Джаз

Максим Бодягин

Главный редактор издания «Челябинский обзор»

Аномально холодный июнь не испугал интернациональную команду джазовых музыкантов, поддержавших «Уральский диксиленд» в красочном шествии по парку Гагарина, которое собрало сотни горожан. Позже состоялся концерт на летней эстраде, куда самые смекалистые челябинцы пришли с пледами и термосами.

Название фестиваля «Какой удивительный мир» перекликается с названием одной из самых известных композиций, исполнявшихся корифеем джазовой музыки Луи Армстронгом. Сегодня событие празднуется в трёхдневном формате, но в его атмосфере чувствуется печальная нота: основатель прославленного «Уральского диксиленда», апостол джаза, удостоенный прижизненного памятника в родном городе, трубач Игорь Бурко ушёл из жизни в марте этого года.

После смерти Игоря Бурко его диксилендом управляет прославленный гитарист Валерий Сундарев

Вероятно поэтому торжественное шествие, открывшееся джазовым стандартом When the Saints Go Marching In, носило мемориальный характер и отчётливо напоминало многажды тиражированные кинематографом кадры похорон в Новом Орлеане — городе, подарившем миру диксиленд и джаз. Эта песня стала популярной в быстрой аранжироваке Луи Армстронга и восходит к традиции спиричуэлс. В традиции негритянских похорон композиции именно таких, ускоренных версий исполнялись после погребения тела. Откровенно христианский текст этой песни выражает надежду на вхождение исполнителя в число избранных святых и попадание в рай после Страшного суда.

Холодный, совершенно не летний вечер не помешал чувству радости

Когда следуешь вместе с оркестром, окружённым танцующими детьми и улыбающимися взрослыми, невольно возникает чувство, что ты попал внутрь телесериала «Тремей», повествующего о жизни Нового Орлеана. Завораживающая магия джазового шествия действует везде, независимо от континентов и стран. И даже адски холодный, совершенно не летний вечер не помешал чувству радости.

Завораживающая магия джазового шествия действует везде, независимо от континентов и стран

Среди горожан, сопровождавших оркестр, выделялась пожилая пара, элегантно танцевавшая в такт музыке. При этом танцоры чудесным образом умудрялись не задевать довольно плотную толпу. Они, конечно, приковали к себе взгляды публики. Мужчина по имени Александр Александрович рассказал, что он не профессионал, и танцует, что называется, «для себя» в досуговом центре «Импульс» на ЧМЗ. Его удивительная партнёрша занимается танцами всего полгода. В «Импульсе» есть целая группа людей старшего возраста, увлекающихся фокстротами, вальсом и, конечно, самым сложным, но и самым красивым танцем — танго. Эффект от занятий налицо — Александру Александровичу уже 66 лет, но его внутренней молодости можно искренне позавидовать.

Танцор-любитель Александр Александрович со своей партнёршей

Пройдя по главной аллее парка, музыканты добрались до Летней эстрады, где состоялся концерт и презентация мобильного органа. Подробностями о выборе площадки и об особенностях нынешнего фестиваля поделился первый заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман:

— Это уже XVII по счёту фестиваль, и на него всегда приезжают известные в мире джаза люди, такие, как, например, Давид Голощёкин — мультиинструменталист и композитор, признанный джазовый лидер в России и на постсоветском пространстве. Всегда к нам приезжают и зарубежные гости, в этом году это австрийцы и немцы. Благодаря усилиям Игоря Бурко, царствие ему небесное, в самые тяжёлые времена, в 90-е годы, этот фестиваль родился и жил, питаясь его энергией. В память об Игоре Владимировиче мы просто обязаны делать этот фестиваль всё лучше и лучше. Кстати, мы переименовали «Уральский диксиленд» в «Уральский диксиленд Игоря Бурко». Музыканты создали здесь удивительную атмосферу. В отличие от других фестивалей, у нас минимальная гонорарная часть: люди приезжают сюда именно ради музыки, ради того самого джем-сейшна, которым славится этот джазовый фестиваль. В этом году мы решили изменить формат, но не знали, что зима в этом году задержится у нас так надолго, аж до июня. В этот раз мы решили провести стрит-парад и выступление музыкантов на открытой площадке, как это делается в Европе. Нам осталось только европейскую погоду организовать (смеётся). А так, в принципе, мы осваиваем новое большое пространство, которое позволяет нам опустить цены на билеты до минимального уровня, поскольку в Филармонии всего пятьсот мест, а здесь, на Летней эстраде — под тысячу, поэтому билеты можно сделать самыми доступными. И потом, это семейный формат, он позволяет прийти сюда с детьми, чтобы приучать молодёжь к джазовому движению. Ещё раз скажу: нас только погода не балует, а в остальном все звёзды расположены так, что Челябинск вполне может стать джазовой столицей России.

Григорий Цукерман и вице-губернатор Вадим Евдокимов сполна ощутили на себе прелести неевропейской погоды

Григорий Цукерман не покривил душой. У нас действительно богатые джазовые корни, ведь первый джаз-бэнд был основан в Челябинске аж в 1932-м году. Им управлял руководитель оркестра областного радиокомитета Анатолий Абрамович Хайкин — пионер джаза на Южном Урале. Его бэнд играл в ресторане «Гигант» — огромном комбинате общественного питания, который работал тогда при ЧТЗ. ​

На стройке этого промышленного гиганта трудилось порядка сорока тысяч человек, среди которых были и многочисленные иностранные специалисты, которые не только привозили с собой пластинки, но и культуру джаза в целом. Для них организовывались концерты, на которые приходили и советские трудящиеся. Более того, ещё в 30-е годы в Челябинск приезжали негритянские джазовые певицы как представительницы сословия, угнетённого белой буржуазией. Они выступали и в театре драмы, и просто перед рабочими в формате «рабочего полдня». ​

Дальнейшая история джазовой музыки развивалась по восходящей линии, и «Уральский диксиленд» Игоря Бурко стал вершиной этого развития. Неслучайно в 2004-м году его прижизненный барельеф украсил стену дома № 177 на улице Кирова, где Игорь Владимирович изображён играющим на своей любимой трубе. Таким мы его и запомним.

Мнение

Интервью

Популярное