Электробус нам поможет

В Челябинске обсудили перспективы развития электротранспорта

Отдельная выделенная полоса для движения общественного городского транспорта, обновление подвижного состава и, возможно, первые электробусы — все это должно появиться в Челябинске до 2020 года к саммитам ШОС и БРИКС.

Эти моменты обсуждались на круглом столе «Развитие городского транспорта в России: перспективы электротранспорта», организованном Агентством инвестиционного развития Челябинска и Общественной палатой города.

По словам начальника управления транспорта администрации Челябинска Романа Болотова, обновление автотранспорта в областном центре требуется не только потому, что в 2020 году ожидаются большие мероприятия. Главная причина — серьезный износ подвижного состава в городе, острый дефицит электротранспорта при том, что Челябинск интенсивно растет. «Да и просто хочется идти в ногу со временем, хочется новые комфортабельные троллейбусы», — резюмировал Болотов.

В связи с этим проспект Ленина подвергнется коренным преобразованиям. Прежде всего, на нем появится выделенная полоса. По замыслу главы управления транспорта, она стабилизирует движение подвижного состава и будет способствовать развитию культуры вождения. А также поможет решить проблему конкуренции, когда маршрутчики нагло подрезают муниципальный транспорт. Также выделенная полоса будет использоваться службой скорой помощи и полицией.

Кроме выделенной полосы, для развития городского общественного транспорта важно отрегулировать интервалы движения, режим светофорного регулирования. По мнению директора ООО «Челябинский городской электрический транспорт» Александра Павлюченко, одним ремонтом подвижного состава не обойтись: требуется ремонт всей инфраструктуры электротранспорта. Это и контактные сети, и тяговые подстанции, и даже опоры электропередачи.

Протяженность трамвайных путей в Челябинске — 151 км (9-е место из 68 городов в России, где ходят трамваи);

Протяженность контактной троллейбусной сети — 212 км;

На маршруты города выходят: 194 трамвая, 140 троллейбусов;

В советское время в Челябинске курсировали 628 троллейбусов.

Одна из главных проблем гортранса — потерянное доверие пассажиров, предпочитающих частных перевозчиков. В качестве примера Александр Павлюченко привел 14-й маршрут троллейбуса, который полностью дублирует 79-я маршрутка. Три месяца назад она была отменена администрацией города, что вызвало резкое недовольство среди населения. При этом у горожан осталась возможность передвигаться по тому же маршруту на троллейбусе. Тем временем 79 маршрутка продолжает нелегально возить пассажиров. «Нужно ужесточить механизмы по работе с нелегальными источниками», — заключил Павлюченко.

Отдельный интерес на круглом столе был проявлен к научным разработкам в области электротранспорта и системам его подзарядки. В Челябинске уже тестировался электробус, он без проблем заводился при температуре 25 градусов ниже нуля. На его подзарядку в ускоренном режиме требовалось 4 часа и 7 часов в обычном режиме. Этого заряда хватало на 300 километров.

Проблема в том, что электробусы не включены в официальный классификатор видов гортанспорта, администрация не может закупить эти машины на бюджетные средства. Зато в классификатор включен троллейбус с удлиненным автономным ходом, он же электробус с динамической подзарядкой. Последние модификации таких машин оснащены видеорегистраторами в салоне, активными и пассивными тревожными кнопками, системой слежения Глонас, системой учета пассажиров и другими техническими новшествами.

В ближайшее время в них будет внедряться система умных остановок. «Когда не просто диспетчер знает, где находится транспортное средство, но и пассажир на остановке может посмотреть точное время прибытия конкретного транспорта, сколько в нем сейчас находится пассажиров, сколько свободно сидячих мест и есть ли место для инвалидов», — объяснил директор по конструкции и технологии ЗАО «Тролза» Эдуард Данилов.

Сейчас троллейбус с удлиненным автономным ходом в последней модификации можно встретить на дорогах Санкт-Петербурга и в Крыму. Будут ли такие в Челябинске — вопрос финансирования. Стоимость одного такого троллейбуса начинается от 15 миллионов рублей.

«Мы хоть завтра готовы поставить в Челябинск наши новые троллейбусы. Для этого у города есть необходимая инфраструктура: широкие дороги, имеющиеся троллейбусные линии. Наш транспорт в старой модификации давно обслуживает ваш город», — заявил Данилов.

Итоги круглого стола, сформированные в резолюции, войдут в Стратегию развития города Челябинска. Эксперты пришли к выводу, что нужно сделать акцент на создании комплексной системы общественного электротранспорта с размещением зарядных станций в свободном доступе. Чтобы в перспективе, с развитием электромобилей, ими мог воспользоваться любой челябинец.