Четырнадцать спектаклей, десять городов — с 17 по 23 октября в Челябинске проходит очередной международный театральный фестиваль. «Челябинский обзор» побывал на трех спектаклях. Это срез того, чем живут и дышат театральная жизнь, драматургия и люди, которые быстрее и тоньше всего чувствуют нюансы малейших перемен и запросов общества.
#MeeToo и работа с травмой
Пьеса Марии Огневой «За белым кроликом» основана на реальных событиях, которые не могут не ужаснуть — это изнасилование и убийство двух молодых девушек. Текст попал в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка» в 2018 году, и вскоре его заметил и поставил русский драмтеатр в Стерлитамаке.
Кролик тут — не белый, а девушки в кукольных платьях — вовсе на Алисы. Но их жизнь, их опыт — это бесконечное падение в метафорическую нору. Как и жизнь матерей, чья единственная цель теперь — засадить за решетку убийцу своих девочек. Как путь подруги Ольги, которая только к 30 годам осознала, что жить, мучаясь виной за то, в чем на самом деле не виновата, совсем не выход.
В спектакле четко прослеживается женская тема — умеренный феминизм, борьба против объективации, против насилия — сексуального, психологического, какого угодно. Кроме того, это и своеобразный сеанс терапии: невозможно подстелить соломку под все жизненные обстоятельства, как бы говорит нам автор. Невозможно устроить, создать свою судьбу, обернувшись в кокон и ничем не рискуя. Вроде старая прописная истина, но зато какая современная и вполне увлекательная форма.
Семейный триллер, или Иуды среди нас
Произведение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» не нуждается в представлении. Это настоящая мистическая драма, мрачная история, которую впечатлительным людям лучше, пожалуй, не читать на ночь.
Постановщик, худрук знаменитого пермского театра «У Моста» Сергей Федотов делает действо более чем зловещим, щедро снабжая его визитами покойников и воплями главной героини Арины Петровны, от которых у зрителей в зале стынут жилы. И тем не менее, ядро спектакля — это конфликт внутри обычной семьи; совершенно рядовая, бытовая почти история (недаром же из названия исчезло слово «господа»). О том, как один человек способен выпить кровь из всех родственников, не пощадив ни родную мать, ни братьев, ни собственных сыновей. И даже не ради денег, нет, ради какой-то высшей идеи — ее сложно объяснить, но очень хорошо чувствуешь кожей, по которой идет мороз. Есть ли сегодня такие Иудушки среди нас? Да в каждом подъезде.
Это более чем современная история, но Федотов принципиально не переносит действие в наши дни. Зато отлично воссоздает тяжелую, темную атмосферу старого помещичьего имения: потертое дерево, лампадки и свечи, громоздкая мебель. А актеры с большим мастерством и явно с удовольствием играют на том самом русском языке, который сейчас только в книгах и остался, но по которому так скучает начитанный человек: обороты, интонации, словечки.
Спектакль идет почти три часа, но время не ощущается. Оно словно заземляется и образует некое внутреннее пространство, которое неслышно, как невидимый кокон, следует за зрителем и после финальных аплодисментов. Большое произведение, большой жанр, большой размах — тяжеловесно, достоверно и впечатляюще.
Записки сумасшедшего в доме престарелых
Театральный фестиваль без моноспектакля — как тост без вина (который, в свою очередь, как брачная ночь без невесты, говорится в одном известном фильме). На нынешней «Камерате» моноформы представлены Санкт-Петербургским центром ненормативной пластики и питерским же артистом Олегом Алмазовым. Мы побывали на первом спектакле.
Артист Сергей Азеев (которому, к слову, всего 30 лет) играет отставного военного, помещенного после перелома шейки бедра в дом престарелых сыном и невесткой. Несчастный старик сравнивает пребывание там с лагерем в Сибири, в котором оказался после Второй мировой войны. Он сходит с ума, как все пожилые люди, оказавшиеся в изоляции наедине с близкой смертью. И понимает, что жизнь — всегда вынужденная война: с врагом, с близкими, с самим собой.
Пьесу-монолог современного австрийского драматурга Феликса Миттерера часто сравнивают с «Записками сумасшедшего» Гоголя — и небезосновательно. Это тяжелый и мучительный текст, и большое спасибо постановщику Роману Кагановичу, что сделал спектакль коротким — чуть больше одного часа. Не знаем, получилось ли это специально или нет, но кроме вечных страха смерти и неизбежной горечи от ее близости, «Сибирь» отрабатывает еще и крайне важную для современной России и относительно недавно вышедшую в широкую повестку тему — экономической и социальной подоплеки роста продолжительности жизни: деменция, доступность домов престарелых, сдвиги этических норм и так далее.
Что касается актерской игры (самого важного элемента в любом моноспектакле), то Сергей Азеев играет так хорошо, что целый час нормальному зрителю очень плохо. Наверное, так и было задумано.
Слово эксперту
Павел Руднев, театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ и ГИТИС:
— Во второй день фестиваля были показаны сразу два спектакля по современным российским пьесам — «За белым кроликом» и «Как я простил прапорщика Кувшинова». И они примерно об одном. С одной стороны, о необходимости принятия жизни в ее сложном формате; бесстрашии жить, несмотря на неприглядность нашего бытия. С другой стороны — это, конечно, мысль следующая: мы живем в век насилия, и молодые художники пытаются это насилие разыскать даже там, где мы его не чувствуем, вернее, там, где мы к нему уже привыкли — к гендерному насилию, например. Думаю, что это обжигающая современная тема, и в российском искусстве, наряду с западным, она, безусловно, присутствует.
Сейчас мы посмотрели «Сибирь» — спектакль о том, что жизнь есть вечный бунт, и ты всегда будешь в этой реальности солдатом, на войне ты или нет. Это спектакль о праве человека на бунт и на необходимость бунтовать — иначе ты не выживешь, не сохранишься как личность.
А вот первый спектакль фестиваля («Вахтангов_Чехов. docx» Санкт-Петербургского городского театра — прим. редакции) был по-настоящему очаровательным. Там была замечательная обнадеживающая мысль — из какого же сора вырастает настоящее искусство. Мы видим людей, которые еще не стали великими режиссерами, деятелями — они еще такие слабые все, нежные, как одуванчики. Нет ни уверенности в себе, ни опыта, ни ремесла, зато есть куча провалов и ошибок. Но в этом спектакле есть атмосфера, в которой вырастает нечто значительное, из ошибок накапливаются шедевры. Никто из тех мэтров, которым мы сегодня ставим памятники, не жил комфортно по молодости. Это постановка о необходимости бесконечного доверия молодым — мне кажется, это сегодня очень важно.
P.S. «Камерата» идет до 23 октября.