Не «джамшуткой» единой

В Челябинске приступили к обновлению муниципального общественного транспорта

Андрей Ткаченко

Обещания преобразить транспорт в Челябинске теперь можно увидеть и даже (если захочется) потрогать в прямом смысле слова. Утром 4 сентября в южноуральской столице презентовали первую партию экологичных автобусов. Пока в город прибыли 17 единиц нового транспорта, но этим дело не ограничится.

Театральная площадь Челябинска сегодня утром зазеленела. Но в данном случае речь не о высадке новых деревьев. В ряд выстроились новые автобусы. Все они — ярко-зеленого цвета, который выбрали жители города.

Все автобусы являются низкопольными, будут работать на газе, оснащены кондиционерами, Wi-Fi и USB-зарядками. Пока новый транспорт выпустят на маршруты № 4, 34, 64 и 81. Еще 49 единиц придут позже.

Новые 17 автобусов выйдут в рейсы на челябинские дороги примерно через неделю

Напомним, о необходимости обновления в этой сфере в Челябинске заговорили еще в апреле. Глава региона во время инспекционной поездки по городу раскритиковал изобилие маршруток и крайне низкий уровень развития муниципального транспорта.

«Сегодня мы имеем крайне низкий уровень развития общественного транспорта в городе с активной мобильной агломерацией. Я задавал коллегам вопросы о том, где мы находимся, почему так случилось и какие есть предложения по этому поводу, — говорил в апреле Алексей Текслер журналистам. — Как я понял, на данный момент готового решения нет. Понятно, что 90 процентов машин в городе — это маршрутные такси со всеми проблемами нелегального извоза, старого автопарка и вопросами к технике безопасности. Автобусов крайне мало, чтобы соблюдать график и охватить большее количество маршрутов, их должно быть в два раза больше. Что касается трамваев и троллейбусов — они вообще могут уйти с молотка на торгах. Ситуация более чем плачевна».

На обновление электротранспорта, включая инфраструктуру, понадобится не менее 11 миллиардов рублей

«Мы составили экономический план по обновлению подвижного состава, — тогда прокомментировал руководитель ООО „ЧелябГЭТ“ Александр Павлюченко. — На 100 новых трамваев, 100 троллейбусов и обновление инфраструктуры потребуется порядка 11 млрд рублей».

Позже большие проблемы у общественного транспорта Челябинска признала и ВрИП главы Челябинска.

«Сегодня наш транспорт находится в системном кризисе, предприятия — в процедуре банкротства, есть большие задолженности. По „Челябавтотрансу“ субсидиарная ответственность составляет 537 млн рублей, по МУП „ЧелябГЭТ“ муниципалитету тоже могут ввести субсидиарную ответственность. С кредиторами надо рассчитываться», — отметила Наталья Котова. ООО «Общественный городской транспорт» могут также признать банкротом.

Для нормального функционирования городского транспорта в Челябинске создадут новый МУП

Проблему начали решать семимильными шагами. В мэрии занялись организационными вопросами и объявили о том, что для оздоровления транспорта в Челябинске будет создано новое предприятие. Туда перейдут активы нынешних ООО «Общественный городской транспорт» и ООО «ЧелябГЭТ».

Что касается нынешних 17 новых автобусов, то в рейсы они выйдут примерно через неделю.

«Этот транспорт должен пройти соответствующий техосмотр, затем автобусы будут приняты в казну города, поставлены на учет. Это займет еще неделю. После этого мы должны определить, где они будут находиться и на какие маршруты их поставят», — сообщила Наталья Котова.

Новые автобусы являются низкопольными

Добавим, что 66 новых автобусов — это только начало больших изменений в работе муниципального общественного транспорта. На еще более масштабное обновление парка — до 400 единиц транспорта — город получит порядка 4 млрд рублей.

«Мы продолжаем работу с федеральным бюджетом по программе „Чистый воздух“. Мы рассчитываем на то, что вместе с федеральными средствами сможем направить на покупку автобусов до 4 млрд рублей. На эти средства можно купить более 400 только таких автобусов. При этом, мы будем закупать автобусы разных размеров в зависимости от потребностей города. Этот транспорт — газомоторный, при его использовании объем выбросов в несколько раз снижается. Мы рассчитываем, что благодаря ему снижение выбросов в Челябинске составит более 5 тысяч тонн в год», — отметил Алексей Текслер.

Кроме автобусов журналистам презентовали и новый трамвай. Низкопольный. Трехсекционный. В экспериментальном, тестовом режиме в течение нескольких месяцев будет «обкатываться» на всех действующих городских маршрутах. После оценки специалистов и доработки транспортной инфраструктуры города будет принято решение о приобретении трамваев в городские депо.

А если заглянуть в отдаленное будущее, то нельзя не вспомнить новую концепцию развития городского общественного транспорта, представленную главой региона. Она предполагает покупку не менее 850 низкопольных автобусов различного класса, не менее 190 трамваев, а также тотальную реконструкцию трамвайных путей и контактных линий, тяговых подстанций; формирование нового стандарта перевозки граждан (новая маршрутная сеть, оснащение транспорта «умной начинкой», создание новых комплексов). Сейчас это звучит почти фантастически, но, в конце концов, еще совсем недавно горожане и на новые автобусы не надеялись...