Кина не будет?

Как выживают челябинские кинотеатры в пандемию коронавируса

Андрей Ткаченко

Трудная жизнь кинотеатров в Челябинске. Год назад из-за коронавируса их вообще закрыли — потом открыли, но с ограничением на рассадку. Потом все препоны сняли, но новая напасть: громкие премьеры постоянно переносятся — что смотреть-то? Тем временем оглушительный прирост по аудитории — у онлайн-сервисов для просмотра фильмов и сериалов. Неужели мы наблюдаем эпоху заката традиционных кинозалов?

Коронавирус и последующие ограничения существенно изменили поведенческую модель челябинцев — теперь за новинками в сфере киноиндустрии не обязательно куда-то идти. В итоге премьера блокбастера сейчас — не синоним просмотра его на большом экране. Да, громадное изображение вкупе с качественным звуком — серьезный бонус. Но отток аудитории все же налицо. По данным Tinkoff CoronaIndex, в 2020-м доходы кинотеатров по сравнению с предыдущим годом упали на 85%.

По прибыли кинотеатров ударило не только временное закрытие, но и банальное отсутствие интересных фильмов в прокате (опять же причиной тому отчасти стала и пандемия). Залам в последние дни своей работы перед закрытием в 2020 году приходилось буквально выживать — ведь американских хитов, которые обычно выходят в июле и августе, не было. Проще говоря — крутить было нечего.

— Если взять тот год, то было только русское кино. Конец карантина, перед тем, как зайти в карантин — там просто что-то посредственное, третьесортное кино уже берешь, потому что один сеанс показал — хорошо, хоть кто-то сходил на него. Но никто не ходил, и наши кинотеатры закрывались, закрывались и закрывались... — вспоминает управляющий кинотеатра «Знамя» Артем Созыкин.

Но что сейчас? Заходишь в кинотеатры и видишь пустой холл — даже не видно кассиров. Почему посещаемость кинотеатров остается на низком уровне и после снятия ограничений? Люди продолжают бояться подхватить инфекцию?

— Посещаемость сейчас меньше не от того, что люди болеют или боятся, тут сильно влияет «ассортимент» того, что идет. Да и в будние дни людям проще дома посидеть, чем пойти вечером в кино. Выходные — понятно, пятница, суббота, премьерный день — четверг — люди идут и пойдут на все эти премьеры большие. Особенно те, кому некуда выезжать — они поедут в кинотеатры в выходные. Если брать лето, июнь, то тут школьные лагеря спасают. Если брать не праздничные даты, то есть не 8 марта, скорее, апрель — конец апреля — там вот просто ничего, люди никуда не шли, потому что смотреть было нечего, выходили какие-то русские посредственные фильмы. На какие-то посредственные мультики мало идут. Если взять что-то необычное, типа «Мортал Комбат», — тут уже наоборот.

— А вообще, если все-таки оценить — до коронавируса ходили люди больше в кино или нет?

— Конечно, посещаемость снизилась. Но, говорю, тут больше из-за фильмов. То есть если взять новогодние праздники — было ограничение, 50% зала, но мы сработали нормально, на уровне, условно говоря, 2017-го или 2015 года. При том, что тогда у нас был непонятный спад, непонятно было, какие фильмы ставить и так далее. Уже в феврале мы сделали лучший показатель за последние пять лет. Мы каждый месяц мониторим, сравниваем с предыдущими годами. Прошедший февраль был лучшим за последние пять лет. Было ограничение зала — часть 50%, часть 75% разрешено, но шел народ, и все. Но при этом тут надо смотреть, что у нас сейчас абсолютно новый кинозал, был полный ремонт, может быть, он свою роль сыграл. Но, опять же, я считаю, что посещаемость зависит от фильмов.

Прошедший июнь стал одним из самых сложных месяцев для кинотеатра — выручка, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, упала в целых два раза: «Как-то не шел зритель в июне на то, что было в прокате, и все».

Артем Созыкин надеется, что показ американских хитов, вроде «Черной вдовы» или «Отряда самоубийц: Миссия навылет» вдохнет в офлайн-кинотеатры новую жизнь

По мнению экспертов, в 2021 году в кинотеатрах ожидается повышение количества зрителей до прежнего, «доковидного» уровня в связи с выходом премьер и показом фильмов, которые так и не вышли в прокат в прошлом году из-за закрытия синема-центров.

Так, на 2021 год перенесли показы:

  • Боевика «Чудо-женщина: 1984». Премьерный показ фильма в России состоялся 4 января. В настоящее время его можно посмотреть на таких стриминговых сервисах, как КиноПоиск HD, Ivi и Okko;
  • Анимационного фильма «Душа». Стартовал в России с 21 января. Сейчас доступен на КиноПоиск HD, Ivi, Okko, Wink;
  • Боевика «Годзилла против Конга». Премьера в России — 25 марта. Доступен на КиноПоиск HD, Ivi, Okko, Wink.
  • Триллера «Пила: Спираль». Премьера в России — 13 мая. Пока доступен только на Ivi.
  • Драмы «Тихое место 2». Выпущен в России с 3 июня. Доступен на КиноПоиск HD, Ivi, Okko;
  • Боевика «Черная вдова». Возможен для просмотра в кино с 8 июля;
  • Боевика «Не время умирать» — ожидается в кинотеатрах с 30 сентября;
  • Комедии «Поездка в Америку 2». Дата премьеры в России на момент публикации материала неизвестна.

В разгар карантина «Знамя» и «КиноПоиск» начали сотрудничество — ввели свой промокод, по которому зритель мог бесплатно посмотреть предложенный фильм или несколько эпизодов сериала на стриминговой платформе, либо получить скидку на какой-нибудь хит.

— По этому промокоду нам возвращался небольшой кешбэк. То есть выйдя из карантина, «КиноПоиск» нам выплатил вознаграждение в районе, по-моему, 7 тысяч рублей. Это прямо копейки, но это были приятные копейки — ты не зря сидел в карантин, ты как-то людей завлекал партнерской программой, — рассказывает Артем Созыкин.

Сам Артем Созыкин оценивает работу кинопроката в прошлом, «ковидном», году на троечку из десяти

Но не выгоднее ли смотреть новинки у себя дома? Сразу после премьерного показа фильма в кинотеатрах люди начинают искать его на онлайн-сервисах. Однако посмотреть «свеженькое» сразу после презентации фильма не получится — новинки появляются на онлайн-сервисах после окончания проката в кинотеатрах, который в среднем длится около месяца. Например, фильм «Пила: Спираль» вышел в кинотеатрах России 13 мая, а на «КиноПоиск HD» появится только 22 июля. Или семейный мультик Disney «Душа», который получил свой цифровой релиз спустя два месяца после премьеры — 1 апреля. Но, по мнению Артема Созыкина, период офлайн-проката фильмов уже в ближайшем будущем может сократиться:

— Из-за того, что людей реально ходит меньше, фильмы будут выходить реже. Но, соответственно, в онлайн-кинотеатрах фильмы будут появляться быстрее — допустим, метр две-три недели «просидел» в кинотеатре, на него никто не пошел — выкинули в онлайн, и все.

Но переманивают ли онлайновые стриминговые сервисы зрителей кинотеатров? И да, и нет. Действительно, люди все чаще выбирают просмотр фильма дома — ковид явно поспособствовал повышению спроса на КиноПоиск, Ivi, Okko и т. д. Однако это еще не означает признаков вымирания офлайн-кинотеатров. Поход в кино — это и семейные традиции, и первое свидание, и первый поцелуй. В конце концов, люди скучают по вкусу хрустящего попкорна и по трейлерам перед началом сеанса:

— Если вопрос в том, заберут онлайн-сервисы свою аудиторию или нет — они ее однозначно заберут, но, как на всех киношных онлайн-конференциях говорят, ты не поведешь девушку на первое свидание смотреть фильм и обниматься к телевизору. Кинотеатр — это закрытая атмосфера, где можно взять попкорн, насладиться, посидеть с девушкой или с молодым человеком, вместе смотря какой-то романтический фильм. И не надо будет нажимать на паузу, чтобы сбегать чаю налить, вариантов нет — сиди до конца. Да, кинотеатры еще долго будут жить, потому что многие из них переходят в режим просмотра фильма с обсуждением, со вступлением автора, с живым общением гостей с каким-нибудь киноведом, кинокритиком. Ну никуда кинотеатры не денутся, потому что онлайн — это онлайн, у тебя может не быть телевизора, телефона, на телефоне ты не получишь таких эмоций и качественного звука, как в кино, где ты сидишь и тебе кажется, что ты вот прямо весь в этом фильме, вокруг со всех сторон летают самолеты, звучат взрывы, и все это так хорошо выведено по звуку, по качеству.

Офлайн-кинотеатры завлекают зрителя бонусными программами, показами коротких метров и подарками — так называемыми «креслами-сюрпризами», когда под сидушку кладут какой-либо купон

Сейчас на кинотеатры в Челябинской области не действуют никакие ограничения по посещаемости, в отличие от прошлого года, но это скорее всего временно. Заболеваемость коронавирусом снова растет, и нельзя однозначно утверждать, что власти не возьмут пример с Европы и не введут вход по QR-кодам. Такая система уже вводится у нас в стране, в частности, в общепите Москвы. «Хочешь запихнуть еду в рот — предъяви QR-код». По мнению Артема Созыкина, такая система в любом случае дойдет и до нашего региона:

— В любом случае она будет, и нам закрываться не придется. Система может вводиться постепенно, так как у нас медленно идет вакцинация. Я думаю, около 30–40% охвата населения мы достигнем — и уже будет проще.

На сегодняшний день можно сказать, что переживать об уходе эпохи офлайн-кинотеатров еще рано. Несмотря на то, что индустрия переживает не самые лучшие времена, зритель не полностью охладел к просмотру фильма в кинозале. Впрочем, очевидно, что сфера проката кино еще будет меняться и подстраиваться под современные реалии.

Справка: Если вы планируете поход в кино, то обязательно имейте в виду, что вход строго в масках, даже для тех, кто прошел вакцинацию. А также пользуйтесь антисептическими средствами — как правило, они располагаются у входа в зал и в холле кинотеатров.