Татьяна Чумаченко:

«На следующий год демографы обещают резкое повышение числа абитуриентов»

Андрей Ткаченко

И. о. ректора ЮУрГГПУ — о том, почему педагогический вуз финансово привлекателен для студентов со всего региона, демографическом влиянии на приемную кампанию, восстановлении госаккредитации, а также о том, почему не стоит ждать слияния с ЧелГУ.

— Татьяна Александровна, вас назначили и. о. ректора ЮУрГГПУ полгода назад. Вы приняли вуз в довольно сложной ситуации (Минобр до этого отказал всем шести кандидатам на пост ректора — прим. редакции), к тому же пришли из другого высшего учебного заведения — ЧелГУ (Чумаченко была профессором кафедры политических наук и международных отношений — прим. редакции). Вас воспринимали как варяга?

— Разумеется, только так и называли (улыбается). Сразу СМИ вспомнили историю, как пару лет назад была попытка слияния ЧГПУ и ЧелГУ с целью создания опорного университета, и мое появление в педвузе сразу было воспринято как продолжение этой истории. Так вот: категорически нет. Собственно, министр образования, который назначила меня, с этим и отправляла на этот пост: никакой задачи объединения вузов не стоит, напротив, есть задача сохранить независимость и уникальность единственного в регионе педагогического высшего образовательного учреждения. И до сегодняшнего дня я, к сожалению некоторых лиц, разоблачаю слухи о том, что вузы будут соединять (улыбается). Мы ищем разные направления, новые стратегии для развития. Это то, чего требует от нас наш учредитель, чего хочет область, что является велением времени. Наша главная задача — готовить учителей. Да, мы добавляем гуманитарную составляющую, но педагогические методики, безусловно, сохраняем и развиваем. Мы профессионально ориентированный вуз, в этой парадигме и существуем.

— Что было с проверкой Рособрнадзора весной этого года, вскоре после вашего прихода? Сначала у ЮУрГГПУ приостановили действие госаккредитации; затем вы объявили, что нарушения устранены и все в порядке, аккредитация возобновлена... Слухов было много, а вот информации — не очень. Давайте поясним, что же все-таки случилось?

— Так получилось, что Рособрнадзор сначала установил срок проверки на апрель, потом — на август, потом снова вернулся к прежнему сроку — на апрель. Да, вуз не во всем успел подготовиться. Проверка касалась двух моментов: Федеральный государственный надзор в сфере образования и Федеральный государственный контроль качества образования.

Проверка была серьезная, были выявлены несоответствия, замечания. Некоторые из них были легко устранимы, а над некоторыми пришлось поработать.

— Давайте расшифруем для обывателя: что означает несоответствие стандартам качества образования?

— Например, есть требования к наполнению сайта образовательного учреждения. На нашем сайте не в полном объеме была представлена информация по направлениям и условиям поступления — в институт допобразования, конкретно. Или, например, мы должны были в единую информационную базу внести данные о выданных вузом дипломах, начиная с 2004 года. А мы просто не успели. Пришлось приложить серьезные усилия и выполнить требования. В ходе проверки качества образования были выявлены определенные несоответствия госстандартам направления подготовки. Рособрнадзор в этой ситуации принял единственное, предусмотренное действующим законодательством решение — своим приказом приостановил аккредитацию по этим направлениям подготовки и установил срок устранения несоответствий — один месяц. Руководство и коллектив вуза понимали всю серьезность ситуации, но не считали ее критической: лицензия и аккредитация вуза находились в статусе действующих, прием в университет ни по одной программе и уровню образования не был приостановлен, студенты и преподаватели готовились к летней практике, экзаменам, защите выпускных квалификационных работ. Замечания мы быстро устранили. Внесли изменения в учебные планы, скорректировали приказы о составах Государственных аттестационных комиссий...

Мы исправили все в срок. Рособрнадзор принял наши исправления, и с 20 июня государственная аккредитация вуза была восстановлена. Все, конечно, нервничали — и студенты, и педагоги. Выпускники и их родители очень волновались. Хорошо, что мы справились. Еще раз, пользуясь нашей встречей, хочу выразить признательность руководителям структурных подразделений университета, руководителям образовательных программ за эту работу.

— Перед интервью с вами я составила список вопросов, но к ним буквально позавчера внезапно добавился еще один, подкинутый федеральной повесткой: в РФ могут отменить заочное образование. В минобре региона сообщили, что в этом случае на следующий учебный год абитуриенты смогут выбирать только между очной и очно-заочной, то есть вечерней, формами обучения. Можете пояснить, что нам несет
это нововведение?

— Да пока все непонятно. Дело в том, что подобный законопроект обсуждался с 2016 года, но он до сих пор не принят. Для нас это будет серьезным испытанием, если решение будет принято. Но в любом случае это не будет касаться нынешней приемной кампании. Надеемся, что возобладают трезвость и прагматизм, и переход будет делаться постепенно. Вузы уже переходят на то, чтобы не было заочного образования на некоторых направлениях подготовки, таких, как юриспруденция, архитектура, медицина.

— Вот интересно, а как определяются специальности, на которых недопустимо заочное образование?

— Речь идет о качестве образования. Заочное — это все-таки больше самостоятельное обучение. А вуз должен нести ответственность за то качество знаний, которое он дает.

— Есть данные — у Тинькофф-журнала, но тем не менее — что в Челябинской области очень доступное высшее коммерческое образование. Это выяснили путем вычисления стоимости одного года обучения на разных специальностях в российских вузах, а также стоимости аренды в разных городах. Вы можете подтвердить это?

— Все относительно. Дело в том, что стоимость обучения устанавливается не по желанию того или иного вуза, а по указанию учредителя. Тут очень много факторов: и уровень жизни населения, и количество жителей в области... Я бы хотела подчеркнуть относительно нашего вуза, что у нас по региону самое недорогое высшее коммерческое образование. В педуниверситете это 109 тысяч рублей в среднем за год, на некоторых направлениях — 123 тысячи. А если мы сравним это с другими вузами в Челябинске, то выяснится, что мы последние в списке дороговизны. Еще есть данные по педвузам УрФО: стоимость нашего обучения дороже примерно на тысячу рублей, чем в Шадринском педуниверситете. Ну, в Курганской области уровень жизни ниже, чем в Челябинской. В Уральском педуниверситете стоимость обучения на дневном отделении — 112–125 тысяч рублей в год. В Перми также дороже, чем у нас.

— А как цена обучения связана с социальным срезом абитуриентов?

— ЮУрГГПУ ориентирован прежде всего на детей из области. А уровень обеспеченности родителей там, конечно, не таков, как в столице Южного Урала. Почему из области? Потому что наши абитуриенты рассчитывают, что после вуза смогут вернуться домой и найти работу, так как в регионе часто не хватает учителей. Ну, а у определенной части студентов есть желание остаться в Челябинске, закрепиться здесь. А наш вуз предоставляет самое недорогое временное жилье на период обучения. Проще говоря, стоимость проживания в общежитии ЮУрГГПУ для иногородних — 300 рублей в месяц. Это дешевле, чем в других вузах. И это наверняка тоже привлекает поступающих. Бывает, абитуриенты, прошедшие по ЕГЭ в ЮУрГУ, ЧелГУ, приносят в последний момент документы к нам, из-за экономической составляющей. Ну и кроме этого мы делаем шаг навстречу: берем часть издержек на себя и вводим систему скидок для коммерческих студентов. Абитуриент, который набрал больше определенной суммы баллов, получает скидку в 10%, 15% или 20%. На всех направлениях бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Ну, например, направление «Начальное образование. Английский язык» на факультете подготовки учителей начальных классов. Там стандартная оплата — 109 тысяч в год. Серьезные деньги. Так вот: если от 150 до 159 баллов набрал абитуриент по ЕГЭ, то ему скидка 10%. А если от 180 до 189 баллов — то уже 20%. То есть вместо 109 тысяч рублей в год его родители будут платить 87 тысяч. Разница существенная. В общем, мы стараемся минимизировать тот удар по бюджетам семей, который произошел после повышения цен на обучение во всех вузах страны. А студенты-бюджетники, имеющие 250 баллов по ЕГЭ и более, первый семестр получают поощрительную стипендию — 10 тысяч рублей.

— А каково процентное соотношение бюджетных, коммерческих и так называемых целевых мест в ЮУрГГПУ?

— Целевой набор — 30% от всего плана, 10% — квота на сирот и людей с ограниченными возможностями здоровья, и 30 же процентов — на коммерцию. Но, думаю, мы не будем ограничивать себя 30 процентами коммерческих мест, учитывая скидки — наберем больше. Что касается количества: 1 175 бюджетных мест — план в этом году. Это больше, чем в прошлом. На них уже претендуют 7 083 человека, это данные на сегодняшнее утро. Вот представьте, какой в среднем конкурс. Семь человек на место, а где-то и до 20.

— На каких специальностях высокий конкурс?

— На гуманитарных. История и право, история и обществознание, русский язык и литература, иностранные языки. Плюс направления, которые сегодня с каждым днем все больше обретают популярность: подготовка специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями. Увы, таких детей все больше, и социум сам диктует нам заказ. Инклюзивное образование, дефектологическое направление, логопедия — на них очень большой поток абитуриентов, а выпускники крайне востребованы.

— С какой суммой баллов можно попасть в вуз на бюджетное отделение и учиться бесплатно, особенно при нынешнем высоком конкурсе?

— Я сейчас не могу ответить на этот вопрос, потому что это количество баллов лимитируют сами абитуриенты, формируя, по сути, аукцион. Сейчас нам как раз несут документы в приемную комиссию, и к концу приемной кампании для очной формы обучения, 8 августа, мы сможем сказать, какой будет конкурс и каким будет проходной балл. Подача согласий на зачисление тоже будет в этих числах.

— В связи с тем, что сейчас поступают дети 2000 года рождения — после демографической ямы девяностых, но еще и до бэби-бума середины нулевых — есть ли существенное уменьшение количества абитуриентов и, соответственно, недобор на какие-то направления?

— Знаете, я уже говорила выше про конкурс — в среднем в семь человек на место. Так что получается, что демографическая ситуация особо и не влияет на приемную кампанию этого года. И высокий конкурс повышает нам качестве набора. Мы сами устанавливаем минимальное количество баллов по ЕГЭ для поступающих. На английский язык вместо общероссийских 20 мы установили порог в 45 баллов. Это позволяет нам принимать более подготовленных ребят. Есть, конечно, и профили, на которые конкурс небольшой, например, «Математика. Физика». И в этом году самый низкий порог по ЕГЭ — математика — установлен в 27 баллов. А на следующий год демографы вообще нам обещают резкое повышение числа абитуриентов, в связи с тем, что после 2001-го как раз и начался бэби-бум. И уже тогда мы расцветем (улыбается).

— Всем любимый бренд ЧГПУ в какой-то момент превратился Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Что в связи с этим случилось, кроме смены вывески? С концепцией, с учебными программами?

— Слово «Южно-Уральский» уже повышает статус организации. Это региональный вуз. Плюс слово «гуманитарный» — эту составляющую мы и будем усиливать; кроме педагогических программ, есть лингвистика, дизайн, менеджмент, социальная работа, народная художественная культура, физическая культура, информационные системы и технологии, экология и природопользование.

— Но вы ведь, по сути, конкурируете на рынке гуманитарного образования с тем же ЧелГУ? Да и в ЮУрГУ немало гуманитарных факультетов.

— Я считаю, что у нас нет прямых конкурентов. Мы — единственный педагогический университет в области, единственный вуз, нацеленный на подготовку учителей.

— Вы уже упомянули, что в связи с неутешительной статистикой по особенным детям педагоги-дефектологи сегодня востребованы. А педагоги, скажем так, обычного профиля?

— Да, конечно. Мы хорошо знаем запросы образовательной системы Челябинска и области и ориентируемся на них. Учителей не хватает. Старшее поколение уходит на пенсию, а преподавателей среднего возраста недостаточно. Поэтому востребованы учителя географии, биологии, обществознания, математики, физики, химии, русского языка и литературы. Наш вуз выполняет значимый социальный заказ. Мы уверены — физики и математики из педвуза обязательно устроятся на работу.

— Надолго ли они задержатся в школе, даже если придут после выпуска? Стать учителем — это одно, а вот остаться им на долгое время — совсем другое...

— У меня однокурсники многие работают в школе, и все говорят: «Пришел — задержался». Школа затягивает, к тому же и материальное вознаграждение труда учителя сейчас выросло. Так что перспективы у наших выпускников хорошие.

— ЧГПУ всегда славился Институтом дополнительных творческих педагогических профессий. Как он сегодня существует?

— Хорошо существует, по-прежнему является фактором притяжения — абитуриентов привлекает возможность не просто получить профессию, но и раскрыться творчески. Сейчас под крылом ИДТПП работают 26 творческих коллектива: это и театр «Профиль», и вокальная студия «Джаз-отель», и танцевальные команды. Шахматы, туризм, музыкальные инструменты. Есть даже секция стрельбы. Наши студенты, которые занимаются в ИДТПП, получают и еще один диплом, по которому можно устроиться преподавателем дополнительного образования — руководить детским кружком или секцией. В общем, мы диверсифицируемся и даем возможность получить еще одну профессию в том же самом вузе, отвечая запросам социального заказа.