Как за каменной стеной?

Насколько меры безопасности в челябинских школах защищают учащихся и учителей

Андрей Ткаченко

Одна из самых главных проблем безопасности во всем мире — это угроза атаки со стороны невменяемых людей или террористов. Аэропорты и вокзалы постоянно модернизируют, чтобы исключить риск нападения. Но трагедии в Беслане и недавняя в Казани показывают, насколько уязвима может быть обычная школа, не говоря уже о пожарах и других трагедиях. Насколько могут быть спокойны родители, отправляя своего ребенка на учебу — выяснял «Челябинский обзор».

Видеонаблюдение, охранник на входе и кнопка вызова Росгвардии нынче — непременный атрибут каждой школы. Так заверяют в городском Комитете по делам образования. Кроме наблюдения камеры должны беспрерывно снимать уязвимые точки на территории школы и хранить записи в течение месяца. Наличие и функциональность всех систем безопасности силовики проверяют ежегодно перед стартом каждого учебного года. При положительном исходе ревизии учреждениям выдается паспорт безопасности объекта.

Самые важные зоны — это коридоры и вестибюль. Именно по ним можно проследить, куда направился тот или иной посетитель

Детально работу системы безопасности нам демонстрируют в образовательном центре № 5. Экскурсию проводит замдиректора по комплексной безопасности Олег Рифель.

Защита от подозрительных людей

Обычно считается, что на территорию школы сложно попасть людям, которые выглядят подозрительно. Для современной системы безопасности подозрительно выглядят все — от юного подростка до прилично одетой женщины средних лет. Контроль начинается с самого входа.

— Ученики попадают на территорию по карточкам — прикладывают и заходят внутрь. Кто-то посторонний звонит в звонок, объясняет цель визита и только потом попадает на территорию. Следующий этап — это попасть в школу. Здесь у нас три турникета. Ученики прикладывают ту же карту к турникету. Если же это кто-то посторонний, то, если он договаривался о встрече с кем-то из учителей или сотрудников, звонит непосредственно этому человеку, учитель выходит и сопровождает. Перед этим охранник обязательно вносит его в журнал — фамилию, телефон. Сотрудник, к которому он пришел, с ним поговорил и отвел обратно. Если это родитель одного из ученика, на него выписывает пропуск классный руководитель. То есть человек приходит и говорит: «На меня должны были выписать пропуск», ему этот пропуск выдают, и он проходит".

Карточка пропуска также есть у учителей и других сотрудников школы

Помимо турникета на входе также присутствует металлоискатель и тепловизор, который не только не даст человеку с повышенной температурой попасть в школу, но и оснащен системой «Свой/чужой». Камера запоминает лица тех, кто постоянно проходит через школьные двери, и в случае, если в толпе мелькнет неизвестная личность, издаст звуковой сигнал, который послужит для охранника сигналом к действию.

Потенциальные возгорания

Система безопасности предполагает не только наличие эвакуационных выходов, но и установку на них системы СКУД (система контроля и управления доступом). Она включает магнитные замки, турникеты и другие методы защиты дверей, которые работают автоматически в чрезвычайных ситуациях. По данным Комитета по делам образования, такой системой оснащено 70% школ.

Лестничные пролеты образовательного центра защищены от попадания в них дыма, что позволяет безопасно эвакуироваться в случае пожара

«В этом образовательном центре очень много запасных выходов, в общей сложности больше 30, и на всех дверях имеется система контроля выхода, то есть стоят электромагнитные замки, для того, чтобы никто не из посторонних туда не попал. В случае какого-то чрезвычайного происшествия срабатывают датчики, срабатывает пожарная сигнализация, автоматически приходит сигнал в пожарную часть, и они выезжают без всяких уточнений. В этом случае все запасные выходы автоматически открываются, чтобы учащиеся и сотрудники могли эвакуироваться. На всех окнах первого и частично второго этажа есть датчики против проникновения через окно. Есть также система дымоудаления в комнатах для маломобильных людей и на незадымляемых лестничных клетках», — поясняет заместитель директора по комплексной безопасности.

Коронавирус

В последнее время понятие безопасности затрагивает не только камеры, железные двери и металлодетектор. После прошедшей недавно третьей волны коронавируса отпускать ребенка в место, полное скопления подростков, кажется немного рискованным и опасным. Как мы писали ранее, в школах должно произойти распределение потоков, которое позволит избежать массового скопления детей в одном месте. Но, как выяснилось, это коснется не всех школ: если в образовательном учреждении ученики и так разведены по разным сменам и помещениям, дополнительно потоки можно не разделять. Конкретно в образовательном центре № 5, где мы брали интервью у заместителя директора по комплексной безопасности, вся школа делится на три модуля, и таким образом массового скопления не наблюдается. В школе действуют первая и вторая смены, а также ограничение в столовой: она должна быть заполнена максимум наполовину. Сейчас никто из школьников коронавирусом не болеет, к тому же, перед стартом учебного года сотрудников школ по максимуму вакцинировали. В теории, это должно существенно снизить риски заболеть COVID-19.