За проезд передаем!

Грустные размышления об общественном транспорте Челябинска

Андрей Ткаченко

Одной из актуальных тем минувшей недели стал транспорт. Городской и общественный. Вернее — практически полное его отсутствие. В связи с этим захотелось немного порассуждать о наболевшем.

Ежедневно на улицы Челябинска выходит на рейс 175 трамваев. Автобусов и того меньше — 60–70. Достаточно ли этого, чтобы перевозить жителей города, население которого — более 1,2 млн человек? Вряд ли. Но здесь на «помощь» пассажирам приходят маршрутки — наши «любимые» грязные ржавые ПАЗики и загорающиеся на ходу ГАЗельки. Для сравнения: за пять минут на остановку в центре Челябинска приезжает более 20 маршруток и в лучшем случае — не более десяти автобусов-троллейбусов. Особенно стыдно и даже страшно за наш общественный транспорт стало, когда в гости из другого города ко мне приехала мама. Так уж вышло, что каждый день разъезжать через весь город на такси было, мягко говоря, невыгодно, поэтому пришлось несколько раз прокатиться на наших знаменитых ПАЗиках. И в те моменты, когда я буквально консультировала маму, насколько крепко нужно держаться за поручни и что на ходу маршрутки лучше не вставать со своего места, я поняла, что это — ненормально. По крайней мере, для города-миллионника, который является столицей Южного Урала.

Разумеется, не впечатлило состояние челябинского транспорта и врио губернатора Челябинской области Алексея Текслера, который недавно посетил трамвайное депо № 1 предприятия «ЧелябГЭТ». По его словам, ситуация, когда 90% транспорта в городе занимают маршрутные такси, по-настоящему плачевна. И с этим действительно сложно спорить.

Ежедневно сотни грязных маршруток борются за пассажиров, в то время как общественный транспорт курсирует полупустым

Во-первых, общественный транспорт — это безопасность. Автобус едет более плавно, и даже в переполненном салоне вы сможете ухватиться за поручень, а не за куртку стоящего рядом мужчины. Да и водители городских автобусов более аккуратные и адекватные: уж сколько раз я с замиранием сердца следила за тем, как пожилые челябинки с трудом взбираются в ПАЗ, водитель которого уже отъезжает от остановки, лишь потом метров через 100 пути закрывает двери и приветливо машет другу из соседнего автомобиля, попутно успевая разговаривать по телефону и принимать деньги за проезд.

Ко всему прочему, маршрутки представляют опасность не только для пассажиров, но и для окружающих. Кажется, некоторые водители и вовсе забывают, что когда-то изучали правила дорожного движения. Чего только стоят постоянные подрезания своих коллег и соседних автомобилей, а также соревнования — кто быстрее приедет на остановку, чтобы собрать как можно больше заветной мелочи. Кстати, в подтверждение этого региональное ГУ МВД сообщило о том, что за три месяца 2019 года в Челябинске 34 человека пострадали в ДТП с маршрутными такси. В те редкие моменты, когда я езжу по городу за рулем, стараюсь всегда держаться подальше от ржавых маршруток, которые очень любят по диагонали перестраиваться на крайнюю полосу и в целом ведут себя непредсказуемо, по-хамски. Да и состояние маршруток тоже оставляет желать лучшего: летом в старых ПАЗиках бывает жарко не только из-за погоды — во многих из них даже в +30 работает печка. Просто потому, что она сломана, а починить ее нет ни денег, ни времени. Но ведь горожане и так стерпят.

Проблема в том, что не у всех жителей есть альтернатива злосчастным маршруткам. И даже если она есть — общественный транспорт порой ходит настолько редко, что проще уехать на нелегальном «Экскурсионном». Например, в микрорайон «Парковый» ходит только один автобус 64 маршрута, а трамвайные пути там вряд ли когда-нибудь появятся. Не приходится выбирать и жителям отдаленных микрорайонов в Ленинском. Рядом с моим домом находится трамвайная остановка, но добираться до работы на трамвае придется как минимум час — транспорт огибает полгорода. Хиленькой маршрутке в то же время достаточно 10–15 минут, чтобы перемахнуть через мост у железнодорожного вокзала и отправиться дальше. Поэтому я вынуждена каждый день трястись в ржавом рыдване, крепко держась за поручни, как заботливо советуют нам в объявлениях. Но, если честно, я с радостью пересела бы на общественный транспорт. Во-первых, чтобы не платить частным (а порой нелегальным) перевозчикам кровно заработанные, а во-вторых — ради собственной же безопасности.

Чистый общественный транспорт радует глаз

Да и будем честны: не все готовы пересесть на общественный транспорт. Например, многие негативно относятся к троллейбусам и даже предлагают избавить от них городские улицы. Мол, состояние у них уже не очень, занимают полполосы, и ездят на них только студенты и садовники. Но разве не жители Челябинска вот уже несколько лет ратуют за экологию? Да, троллейбусов очень мало. Но ведь это и есть экологически чистый транспорт, который так нужен нашему городу. Однако есть и хорошая новость для экоактивистов: в 2019 году в Челябинске появится 65 автобусов на газомоторном топливе. В целом за три года власти закупят 300 автобусов на СПГ. Экологически чистых и безопасных. Будут ли они пользоваться спросом среди горожан? И самое главное — окупятся ли? Время покажет.

На мой взгляд, самый удобный вид общественного транспорта — метро. Быстро, без пробок и вредных выбросов. Но кажется, что для Челябинска метро так и останется несбыточной мечтой. Успокаивает лишь то, что не только в южноуральской столице есть метро-призрак. Например, в Омске, Красноярске и Ростове строительство метрополитена отменено или заморожено. Тем более недавно на своей первой пресс-конференции Алексей Текслер заявил, что строительство метро обойдется Челябинску в 400 млрд рублей, поэтому, по его мнению, целесообразнее изменить проект и связать имеющиеся станции с электротранспортом, в частности — с трамваями. Примерно так сделали в Уфе — вместо метро власти построили городскую электричку, которая связывает одну часть города с другой.

Челябинские трамваи вызывают тоску в сердце

Кстати, о трамваях. Чтобы обновить изрядно подуставший подвижной состав, городу потребуется порядка 11 млрд рублей, сообщил директор ООО «ЧелябГЭТ» Александр Павлюченко. И, кажется, это означает, что Челябинск пока так и останется городом маршруток. Они так и будут загораться на ходу, бесконечно попадать в аварии, в которых страдают в том числе и беременные, или даже вылетать с моста в воду. За наши же собственные деньги. По крайней мере, до тех пор, пока у горожан не появится достойная и безопасная альтернатива, а водителям маршруток станет просто невыгодно нелегально развозить людей.