В Европу на трамвае

Как плохой общественный транспорт возвращает тебя на родину, где бы ты ни был

Kescior

Я не первый раз езжу в Европу и не первый раз задаюсь совершенно идиотским в своей нерешаемости вопросом: почему те системы, которые отлично функционируют в каком-нибудь не самом богатом и не самом огромном государстве, с таким скрипом тормозят шестеренками в нашей стране. Даже в самой западной ее части.

В марте я собралась в отпуск. Сначала полетела в Калининград, затем, на автобусе, через контрольно-пропускной пункт Гроново, перебралась в Гданьск. Оттуда, по высокоскоростной железнодорожной магистрали, в Варшаву, откуда по воздуху вернулась на родину.

Польша — далеко не Диснейленд. Гданьск, при всем очаровании старого города (кстати, восстановленного после военной бомбежки практически из руин), находящегося в самом центре и окруженного массивными каменными воротами, на окраинах мало чем отличается от Челябинска. На улицах есть грязь и мусор. Серые панельки, и вот это все.

Варшава — тоже не туристическая Мекка. Город не столько красивый, сколько функциональный и удобный для жизни.

Прянично-готично-кирпичный Калининград, словно бы памятуя о немецком прошлом, очень старается быть похожим на европейскую столицу. Но у него пока не очень получается.

В Калининграде сразу понимаешь, что ты в России. Если быть точнее — сразу после того, как постоишь минут двадцать на остановке общественного транспорта.

Скажем сразу: подвижной состав в бывшем Кенигсберге вполне себе приличный. Обтекаемые со всех сторон, эргономичной формы троллейбусы. Аккуратные, чистые внутри автобусы. Трамваи, правда, не очень новые и сильно дребезжат и высекают искры на поворотах, но это для пассажира не так уж важно. Особенно если он приехал издалека и хочет за максимально короткие сроки посмотреть город.

Троллейбус, следующий по маршруту номер два, который пересекает весь город через популярные туристические точки, я ждала около 20 минут. Был март, влажный и снежный (в Калининграде вообще довольно сыро). Мне было зябко и зло. Я вспоминала добрым словом — не поверите! — челябинские маршрутки. Да, грязные, да, небезопасные, но зато исправно дублирующие маршруты муниципального транспорта и способные спасти ситуацию в тот момент, когда у тебя сводит пальцы на ногах, начинает ныть горло, а нос предательски хлюпает. В Калининграде маршрутки тоже есть, кстати. Но они не дублируют и ходят довольно редко.

«Вашу Кенигсбергскую маму за ногу, — размышляла я, вглядываясь в сумерки в надежде разглядеть цифровое табло приближающегося троллейбуса. — У вас что, на 500 тысяч населения по три троллейбуса в час ходит по одному из самых востребованных маршрутов, через центр города?»

Так выглядят троллейбусы в Калининграде

Троллейбус наконец вынырнул из темноты. Он был полон перемороженными калининградцами и гостями города. Но мне предстояла еще пересадка на автобус. Автобус, опять же на популярном маршруте, я ждала 27 минут... Смеркалось и сильно задувало. У публики на остановке синели губы и хмурились лица. «Прямо как дома», — подумала я. Опять же, дублирующей маршрутки за это время через остановку не проехало (я спрашивала, в приступе надежды заглядывая в салон каждой, но увы).

Кстати: проезд в общественном транспорте Калининграда стоит 20 рублей. Против наших 23. Разница несущественная, на мой взгляд. И в каждом салоне трамвая, автобуса, троллейбуса сидит кондуктор с характерным выражением лица — строгим и взыскательным.

В общем, после сорока пяти минут пляски на остановках Калининграда через пограничный пункт в Польшу я проезжала с простудой и больным горлом. Мелочь, конечно, но лучше бы этого не было. К счастью, погода в соседней стране оказалась куда теплее, а торчать на весеннем ветру в немом ожидании автобуса или трамвая мне больше не пришлось.

В Польше — хороший общественный транспорт. Он дорогой, но он ходит часто, по минутам, и в нем, кстати, нет контроля. Никаких кондукторов: есть современный удобный компостер в каждом салоне (или на входе на линию метро) и зверский штраф за безбилетный проезд: 266 злотых (почти 60 евро).

Билет на 20 минут на все виды транспорта стоит 3,40 злотых (по нынешнему курсу после обвала российской валюты — 63 рубля). Да, это недешево (не будем, однако, забывать, что и средняя зарплата в Варшаве значительно выше, скажем, челябинской. Источники говорят о 3500 — 4000 злотых, умножьте на 18). Но, во-первых, за эти двадцать минут на метро с пересадкой на другой вид транспорта можно проехать пол-Варшавы (а это немаленький город с населением порядка 1,7 млн человек), во-вторых, проездные документы обходятся дешевле, чем разовый билет, в-третьих, судя по тому, сколько людей на каждой станции метро утекает в боковой проход мимо турникетов, немаленькая часть ездит и зайцем. Явно не все они имеют при себе проездные документы. Я, кстати, ни разу ни в одну из поездок в Европу не нарвалась на контролера, но верю, что они суровы. Но не верю, что даже очень сознательное население не пользуется иногда возможностью «проскочить».

Билеты можно купить в автоматах, которые повсюду. На улицах, на остановках. Процедура простая: приложил пластиковую карту и получил бумажную полоску.

Бонус: в Варшаве до аэропорта можно доехать на автобусе. Не на такси за круглую сумму, а на простом комфортном рейсовом автобусе, проезд на котором равен стандартному тарифу. При этом добираться вы будете не дольше, чем на автомобиле, ибо под общественный транспорт есть выделенная линия, и никаких пробок. Поэтому, наверное, ходят автобусы и трамваи по минутам.

В общем, в Варшаву в холодное время я бы могла вернуться. А вот в Калининград что-то не очень хочется. Город, претендующий на статус туристически интересного, не может иметь столь отвратительный общественный транспорт. Да, там относительно дешевое такси, но это разные оперы.

Итак, система европейского общественного транспорта выстроена следующим образом: недешево, без контроля в подвижном составе и с большими штрафами за безбилетный проезд. Плюс у автобусов есть приоритет перед автомобилями при движении по полосам.

Наверняка у пользователей есть претензии и к этой системе. Но при всех претензиях — она ведь работает. Работает четко, отлаженно, комфортно для пассажиров.

Почему она так же не всегда работает в России? Даже в городе, который по географической своей сути является Европой?

Что тут не так? Дело в доходах населения? Или все-таки в том, что совесть давно перестала быть лучшим контролером? И я сейчас не только о совести пассажиров.

Не то чтобы я мечтаю собрать завтра чемодан и свалить в Европу. Но метафорически въехать в нее на современном скоростном трамвае или автобусе — очень бы хотелось.