Более миллиона жителей — около полумиллиона автомобилей. Каждый день они пересекаются на улицах Челябинска, и не всегда такие встречи заканчиваются благополучно — бывают происшествия, травмы, серьезные последствия. Так кто же прав на дороге?
Несовершеннолетний за рулем машины сбил пешехода в Челябинске
Возле СНТ «Слава» в Челябинске под колесами автомобиля погибла пожилая женщина
В Челябинской области на пешеходном переходе сбили ребенка на самокате
В Челябинске на пешеходном переходе сбили подростка
Опасные эпизоды на дороге — не только в заголовках новостей, но и, увы, в реальности.
Иду как-то раз по пешеходному переходу, внимательно наблюдая по сторонам. Большинство автомобилей, как и положено, пропускают пешехода. А вот одна раздолбанная машина летит, не сбавляя скорости. Она стремительно приближается, я осознаю, что тормозить водила и не намерен. Буквально в последнюю секунду я выпрыгиваю из-под колес. Настроение испорчено практически на весь день. Наверняка многие из вас смогут вспомнить похожие инциденты.
Вот другой пример — ты идешь по своему двору, спокойно, никого не трогая. И тут неожиданно начинает задом сдавать какая-то припаркованная машина, и ты отскакиваешь как ошпаренный.
А еще нередко в опасные ситуации попадают те, кто регулярно ездит на трамваях — зачастую приходится выпрыгивать из вагонов прямо на проезжую часть. Тот еще аттракцион... То автомобили пронесутся в сантиметрах от тебя, то перекроют дорогу прямо перед дверями транспорта. Нет, некоторые водители порядочно пропускают пассажиров на посадку и из вагона. Да и на на улицах Челябинска появляется все больше обустроенных платформ — например, на той же Цвиллинга, практически на всем ее протяжении, этим летом оборудовали удобные остановки. Но далеко не все улицы Челябинска могут этим похвастаться.
Но всегда ли виноваты только водители?
Пешеходы зачастую ничуть не меньше провоцируют опасные ситуации. Самый банальный пример — конечно, все эти перебегания через дорогу на красный. Ну куда вы вечно торопитесь? Ладно бы, если бежали за уходящей маршруткой на другой стороне улицы, а следующую ждать очень долго. Нет же, просто не могут постоять на светофоре лишних секунд 20.
Отдельная боль — и для автомобилистов, и для пешеходов — это самокатчики и велосипедисты. Ну сколько раз было сказано — ну спешивайтесь на переходах и ведите свой агрегат руками. Нет же, они вылетают внезапно, надеясь быстренько проскочить перед колесами. Получается не всегда... В бытность, когда я училась водить машину, однажды такой велосипедист выскочил прямо передо мной. К счастью, инструктор успел среагировать и притормозить. Но все равно это стресс — и большая опасность для всех участников дорожного движения.
Еще одна моя «любимая» ситуация — когда машина заканчивает поворот и в этот момент переключается сигнал светофора. Пешеходам загорается зеленый — и они весело и не оглядываясь прыгают на проезжую часть, порой прямо под колеса. Одна такая ситуация на моих глазах привела к ДТП. Девушка, едва только успел включиться зеленый, тут же выскочила на дорогу. Она не смотрела, как движется прямо на нее автомобиль. Водитель ударил по тормозам, и девушка не пострадала — вот только в резко остановившуюся машину влетела другая.
Конечно, у пешеходов есть приоритет идти на зеленый, и машины обязаны уступать. Но вы смотрите хотя бы по сторонам, когда идете по проезжей части — речь идет о вашей безопасности! К тому же, машина, выехавшая на перекресток на зеленый, имеет право завершить маневр — это известно всем, ходившим в автошколу. На пешеходов это, конечно, не распространяется, но все равно — пропусти ты его, задержись на 3 секунды на тротуаре — и всем будет хорошо.
Что со всем этим делать? Ответ-то банальный. Нужно всегда помнить о взаимоуважении. Все мы — кто-то больше, кто-то меньше, но абсолютно все — выступаем в обеих ролях. И ходим через дорогу, и ездим в машине (пусть даже не за рулем). Идя пешком — ругаемся на обрызгавшего нас водителя. Крутя руль — возмущаемся, отчего пешеход так медленно «ползет» через дорогу. В такие моменты бы неплохо помнить, что мы всегда можем оказаться по другую сторону.
А если еще пофантазировать... Неплохо бы заставить пешеходов проходить хотя бы краткий курс поведения на дорогах. В школах, конечно, изучают основы ПДД. Но, может, стоит, как со всеми предметами, проводить тестирование или экзамен, сделав его обязательным для получения аттестата? На первый взгляд, может, звучит и абсурдно, с другой стороны — чем это хуже навыков, получаемых (хотя бы в теории) на ОБЖ?
Что касается автомобилистов — то, конечно, должны быть жестче наказания. Должно быть больше камер на дорогах (пусть и к возмущению автовладельцев). Не пропустил пешехода, даже если никто не пострадал — серьезный штраф, рецидивистам — лишение прав. Потому что однажды такой случай может стать фатальным...