Роман Болотов:

«Наша цель — наведение порядка в общественном транспорте»

Региональное управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело в отношении сразу 31 челябинского предприятия, осуществляющих пассажирские перевозки на маршрутных такси. Начальник управления транспорта администрации Челябинска Роман Болотов рассказал «Челябинскому обзору», почему в мэрии решили обратиться к антимонопольной службе.

Напомним, 28 февраля УФАС возбудило дело по нарушению Закона о конкуренции против компаний-перевозчиков по факту повышения ими цены за проезд в маршрутках с 23 до 25 рублей, которое произошло в конце ноября прошлого года.

Фигурантами дела стали: ООО «Первая Гильдия+», ООО «Такси-сервис», ООО «Такси-сервис Ком», ООО «Копейское маршрутное такси», ООО «Аль-Транс», ООО «Трейд-авто», ООО «Урал-Дом», ИП Осинский, ООО «Гранд», ООО «Кумир-Автолайн», ООО «Кумир-Автолайн 2», ИП Деменюк, ООО «Сервис-Транс», ООО «Эдельвейс», ООО «Челябинское такси», ООО «Челябинское маршрутное такси», ООО «Автолайн», ООО «ЧелябАвтобус», ООО «Автобан», ИП Карпова, ООО «Консул», ИП Мамакурбанова, ООО «Авто-лига», ООО «АвтоЛуч», ООО «Автотранспортное предприятие 2», ООО «Тодес», ИП Темникова, ООО «Общественный городской транспорт», ООО «ОВВИ-Авто», ИП Мухгалимов и ООО «Кременкульское пассажирское автотранспортное предприятие». Иными словами — практически все крупные частные компании-перевозчики города. По версии антимонопольной службы, они заключили антиконкурентное соглашение.

Челябинские маршрутки попали под антимонопольное расследование.

— Мы приняли решение обратиться к антимонопольной службе, после того, как по поручению Главы Челябинска Евгения Николаевича Тефтелева мы начали досконально разбираться в этом вопросе. Мы считаем, опираясь на мнения тех экспертов, что мы привлекли, что налицо — картельный сговор, когда практически одновременно были повышены цены на проезд в маршрутных такси компаниями-перевозчиками.

При этом, действительно, в федеральном законодательстве (ФЗ-220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» — прим. редакции) прописано, что частные компании-перевозчики могут самостоятельно устанавливать цены на своих маршрутах, если эти маршруты — так называемые «нерегулируемые», то есть тарифы на них не устанавливаются властями.

Но когда у разных перевозчиков на разных маршрутах должна быть разная себестоимость поездки (разное «плечо» маршрута, разные расходы и затраты), а цены поднимают одновременно и на абсолютно одинаковую величину... Не повысила цену только одна компания-перевозчик. Что любопытно, повысили цену и нелегалы. Ровно на те же два рубля.

Теперь в этом будем разбираться не только мы, но и наши коллеги из антимонопольной службы. Кстати, у них есть и замечания к нам, и касаются они именно отсутствия маршрутов по регулируемым тарифам, чтобы они подстегивали сдерживание цены.

— Как отреагировали перевозчики на возбуждение дела?

— Насколько я знаю, лишь единицы предоставили в антимонопольную службу свое видение экономического обоснования повышения платы за проезд. Многие этого делать не стали А некоторые и вовсе отказывались официально получать письма. Думаю, что такое поведение очень опрометчиво.

— Но почему они себя так повели?

— Я могу только догадываться об этом. Возможно, они не особо переживают по поводу антимонопольной службы. Ведь даже если дойдет до суда или наказания, то оно, как правило, измеряется в процентах от выручки компании. Вероятно, перевозчики думают, что даже в случае штрафа отделаются небольшими суммами.

Здесь надо понимать, что формально практически все компании-перевозчики — это небольшие ООО (пусть в ряде случаев и связанные с одними и теми же бенефициарами или руководителями), которые, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения. Учитывая же то, что все они работают с наличными деньгами челябинцев, нам остается только догадываться о, скажем так, качестве их налоговой отчетности.

И понятно, что в таких раскладах у них совершенно другие условия для работы, нежели, скажем, у муниципальных транспортных предприятий, которые все зарплаты, налоговые и прочие выплаты производят исключительно «в белую».

— Подождите. Разве транспортники, в том числе частные, не обязаны, как того требует закон, устанавливать у себя онлайн-кассы или что-то подобное?

— Согласно тем поправкам в законодательство, которые, насколько я знаю, готовятся к принятию, они будут обязаны иметь терминалы для приема безналичной оплаты проезда.

Кроме того, с 1 июля 2019 года все транспортные средства, на которых осуществляются массовые пассажирские перевозки, будут обязаны иметь тахограф.
Цель у всех этих нововведений одна — повысить прозрачность пассажирских перевозок, навести на нем порядок. Со всех сторон. В том числе — с финансовой. Это большой и непростой процесс, который займет довольно долгое время. Но надо понимать (и компаниям-перевозчикам в первую очередь) — этот процесс — не только «хотелки» управления транспорта, но федеральный тренд. Он неизбежен. Дело, которое возбудили наши коллеги из антимонопольной службы — один из «звоночков», который должны услышать все.

Ведь на самом деле это правильно, и очень важно — навести порядок и сделать работу транспортников максимально прозрачной. Ведь речь идет даже не столько о деньгах, но и о безопасности пассажиров.