Циклон на миллион

Сколько стоит уборка дорог от снега в Челябинске

Андрей Ткаченко

В Челябинске последнюю неделю обильно идет снег, а, значит, темой номер один во многих челябинских пабликах снова стала уборка/неуборка дорог. «Челябинский обзор» задался вопросом: сколько улиц очищается в городе и сколько это стоит. Давайте считать.

Челябинцы любят пошутить, что «техника у нас невидимая — ее никто не видит на дорогах во время снегопада». Однако это не так: техпарк в городе имеется. В распоряжении компании «Южуралмост» для зимних работ — порядка 200 снегоуборочных машин:

  • Тракторы МК-02 и МТЗ-82 (синие «Беларусы») с плужно-щеточным оборудованием (отвал и щетка) — 63 единицы;
  • Комбинированные дорожные машины К-0806 «КамАЗ», оборудованные передним отвалом, щеткой, бункером для противогололедных материалов; В том числе — КДМ на базе «КамАЗ», оснащенные электронной автоматической системой дозирования материалов. Всего — 55 единиц;
  • Погрузчики с объемом ковша 0,8 м3 и 2 м3 — 30 единиц;
  • Автогрейдеры — 7 единиц;
  • Самосвалы для вывоза снега — 95 единиц:
  • Бульдозеры для работы на полигоне складирования снега — 2 единицы. 

Спецтехника хранится на четырех базах, расположенных в разных районах Челябинска. Машины убирают 346 улиц (555 км дорожной сети), для этого разработаны 15 маршрутов. В среднем, в каждый маршрут входит по 23 улицы. В целом снегоуборочные колонны работают в круглосуточном режиме в две смены: первая с 8 до 20 часов, вторая с 20 до 8 часов. Пересменка бывает только во время больших заторов, например, с 8.00 до 8.30, когда горожане едут на работу.

В техпарке Челябинска порядка 200 единиц снегоуборочной техники

«Каждому водителю выдается распечатанный на листе маршрут, он его вывешивает в кабине и по нему работает, — рассказывает пресс-секретарь компании АО „Южуралмост“ Анна Колонтаева. — Уборка начинается всегда с основных магистралей, которые идут параллельно. Например, проспекты Ленина, Победы, Комсомольский проспект, Братьев Кашириных. А затем уже очищаются поперечные улицы, технике так удобнее проходить».

Также, по словам Анны, уборка происходит так называемыми «циклами»: сначала проводится обработка противогололедным материалом, затем прометание свалявшегося снега, затем снова обработка и прометание. И так до бесконечности, пока дороги окончательно не будут очищены. Здесь есть важный момент: проезжая часть улиц должна быть освобождена от снежного наката за сутки после окончания снегопада. Затем формируются валы, которые должны быть вывезены на специальный полигон (на Бродокалмакском тракте) в течение 12 дней.

Снежные валы вывозятся на специальный полигон (на Бродокалмакском тракте) в течение 12 дней

Что касается стоимости уборки улиц — на этот вопрос мы не получили ответа от подрядчиков. Поэтому посчитали сами. Уточним, что свести литры с километрами нам помог опытный водитель спецтехники.

В среднем «КамАЗ» потребляет порядка 30 литров солярки в час. За одну смену (12 часов работы) одной комбинированной машине надо 360 литров топлива. Для 55 «КамАЗов» — 19 тыс. литров. Один литр солярки стоит 50 рублей. Итого получается — 950 тыс. рублей. Допустим, это дневная смена. Примерно такая же сумма выходит и ночью.

Трактор в среднем потребляет 12 литров солярки в час. За 12 часов работы ему нужно 144 литров. Для 63 тракторов надо порядка 9 тыс. литров топлива. Переводим это в рубли и получаем 450 тыс. рублей. То есть за две смены уходит 900 тыс. рублей. Подводим черту и складываем сумму, которая расходуется на «КамАЗы» (1 млн 900 тыс. рублей) и на тракторы (900 тыс. рублей). Делаем вывод, что на 24-часовую уборку улиц Челябинска тратится порядка трех миллионов рублей. Однако не забываем, что еще есть и другая техника, затраты на зарплаты рабочим и аренду территории, которые мы не брали в расчет. 

Чтобы техника вышла на уборку улиц, нужны миллионы