Крепка, как смерть, любовь

На фестивале «Человек театра» показали спектакль «Красавица в трауре»

Андрей Ткаченко

Фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «Человек театра» проходит в Челябинске в юбилейный десятый раз, и концепция его не меняется: показывать работы, где режиссерский замысел реализован прежде всего через актера. Областной русский драматический театр из Костаная представил постановку по мотивам рассказа Мухтара Ауезова — пять женщин рассказывают об утрате мужей (16+).

В рассказе, взятом за основу инсценировки, главная героиня Карагез после смерти мужа дает обет безбрачия. Ей плохо, тяжко, смысла жить, кажется, больше нет. В спектакле это как бы центральный персонаж — даже одета актриса большую часть сценического времени не в черное платье, как четверо других героинь, а в ярко-красное. Ее история — древняя, как казахские степи, и вечная, как любовь и смерть.

Но режиссер Ринат Кияков не стал ограничиваться текстом классика Мухтара Ауезова. Он вводит в спектакль документальный театр — вербатим: опросив нескольких женщин, постановщик дописал еще четыре истории, абсолютно реальных и современных. У одной героини муж спешит домой с охапкой цветов и погибает в автокатастрофе, у другой ужасные новости приносит утренний телефонный звонок... Четверо вдов изливают на зрителя все свои боль и гнев, печаль и страсть.

Символов в спектакле много — тут тебе и лошадиные головы, и рыба, и яблоки с гранатами, и тюльпаны на алом платье. Образ ребенка в виде каменного истукана. Много пластических номеров, звучат песни Цоя и Манижи. А в финале актрисы делятся собственными соображениями и переживаниями по поводу того, что такое смерть, утрата близкого человека. Как этот опыт навсегда меняет каждого. И как тяжело пережить безвременную утрату, особенно когда счастье было так велико, что, казалось, так просто не бывает.

Постановщик ходит по грани актуальной темы — с одной стороны, никаких феминизма и самодостаточности, ведь мир всех героинь буквально крутится вокруг их возлюбленных; с другой — эти женщины просто кремень, ведь им хватило сил выжить после такой утраты. Что дает женщине энергию возродиться к жизни? А может, именно это — ритуальный плач с подругами по несчастью? Возможно, рассматривать этот спектакль стоит именно с точки зрения групповой психотерапии.

«Красавица в трауре» — спектакль для небольшого пространства, ведь здесь главное — не крик, а шепот, не размах, а тихий жест. Это очень простая по форме постановка. Наверное, учитывая визуальную пресыщенность современного зрителя, даже — простоватая.

Спектакль Областного русского драматического театра из Костаная дает ясное представление о нерве и настроении «Человека театра» в этом году. Время нынче тревожное и непростое. Такие же и спектакли в конкурсе.

Фестиваль продлится до 5 марта, посмотреть программу можно в нашей афише.