«Катитесь со своими катышками!»

Во что одеваться челябинцам в связи с уходом европейских брендов?

Андрей Ткаченко

Мы уже писали о продовольственной безопасности Челябинской области и регулярно информируем, как власти мониторят цены на продукты и медицинские препараты. После еды и лекарств одежда — пожалуй, самое важное для обывателя: обязанность выглядеть приличным образом никто не отменял, несмотря ни на какие перемены. Что же надеть и обуть на фоне тотального исхода заграничных брендов из России? И главное, что с ценами? Выясняем.

Какие бренды остались в ТРК

Не все, что написано латиницей, является иностранным: например, Melon Fashion Group — российская компания, ей принадлежат всем известные бренды Zarina, befree, Love Republic, Sela. Incity, O’stin, Savage, Zolla, Concept Club, Gloria Jeans — тоже отечественные бренды.

Кто по-настоящему покинул (по крайней мере, на неопределенное время) российский рынок, так это бренды группы Inditex (Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Oysho, Bershka, Stradivarius), а также Nike, H&M, Mango, Marks&Spencer. Отметим, что российские интернет-сообщества данных компаний пользователи гневно «бомбят» уже которую неделю — из-за невозможности вернуть деньги за столь не вовремя проведенные интернет-заказы. «Скатертью дорожка и катышки свои заберите»; «Я очень надеюсь, что все, кого кинули с заказами, подадут на юрлицо в России в суд! И что никогда-никогда бренды, которые в эти дни так кидают потребителей, не пустят больше на российский рынок!»; «У меня подарочный сертификат из этого магазина, очень интересно, как я его обналичу, раз магазин закрыт», — вот самые типичные комментарии...

Российские марки плотно занимают свои ниши на рынке и вполне могут поделить освободившееся место

Но вернемся к российским брендам, которые остаются в челябинских торговых центрах. У вышеперечисленных производителей есть все шансы занять освободившуюся после ухода конкурентов нишу. Дизайн, цены, целевая аудитория у них очень схожи. Конечно, учитывая, что часть вещей под российскими торговыми марками отшивается в том же Китае, цены, конечно, вырастут (все же помнят, сколько сегодня стоит доллар, да?). Однако и импортные вещи в любом случае бы подорожали. Резюмируя: если вы любите посещать челябинские ТРК, то вам уж точно будет где отовариться, пусть и по менее приятному прайсу.

Какие собственные бренды есть в Челябинской области?

Крупные у всех на слуху — фабрика «Пеплос», Кыштымская трикотажная фабрика, трикотажная фабрика «Ян», обувная фабрика «Юничел». И, конечно, масса более мелких нишевых мастерских, ателье.

Маечка от «Кыштымского трикотажа» по вполне приятной цене

В принципе, сейчас локальным брендам открылся шанс заявить о себе. Другое дело, что в производстве отечественной одежды и обуви также очень много импортных составляющих. Поэтому рост цен будет — можете даже не сомневаться. Об этом открыто заявляют сами представители южноуральских компаний.

— Сейчас ищем варианты импортозамещения внутри России, однако все стало вдвое дороже, даже у российских кожевенных заводов цены выросли на 30–40%, это связано с подорожанием химических материалов для обработки и выбелки кожи — тоже импортных, — комментирует генеральный директор обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко. — Последнюю крупную партию заказали до спецоперации, товар пришел, а растамаживать его нужно уже по новым ценам. Многие предприятия перешли на предоплату и фиксируют цену по курсу доллара на момент покупки. Это очень усложняет работу. До последнего старались не повышать цены на обувь, но в будущем это неизбежно. Фабрика должна работать, она уже сейчас производит обувь для следующих коллекций, чтобы к сезону обувь была в магазинах по всей России, а значит, нужны материалы и комплектующие — а они уже продаются по новым ценам.

Бренд «Юничел» известен далеко за пределами нашего региона и везде имеет преданных покупателей, но сдержать рост цен не под силу даже такому гиганту

И даже в этом всем есть приятные моменты. Во-первых, многие локальные бренды — это в основном нишевая история. В отличие от того же Китая, ориентированного на супермассовые продажи, они нацелены не на международные рынки, а на местного потребителя. Соответственно, берут не столько оборотом, сколько качеством, а значит, довольно требовательны к материалам (кожа, лен, хлопок, хороший трикотаж). Во-вторых, выбирая товары местного производства, вы ожидаемо сокращаете углеродный след — а значит, в наше непростое время помогаете планете.

Как осуществлять покупки в российских интернет-магазинах?

На прошлой неделе всех здорово напугал Wildberries — у сотен тысяч пользователей суперпопулярного российского маркетплейса внезапно обнулились личные кабинеты, исчезла история покупок, стало невозможным отследить доставку. На сегодня сервис наладил работу и функционирует нормально. Есть версии, что обрушение было связано как раз с тем, что на площадку резко и одновременно побежали все (уже бывшие) клиенты зарубежных интернет-продавцов...

Есть еще OZON, Lamoda, Яндекс-маркет, а также прочие, менее раскрученные, но не менее удобные отечественные интернет-магазины, которые стабильно работают и принимают оплату через российские банковские карты. Наверняка они сейчас соберут все сливки с рынка после (временного) ухода зарубежных конкурентов.

  • Бренды? Вероятно, будет переориентация на российский сегмент и продукцию дружественных нам стран.
  • Цены? Каждый уважающий себя маркетплейс регулярно устраивает глобальные распродажи, в том числе одежды и обуви. Так что возможность отловить курточку или босоножки за символические деньги наверняка останется — правда, на это, возможно, придется тратить времени чуть больше, чем раньше.

Что делать с зарубежными интернет-магазинами?

Увы, китайский гигант SHEIN, полюбившийся россиянам от 7 до 70 лет, в настоящий момент находится в странной позиции. Ходят очень противоречивые слухи: кто-то якобы уже после отключения российских банков от системы VISA и Mastercard смог каким-то чудом оплатить заказ на сайте такой картой; а у кого-то даже карты «МИР», изначально включенные SHEIN в список принимаемых платежных инструментов, на этой площадке не работают... То же самое, разумеется, с Google Pay и Apple Pay. Кто-то и вовсе уже около месяца не может дождаться заказа, оформленного еще до всем известных событий. Как бы то ни было, «шейноголики» очень грустят, надеются на лучшее (в частности, на то, что скоро российские банки массово начнут выпускать карты с двойной платежной системой «МИР» + UnionPay), делятся отзывами и советами в профильных группах в социальных сетях.

А вот AliExpress-Россия — наш филиал международного гиганта — продолжает принимать все карты российских банков. Заказы оформляются, посылки приходят. Сервис официально предупредил покупателей, что трудности могут возникнуть только с картами, выпущенными не в России. Вполне вероятно, что часть поклонников SHEIN перейдет на эту площадку — с оформлением карточек (точнее, их тщательным «причесыванием» в фотошопе) в «Алике» особо не заморачиваются, но качество и происхождение вещей очень похожи.

Редакция «Челябинского обзора» не состоит в коммерческих отношениях с лицами и организациями, упомянутыми в тексте.