Время = деньги

Когда сдуется миф о необходимости высшего образования?

Андрей Ткаченко

В 15 лет я долго плакала — потому что узнала, что учиться в университете надо пять лет. Пять лет, Карл! Тогда я еще не знала, что мне сказочно повезет и это время я потрачу совсем не зря. В отличие от многих и многих.

Пять лет — в отрочестве этот срок казался нереально долгим для того, чтобы получить какое-то там высшее образование, но вполне достаточным, чтобы заработать денег, влюбиться и укатить в другие города. Разве может быть иным сценарий дальнейшей жизни, когда ты подросток и веришь в себя? И тут — такой облом: пять лет пиши, зубри да сдавай экзамены. С перспективой выйти из вуза с какой-то корочкой и улыбочкой жизнерадостного идиота, который понятия не имеет, кем хочет стать.

В итоге мне сказочно повезло, все сложилось более чем благополучно — учиться на филфаке очень нравилось, студенческая жизнь вообще выдалась замечательной, а бонусом я еще и получила высшее образование, которым пользуюсь каждый день. Диплом, который имеет самое прямое отношение к тому, как я зарабатываю деньги.

Я никогда не переживала за то, будет мой диплом красным или синим. Не переживала настолько, что когда на последнем курсе пришло предложение из деканата пересдать единственную тройку и получить корочки отличницы, я ответила: «Спасибо, у меня много работы».

Работы у меня действительно было немало, причем с четвертого курса, на котором я перешла на заочное отделение. Перешла, справедливо рассудив, что бесконечные педагогики и методики преподавания мне вряд ли пригодятся, а оставшийся курс по современному русскому языку спокойно можно дожать и дистанционно — благо в педе всегда была отличная кафедра. Впоследствии это решение никак не повлияло на мою профессиональную жизнь, непрерывный стаж которой и начинается с четвертого курса.

Россыпь моих однокурсниц с дипломами филфака педагогического университета работают в сферах, в которых совсем не требуется углубленного знания русского языка и тем паче литературы. Кому-то из них удалось сделать карьеру, кому-то — нет, но суть не в этом, а в том, что эти пять лет были не для профессии, а для корочки.

У меня было прекрасное качество образования. Более того, мне повезло отхватить его бесплатно. Не всем моим одноклассникам так подфартило. В начале нулевых годов непонятные вузы, получив госаккредитацию, раздавали малоструктурированные знания и невнятные дипломы направо и налево. За деньги, разумеется. Неплохие. С тех пор прошла некая чистка рынка, но все же вузов, обучающих всему и ничему, до сих пор достаточно.

Глядя на вузовские прайсы, я всегда ощущаю подспудный ужас: сколько никому не нужных юристов и экономистов снова оставит свои деньги на коммерческих отделениях и выйдет в никуда?

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2015 году доля людей с высшим образованием в России в возрасте от 25 до 64 лет составляла 56 %. Причем женщины получают его чаще, чем мужчины. А справедливости ради надо сказать, что тех же квалифицированных инженеров среди женщин все-таки поменьше, чем среди мужчин. А вот выпускников гуманитарно-менеджерских факультетов непонятного назначения — больше.

О том, что количество дипломированных специалистов в России никак не бьется с реальной картиной экономики, постоянно твердят аналитики рынка труда и непосредственные работодатели. Процент счастливчиков, которые работают по направлению, указанному в дипломе, кажется, становится все меньше. Для остальных наличие корочек является лишь пропускным (относительно) билетом к эйчару.

Так зачем пять лет тратить на получение непонятно чего, когда можно потратить пару лет на среднее профессиональное образование, которое накормит, напоит и позволит параллельно получать знания самостоятельно? Ну правда, в век доступного интернета скачать пару книг и обучающих семинаров — это даже не задача, а вопрос планирования свободного времени.

Вы скажете — а как же интеллектуальная элита? Врачи, инженеры, архитекторы, те же педагоги? Ок, пусть в обществе будет процентов 30–40 граждан, имеющих высшее образование — качественное; не доступное всем подряд, а в хорошем смысле закрытое, клубное. Разве нужно больше? Уточнение — при нашей экономике.

Зачем высшее образование секретарю или менеджеру средней руки? Парикмахеру? Продавцу запчастей или телефонов? Бухгалтеру? Предпринимателю с маленьким бизнесом? Неужели недостаточно знания предмета деятельности (что приобретается в основном на практике), налогового кодекса, какого-никакого английского языка и начитанности на уровне средней школы? Неужели на то, чтобы потом стоять за прилавком или сводить цифры, надо потратить лучшую часть юности? Это же нерационально, в конце-то концов. Для огромной доли общества, для бесчисленного количества синих и белых воротничков необходимость получения высшего образования — миф.

Впрочем, рациональность — не наша черта. По данным регионального Министерства образования, в Челябинской области насчитывается 18 государственных и 12 частных вузов, из стен которых ежегодно выходит порядка 24,5 тысяч выпускников. И это в не самые жирные времена. То есть эти самые 12 частных (не считая платных мест в госвузах) исправно вынимают деньги из домохозяйств. Деньги, которые, если уж честно, можно потратить куда с большим толком, нежели оплатить две картонки будущему мастеру по маникюру. Который, кстати, и без всяких дипломов при должном таланте заработает свои 50–80 тысяч в месяц.

Собственно, диплом о высшем образовании — это последняя иллюзия социального статуса в государстве, в котором все не очень хорошо с экономикой, пенсионной системой и здравоохранением. У человека должен быть последний оплот гордости. И должен быть повод презрительно посмотреть на тех, кто хуже. Если ты не сумел заработать, несмотря на диплом о высшем образовании, виноваты троечники, которые, пока ты учился, клепали какой-то грязный бизнес без всякой уплаты налогов и развалили все советское наследие. А если сумел, то молодец, раз как-то умеешь жить посередь такой необразованной серости, создающей на коленке экономику шиномонтажки и шаурмы на вынос. В общем, диплом — универсальный способ защититься и надеть белое пальто.

Именно чтобы как-то сохранить хотя бы роль социального статусного маркера тех самых корочек (я уж не говорю о качестве этого высшего образования, это тема для отдельного вдумчивого и, судя по всему, невеселого материала), их необходимо сделать менее доступными. И просто очень нужно развивать среднее профессиональное образование. То, что так или иначе учит человека дисциплине и тайм-менеджменту (там тоже есть экзамены, сессии, планирование), дает возможность окунуться в прелести студенчества, но в то же время отнимает меньше времени и позволяет быстрее начать зарабатывать деньги.

Вот какова статистика по средним учебным заведениям. Количество организаций на территории Челябинской области на момент 2018/19 учебного года следующее: подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области — 44; Министерству культуры Челябинской области — 2; Министерству социальных отношений Челябинской области — 1; Министерству здравоохранения Челябинской области — 7. Частных организаций — 7.

В 2018 году выпускниками сузов в регионе стали 15 423 человека.

Как видим, количественно техникумов, училищ и колледжей больше, чем вузов — 61 против 30. Но выпускников меньше — 15 тысяч против 24.

Не в чести у нас быть птушником. Лучше как в анекдоте:

— Какое у вас хорошее резюме. Что вы заканчивали?

— Рязанский резюмейный.

И все же — ненужный формальный диплом не доставит столько радости, сколько доставляют хорошие деньги и наличие свободного времени. Уж поверьте. Никакого сравнения.

Кстати, в январе один из порталов по поиску работы решил убрать из требований к соискателям наличие высшего образования. Это кажется добрым знаком. Надеюсь, мы в начале правильного пути.