, современная техника: асфальтоукладчики, фрезы. Видите, какая у нас отличная техника?

— Может, и вижу, но я — не специалист, мне непонятно: каток он и есть каток — груда железа, укатывающая асфальт. Чем отличается новый от образца 10–15–20- летней давности?

Александр Сидорук расхваливает рабочую технику

— Наши катки — вибрационные. Они позволяют послойно уплотнять асфальт. Есть функция смачивания поверхности, чтобы каток не прилипал к дороге. В итоге получается равномерно раскатывать смесь с определенной скоростью, давлением. Ну и эта техника надежна, по сравнению с прежним поколением — это как «Мерседес» и «Москвич». Эти катки будут работать, а не простаивать в ожидании ремонта. Вообще, интересная вещь — железа в России много, а все катки импортные. Но это тема для отдельного разговора.

— Ваша компания базируется в Нижнем Новгороде. И как там дороги?

— Да уж точно не хуже, чем в Челябинске, а то и лучше. Важный момент — мало дорогу построить, за ней постоянно надо ухаживать. Челябинск в этом плане сильно проигрывает другим городам-миллионникам: Екатеринбургу, Перми, Уфе и т.д. Обратите внимание: мы, если асфальт срезаем, сдуваем весь мусор, чистим бордюры. Культуры нет, к этому приходить надо.

Рабочие едва ли пылинки не сдувают с дороги

А колодцы? У вас как: закатали полностью дорогу, через месяц-другой вскрывают его опять, чтобы врезать или отремонтировать колодец, и залепляют это место потом уже чем попало. Мы сейчас договариваемся с Администрацией Челябинска, чтобы сначала коммунальщики свою работу выполнили, а потом уже приступили мы. Не берусь судить, но для вашего города эта адекватная во всех смыслах история, похоже, в новинку (смеется).

Более того, вы ездили недавно по Доватора? Там колодцы выпирают из земли на несколько сантиметров. Автомобилисты не едут по дороге, а лавируют между ними. В других городах перешли уже на новую технологию — «плавающие колодцы».

— А какие у такого колодца преимущества?

— А он, как походный стаканчик раскладной, вытягивается. И когда надо асфальтировать его, или, напротив, срезать асфальт, да хоть что сделать — его устанавливаешь на нужную высоту, опускаешь/поднимаешь. Цена вопроса — 26–28 тысяч рублей за колодец. Нынешние чугунные стоят 9 тысяч. Разница, если говорить о миллионных затратах, небольшая. Но у вас почему-то по старинке «впаивают в дорогу чугуняк».

Российские города отказываются от чугунных люков. Но только не Челябинск

— Вы заговорили про низкую культуру обслуживания. Получается — мало дороги построить, их плохое состояние фактически из-за того, что вовремя не обслуживают. Что по уму в это обслуживание входит?

— Элементарная уборка территории и оперативное устранение недочетов. Бывает — где-то повредила дорогу машина, где-то брак всплыл. И устранять недостаток нужно тут же, а не ждать, пока он в трещину в три полосы разрастется. Снег надо вовремя вывозить и ливневки расчищать: отогреть, промыть, чтобы при таянии вода на дороге не скапливалась. А то потекла весной вода на асфальт, не стекла в канализацию, так как та засорена, и в итоге ночью вся эта жижа опять замерзает в кристаллы и асфальт буквально разрывает.

— Регулярно публикуются всякие рейтинги качества дорог. И недавно маркетинговое агентство озвучило, что в Челябинске дороги — самые плохие в России. Между тем, когда я был в Волгограде, у меня сложилось ощущение: там до сих пор не в курсе, что Вторая мировая война закончилась, яма на яме ухабами погоняет. Вы согласны, что в Челябинске самые ужасные дороги?

— Дорога Саратов-Волгоград вообще притча во языцех. Там на федеральной трассе кое-где даже асфальта нет. А если говорить о городах, по моим ощущениям есть и хуже дороги, чем в Челябинске, но ваши в любом случае — далеко не уровень города-миллионника.

Причем все задатки для комфортного вождения есть. У вас была «дорожная революция», и сейчас город имеет очень широкие дороги, уйму развязок, свертки на светофорах. Да с такими дорогами Челябинску и метро не нужно!

— Давайте вернемся к процессу укладки асфальта. Вот беседуем мы сейчас, за нами работы ведутся, а между тем на наших же глазах особо нетерпеливые автомобилисты, особенно маршрутчики, тут же по свежей дороге, хоть она еще и не открыта, пытаются проехать. Нормальная вообще история?

Дорогу еще не успели доделать, а по ней уже едут машины, тем самым портя работы

— До драки доходит! У нас прораб подрался с одним из таких деятелей три дня назад. Культуры нет вообще: то в асфальте машина завязнет, то колеи нам раскатают. Приходится уже грудью вставать, никого не пускать.

— Недавно Алексей Текслер потребовал заключать долгосрочные контракты на дорожные работы, чтобы один раз построили и последующие несколько лет к этой дороге уже не возвращались. Сотрудничество с вами это предусматривает? Или придется в случае чего разыскивать вас потом в Нижнем Новгороде?

— Мы даем гарантию — четыре года. И это касается не только асфальта. Мы когда разметку производим — делаем перерасход пластика. Нам задают вопрос: «Вы в убыток, что ли, работаете?». Мы по-другому считаем экономику: дешевле сделать качественно один раз, нежели гнать опять технику с Нижнего Новгорода, чтобы устранять недочеты. Себе дороже.

— А вот вы сказали про гарантийный срок в четыре года. Как вы можете быть в этом уверены, когда, по вашим же словам, в Челябинске с обслуживанием дорог беда. Вот не вывезут зимой вовремя снег — и все, поплыл асфальт. Но в связи с этим у меня перед глазами и другой пример: в 90-е годы для ремонта проспекта Победы пригнали бригаду специалистов из Югославии. Так эта дорога лет 20 прослужила без какого-то значимого ремонта. Такие сроки для наших магистралей — это нонсенс? Почему у наших-то так не выходит?

— В простонародье как говорят: две беды — дураки и дороги. У нас — строителей — другие две. Первая: аукционы. Недобросовестные подрядчики обрушат цену на 50 процентов, при том, что одни материалы только дороже обходятся. Его соответственно, либо выгонят и он вообще никаких работ не выполнит, либо сделает дорогу неведомо из чего.

Вторая проблема — оплата работ. Сейчас трактор выехал на расчистку — заплатили. Стоит в гараже — денег не видать. Порочная система. Вот ваши дорожники в горадминистрации отчитываются: сколько машин выгнали на уборку или сколько снега вывезли. Зачем эти цифры вообще? Для чего? Дорога либо чистая и ухоженная, либо нет. Вот основные критерии. За это надо платить! А не фиксировать каждый выезд техники и платить «по пробегу», а не по результату. Так опять себе дороже выйдет.

— Ну все-таки, 20 лет реально дороге пролежать?

— (Задумался) у нас по регламенту Таможенного союза гарантийный срок эксплуатации 12-15 лет. Но при этом за дорогой надо следить, как за собственной машиной: постоянно ухаживать, а не ждать, когда она развалится, и только тогда доводить дело до ремонта. При грамотном уходе, наверное, дорогу можно и 20 лет эксплуатировать, но нашей фирме всего 10. Так что давайте вернемся к этому вопросу позже (смеется).

Оценить результаты работ получится через несколько лет

Справка:

Согласно контракту, ООО «Нижавтодорстрой» надо отремонтировать следующие участки:

  • Братьев Кашириных от ул. 40 Лет победы до ул. Северная (разметка от ул. Северной до ул. Береговой);
  • ул. Энгельса от ул. Курчатова до ул. Худякова (разметка на участке от ул. Худякова до ул. Труда);
  • ул. Цвиллинга от ул. Труда до ул. Степана Разина;
  • ул. Худякова от ул. Воровского до ул. Рабоче-Колхозной;
  • ул. Хлебозаводская от ул. Северный луч до ул. Шоссе Металлургов;
  • ул. Университетская Набережная от ул. Академика Сахарова до ул. Чичерина (разметка от ул. Косарева до ул. Рабоче-Колхозной);
  • ул. Сони Кривой от ул. Лесопарковая до ул. Воровского;
  • ул. Северный луч от ул. Героев Танкограда до Свердловского тракта;
  • ул. Свободы ул. Братьев Кашириных до ул. Торговая;
  • ул. Российская от ул. Новомеханической до ул. Свободы;
  • ул. Курчатова от ул. Энгельса до ул. Елькина;
  • ул. Коммуны от пер.Институтский 2-й до ул. III Интернационала;
  • ул. Доватора от ул. Воровского до ул. Степана Разина;
  • ул. Дзержинского от ул. Отечественная до ул. 3 Сентября (разметка от ул. Отечественная до ул. Машиностроителей);
  • ул.40 лет Победы от ул. Чичерина до ул. Бр.Кашириных;
  • ул. Чичерина от ул. Университетская Набережная до ул. С.Юлаева;
  • ул. Салавата Юлаева от ул. Ак. Макеева до пр. Победы и от ул. Чичерина до ул. Рязанской;
  • Новоградский проспект от ул. Салавата Юлаева до границы города.