Современное искусство развивается в российских регионах, там же зачастую и прячется. Но пришло время показать эти произведения стране и миру. В Челябинске это удалось создателям фестиваля «Белый квадрат», который шел в городе четыре дня. Выставка, лекции, маркет — и везде полные залы.
Пластиковый стаканчик сока на балконе; ТЭЦ с хлопьями дыма; темная фигура в заснеженном дворе; старая водонапорная башня на фоне розовеющего неба с пятнами ласточек; флегматичные коровы на траве возле многоэтажек; деревянный барак на берегу залива. Картины, на которые сознание сразу выдаст десятки копий из собственного визуального опыта; наша страна — такая большая, красивая, уютная, несмотря на обшарпанность, небогатость и припыленность красок.
На выставке в фойе челябинского Дома архитектора, где состоялось открытие фестиваля современного искусства «Белый квадрат», представлены картины живописцев арт-группы «Сугроб» из маленького города Тара в Омской области. Денис Русаков, Антон Куприянов, Иван Шатов — у них очень разные почерки, но их картины объединяет живость и точность восприятия момента, его остроты.
Тара — удивительный городок в Омской области. 425 лет с момента создания; 28 тысяч населения; деревянная ветхая архитектура; собственный драматический театр и та самая арт-группа «Сугроб».
— Гордость Омской области — Николай Кальницкий, известный российский художник. Мы все в какой-то мере его ученики, работаем на его наследии. Я у него получил только одно занятие, а потом меня перевели к другому педагогу (Кальницкий скончался в 2010 году — прим. редакции), — говорит художник и актер Иван Шатов. — Я работаю в разных техниках и разными материалами. Начинал с графики, эдакого гиперреализма. Потом долго работал акварелью, затем взялся за масло, а сейчас пробую цифровой диджитал-арт... Основная тема моих картин — отношения человека и природы. Наш город — в лесу, и много проблем, из этого возникающих, в том числе экологических. Выпиливание лесов. Пожары эти, которые сейчас в Восточной Сибири. А ведь человек — сам животное, по своей сути.
Денис Русаков из «Сугроба» — художник-самоучка. Его грустно-реалистичные зарисовки быта маленьких городов находятся в частных коллекциях в России, Чехии, Италии, ОАЭ, Нидерландах. А буквально полмесяца назад Русаков выставлялся в галерее Totibadze Центра современного искусства «Винзавод».
— Сейчас идет эпоха метамодерна, колебаний «от» и «до», и современное искусство очень разноплановое, объемное, — говорит Русаков. — Мои работы — о тех моментах жизни, которые я выхватил и хочу остановить и взять с собой. Они цепляют, они мне дороги.
У Антона Куприянова — третьего из «Сугроба» — четко прописана каждая деталь. Его тема — обыденные вещи в нетипичном ракурсе.
— Я привлекаю внимание к тому, что вижу каждый день. И хочу на этом сосредоточиться, передаю свой взгляд на типичные вещи через призму наивного реализма либо пасмурного импрессионизма, — улыбается художник. — Челябинск — замечательный город. Мы его изучаем, ходим, смотрим. Есть у него что-то общее и с Омском. Над Омском есть более крупные города — например, Новосибирск. У Челябинска подобная ситуация с Екатеринбургом.
— Пасмурный импрессионизм — это про Челябинск?
— Ну... — Куприянов задумывается. — В пасмурный день Челябинск, может, и серый... Но, знаете, фонарный столб в дождь — совсем не такой, как на закате. Я хожу и запоминаю ваш город. Мне больше всего интересно не то, что происходит в центре, а дворики, арки, граффити, наклейки...
После открытия организаторы — галеристы Марина Денкевич и Яна Фесик — провели лекцию «Искусство после Малевича: что изменилось за последние сто лет». О связи «Белого квадрата» со знаменитым супрематистом более чем прозрачно намекает название фестиваля.
— После Малевича все необратимо изменилось. Он задал ощущение того, что современное искусство — это что-то неприятное. Непривычное, некрасивое. После него авангард стал развиваться. Почему же мы в России воспринимаем современное искусство так предвзято? — задается вопросом культуролог Яна Фесик.
На лекции — человек тридцать, но всем им, без сомнения, интересно и современное искусство, и то, каким образом после Малевича так изменился мир. Марина и Яна показывают полотна художников двадцатых, тридцатых годов. Рассказывают о соцреализме — искренне прекрасных и светлых картинах Александра Дейнеки, изображавшем «эталонных людей СССР», шагающих в прекрасное будущее. Объясняют, как существовали при Союзе художники вне официального поля, например, Михаил Рогинский, Оскар Рабин. Писали на коробках и картоне, прятались от госорганов, эмигрировали, чтобы спасти себя... Было в СССР и время «маленького человека» — например, знаменитая картина Федора Решетникова «Опять двойка».
И эти, новые современные художники, представленные на «Белом квадрате» — они ведь тоже о «маленьком человеке». О том, что представляют из себя мгновения его жизни.
— Мы сразу решили привлечь к фестивалю молодых ребят, и смотрели, где они выставлялись. У «Сугроба» с этим все в порядке — тот же Русаков представлен на «Винзаводе», а это очень высокий уровень. Мы хотели пригласить именно художников из нестоличных городов. Тренд в современном искусстве — внимание к регионам, потому что регионалы более искренни, чем московские зарафинированные художники, — говорит Яна Фесик.
На вечернем открытии фестиваля в том же Доме архитектора среди гостей мелькает спрятанное в капюшон лицо Алексея Илькаева. Печальное лицо русского стрит-арта. Это его картина sad face, вытоптанная на поверхности замерзшей Камы и начертанная на кирпиче в лофте пространства SVOBODA2 в Челябинске, стала символом современника, который печалится о том, что покинул рай. Год назад Илькаеву рукоплескали на нашем фестивале «Все просто». В этом году он приехал без перфоманса, но с какой-то идеей.
— Я хотел бы обратится к вопросам улучшения Челябинска, — совершенно серьезно говорит Илькаев. — У этого города есть связь с инопланетянами — метеорит, Аркаим (есть еще и инопланетянин Алешенька в окрестностях Кыштыма — прим. редакции). Очевидно, что внеземные пришельцы недалеко. Я хотел бы сделать для них приглашение — чтобы они приехали, и чтобы горожане готовились к приезду и начали украшать город.
— У нас будут проводить мероприятия саммитов ШОС и БРИКС в следующем году. Там тоже будут гости. Точно надо ждать инопланетян? — интересуемся мы.
— Саммиты регулярно где-то проводят. А инопланетяне прилетают редко, — не без рационального зерна отвечает sad face.
— Как вам фестиваль?
— Да все отлично. Единственное, мне хотелось бы привнести какие-то более масштабные инсталляции, — говорит Илькаев, окидывая взглядом два этажа Дома архитектора. — Здесь больше частных историй. Но нет какого-то гвоздя номера. Было бы классно здесь какую-то скульптуру разместить. Надувную акулу, например. Тот художественный жест, который я сделаю у вас в городском пространстве — он будет масштабным.
Что же, надеемся, что масштабные работы современных художников появятся в Челябинске пораньше, чем инопланетяне.
P. S. — Наш фестиваль посетили более 600 человек, — говорит Марина Денкевич. — Успешно прошел маркет, где участники продавали и картины, привезенные с собой, и мерч. Прошли лекции о музыкальном языке и перформативности визуального искусства, взгляде обывателя на современное искусство и разнице восприятия такого арта на Западе и в России. Залы были полными. Мы считаем, что первый «Белый квадрат» в Челябинске прошел успешно, а на следующий год мы планируем войти в федеральную программу получения грантов.
P.P.S. 6 августа Алексей Илькаев сдержал обещание о большом художественном жесте — на площади Революции он изобразил то самое печальное лицо, но действительно с некоторым намеком на инопланетные черты. Картина написана обычными белилами и должна продержаться до первого сильного дождя.