Торговля

Алиса Сынбулатова

Корреспондент

В мире, пожалуй, практически не осталось товаров (да и услуг в большей степени тоже), которые нельзя было бы получить с доставкой до порога. Сплошные удобства и плюсы привели к тому, что сервисы растут как грибы, и все больше жителей примыкают к рядам верных пользователей курьерских служб и онлайн-магазинов. Но не кажется ли многим сервисам, что в их работе нужно кое-что менять?

Лень, болеешь, нет времени, нет желания, не на чем везти тяжелый или объемный товар; покупку, в конце концов, совершаешь из другого города? Сегодня, пожалуй, более-менее любая приличная фирма (будь то общепит, электроника, продуктовый магазин, да что угодно) готова расшибиться перед клиентом и за ваши кровные доставить вам товар прямо в руки. Как же это актуально в ковид — когда не нужно толкаться в многолюдных ТЦ, и какой же это рай для интровертов — скоро совсем можно будет перестать выходить в люди.

В августе 2021 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 20 млн заказов. Это на 9% или 1,7 млн заказов больше, чем в июле 2021 года. Количество заказов за год (по сравнению с июлем 2020-го) выросло в 3,7 раза.

Купить с доставкой на дом теперь можно будет даже автомобиль! Компания General Motors запустила в России сервис, позволяющий приобрести автомобиль полностью онлайн, передает «Автостат» со ссылкой на пресс-службу автопроизводителя. «Теперь все этапы заключения сделки — начиная от согласования условий с персональным менеджером и оформления документов до оплаты, фактической доставки и выдачи автомобиля, можно осуществить с помощью сервиса онлайн-покупки на сайтах Cadillac и Chevrolet. Получение автомобиля осуществляется двумя способами: выдача автомобиля в дилерском центре или доставка автомобиля в любое удобное время и место на территории РФ, при наличии сервиса доставки у дилерcкого центра».

Сплошная красота и умиление. Но. Как же я ненавижу доставку. Если есть малейшая возможность получить заказанный товар в пункте выдачи или постамате — сомнений даже нет. Конечно, если физические габариты посылки позволяют унести или увезти ее с собой.

Такие мелочи вроде:
— не увидишь товар вживую, пока не получишь на руки;
— возможность повредить товар при поставке;
— возможные задержки в пути (особенно в период пандемии. Я больше двух месяцев ждала доставку книги из Европы. Ну или очередной грузовой корабль поперек какого-нибудь важного канала станет);

и т. п. для меня действительно кажутся мелочами. Больше всего я не могу смириться с отношением некоторых курьерских служб к клиенту и совершенно неудобной логистикой. Конечно, дело касается не всех фирм — но, по личным ощущениям (а я не то чтобы очень часто связываюсь с доставкой), чуть ли не каждой второй.

Небольшая (и совсем свежая) история: заказываю я шторы в одном крупном профильном онлайн-маркете. Причем не в первый раз — прошлая попытка примерно полугодичной давности была довольно успешной. Товар пришел за несколько дней, в пункте выдачи я его сразу посмотрела, оценила и забрала.

Второй же раз какой-то черт дернул заказать доставку на дом — она, вроде как, выходила по времени оперативнее, чем до постаматов. Где-то неделя ожидания, и мне приходит смс-уведомление: «Ждите курьера такого-то числа в такое-то время».

Однако накануне этой даты мне поступает звонок. «Ничего, если я через час заеду?» Очень даже чего! Я уже географически нахожусь на работе. А как же предупредить заранее? «Ну, может, в центре города пересечемся, я вам отдам?» Опуская тот факт, что для оплаты товара нужно иметь при себе определенную сумму денег — я вообще-то доставку на дом заказывала не для того, чтобы с посылкой по городу таскаться. О чем курьеру и напомнила. Он поникшим голосом сказал, что завтра мне перезвонят. На завтра — как раз-таки в изначально назначенную дату — остаюсь дома, отпросившись поработать на удаленке. Естественно, никто не позвонил.

Пришлось звонить самой — напрямую в магазин, чтобы они сделали «втык» курьерской службе. Весь день, видимо, что-то выясняли и перезвонили под вечер — мол, «так и так, приносим извинения. Но курьерская служба не работает по выходным. С вами свяжутся в понедельник или, в крайнем случае, во вторник». Спойлер: естественно, не позвонили. Связались со мной только в четверг. Я вновь слышу в трубку: «А можно я в течение часа к вам заеду?..». Да вы издеваетесь? ЗАРАНЕЕ нужно предупреждать! Рынок труда, может, и изменился, но не настолько, чтобы совершеннолетние граждане все до единого в будние дни, в рабочее время находились по домам. В итоге я шторы получила на неделю позже, чем планировала. Кому-то, может, и не сильно принципиально, а мне вот весьма неприятно. Лучше уж сразу честно пишите, что сюрприз будет внезапным, чтобы зря не подстраиваться заранее. Все равно бессмысленно.

Вопрос, конечно, не к бедным курьерам, кому как савраскам необходимо в течение смены объехать полгорода. Вопрос к службам, это все безобразие организующим. Что за отношение к клиентам? Что за желание самим себе накручивать трудности? Я понимаю, что вы не можете день в день угадать, когда придет тот же диван из региона с другого конца страны. Но когда сроки становятся более определенными, их можно корректировать. Можно оперативно связываться с клиентом. Не получилось дозвониться — отправить смс или уведомление на почту. И договариваться обо всем з-а-р-а-н-е-е.

Это конкретный случай с одной фирмой — но проблема несовпадения парадигмы «ожидания/реальность» в сфере доставки повсеместна. То доставку стола вместо «после 18» интерпретируют как «можно мы часов в 11 утра подъедем?». То же касается и мастеров, которые должны прийти собрать шкаф или провести кабель интернета, например. Они никогда не приходят вовремя — или раньше, или позже. И о переносе не договариваются заранее, хотя бы накануне — хотя, может, только мне так «везет». Притом пытаются еще порой вывернуть ситуацию так, чтобы тебе стало совестно («Я вот прививку поставил, и плохо себя чувствую, можно я приду пораньше...»). При всем человеческом сочувствии, я иногда физически не могу бросить другие дела и телепортироваться домой. Пусть и работа позволяет при случае трудиться из дома, был бы доступ к компу. А вот рабочий с завода станок не бросит. Да и будем честными — проблемы индейцев шерифа не волнуют. В смысле, деньги я плачу за услугу, чтобы получить ее быстро, качественно, удобно. Удобно для меня. А не вот это вот все.

Все, что я могу (не срываться же на курьера) — это оставить разгневанный отзыв на сайте. И, возможно, мое возмущение — капля в море, на которое никто и не подумает обратить внимания. Возможно, что даже если я начну спамить на разных сайтах негативные отзывы, меня в лучшем случае проигнорируют. Возможно, даже удалят комментарий и попросту забанят. Но я как-то наивно надеюсь, что сервисы доставки продолжат не только множиться, но и немножко менять подход к делу. А то, знаете ли, конкуренция сейчас огромна и растет с каждым днем — и я уже записала названия парочки курьерских служб, с которыми связываться больше не собираюсь. И таких, как я, думаю, немало. Заодно и друзья теперь эту фирму обходить будут стороной. Благо, выбирать сегодня есть из чего. Да и возможности ходить до магазина или пункта доставки самостоятельно (в большинстве случаев), по счастью, пока никто не отменял.

«Без торговли не выживет ни один город»

Несвободная касса

Как реализуется переход на новую онлайн-ККТ в Челябинской области

Подешевевший чеснок победит простуду?

Ритейлерам предложили снизить цены на «антигриппозные» продукты

На голландских стульях

IKEA в Челябинской области: плюсы и минусы

Без бутылки не разберешься

Малые пивоварни и заведения HoReCа Челябинской области тестируют ЕГАИС

В корзину

Трафик в продуктовом ритейле Челябинской области падает

Более дороже одеваться

Продажи обуви и одежды в натуральном выражении в Челябинске сокращаются, зато растут цены

Квадратный метр в обмен на пиксели

Челябинская торговля уходит в интернет?

Мнение

Интервью

Популярное