Прокат зрительских симпатий

Что смотреть сейчас в кинозалах и на стримингах

Кинопоиск

А давайте поговорим о кино. На фоне всех последних событий искусство — важнейший отвлекающий маневр для психики. Тем более что прокат и впрямь как-то встряхнулся: я, например, впервые за три месяца сподобилась дойти до кинозала, причем аж два раза за неделю. Не забывая, конечно, и про подписку на стриминг, где тоже много чего интересного.

Бред, но все же тут Брэд

Вот и решилась проблема с прокатом западных фильмов. Решилась, конечно же, оригинально и по методу русского авось: авось не накажут. Даже не самому большому специалисту по авторскому праву (а я именно такой человек) понятно, что попадают ленты на «предсеансовое обслуживание» по очень серой схеме. Ясно это становится уже в тот момент, когда перед показом фильма начинают крутить трейлеры других голливудских свежих фильмов (скоро обещают продолжение «Аватара» и «Черной пантеры», кстати) — и ты понимаешь, что картинка неуловимо отличается от того, что было раньше. Нет, не мыльная. Нет, не пиратская. Но все равно какая-то не такая.

Впрочем, сама возможность наконец-то поглядеть на Брэда Питта настолько манит, что и все равно уже (особенно на фоне всех последних событий), каким именно способом он приехал на челябинские большие экраны — на сверкающем японском поезде в комедийном боевике «Быстрее пули».

Фильм сразу окрестили помесью Гая Ричи и Квентина Тарантино, и по большому счету добавить что-то про жанровую окраску тут нечего: драки, кровища, абсурдные диалоги, и все это, конечно, должно быть уморительно смешно. Только почему-то не смешно. И имя главного героя — Божья Коровка, и парочка тупых киллеров — Лимон и Мандарин, и девочка-убийца с лицом и нарядом школьницы, и традиционные мафиози-японцы, и даже непременный русский след в виде ужасного криминального авторитета по кличке Белая Смерть. Нет, понятно, что в таком фильме вторично все по определению, жанр изношен до костей, и даже Питт, который вообще-то является гениальным комедийным актером, не сделает из этого винегрета шедевр. Но все-таки: а кто шутки писал? Особенно те, что произносит Ченнинг Татум?

И все же я получила удовольствие: кажется, что смотришь тех же ранних, конца девяностых — начала нулевых, Тарантино или Ричи на пиратской кассете, но при этом на большом экране и с хорошим звуком. Ощущения странные, но приятные: будто юность вернулась, в которой и Брэд Питт был молодым, и Япония казалась сказочной страной.

Воин поневоле

«Сердце пармы» обещало стать грандиозным блокбастером хотя бы потому, что снял фильм Антон Мегердичев, а мы хорошо помним «Движение вверх» (кто-то даже помнит, что фильм про наших баскетболистов стал самым кассовым в истории России). Книга Алексея Иванова в особом представлении не нуждается, а экранизации его романов обычно получаются хорошими.

Александр Кузнецов, конечно, потрясающий актер — из тех, кто может ничего не делать на экране, а глаз не оторвать, и даже пресловутый сломанный нос и не самые удачные парики его не испортят. А актриса Бурятского русского театра Елена Ербакова и вовсе будто родилась на свет для того, чтобы сыграть ламию Тиче. А еще «Сердце пармы» — одна из последних работ безвременно ушедшего замечательного артиста Сергея Пускепалиса, наполовину болгарина, наполовину — литовца, которому роли русских воевод удавались так, будто для абсолютного перевоплощения нужно всего лишь накинуть кольчугу и нахмурить брови.

Картинка потрясающая — Мегердичев умеет монтировать свои картины, в этом мы убедились еще на упомянутом уже «Движении вверх». Ходящая половину фильма обнаженной Тиче и какие-то совершенно невероятные батальные сцены заманят в кинотеатры даже тех, кто Иванова не читал, а Кузнецова в камерных лентах ранее не видел. И хорошо, «Сердце пармы» того стоит.

Фильм, конечно, чувствительно ударил в главную тему 2022 года. Мол, что это вообще такое: с одной стороны вогулы-манси, малый народ, на боевых лосях наступают, с другой — решительно и даже агрессивно насаждаемое христианство, с третьей — и вовсе московиты пришли своих же рубить? Вы о чем, дорогие товарищи? Да еще под эгидой Фонда кино? Ну а мне показалось, что это фильм в первую очередь о человеке, который изо всех сил хотел быть пацифистом и любить свою семью. Но повоевать ему все же пришлось — так бывает, когда нет выхода.

И снова здравствуйте, Израиль!

Стриминги работают исправно: вот уже и «Закрыть гештальт» просмотрен, и «Оффлайн», и «Порт» (уж не говорю о «Доме Дракона»), а тут и новое подоспело — «Русалки».

Не первый наш сериал, являющийся калькой с израильского продукта — по тому же принципу сделан и «Ваша честь», в котором Олег Меньшиков виртуозно играет судью, готового на что угодно ради спасения сына. «Русалки» не так грандиозны, но все равно хороши: и томная, но при этом резкая Иева Андреевайте, и брутальный и органичный Петр Федоров, и просто очень талантливый Мераб Нинидзе и прочие тянут полудетективный-полуфантастический сюжет бодро. В городке у моря 14 лет назад пропала рыжеволосая красавица Майя, и все считали ее утопленницей, однако тело девушки внезапно обнаружили в песчаных дюнах — да в таком виде и состоянии, будто она, в 30 с лишним лет, и по земле-то никогда не ходила. Сестра-близнец Майи — Маргарита — по стечению обстоятельств работает следователем в местном отделе и имеет очень сложные отношения с начальником и собственной семьей. В напарники ей присылают бойкого парня, который явно чего-то намутил на прошлом месте работы, в Казани, и все становится еще запутаннее.

Как и в «Вашей чести», здесь много моря, цыган и персонажей, что называется, на очень серьезных щах, однако в «Русалках» при этом всем есть юмор. А еще есть обаяние межнационального продукта — универсальная история, локальные нюансы, незатертые лица. Честное слово, после рабочего дня — то, что доктор прописал.