Черный день календаря

Как не прогадать с покупками в «Черную пятницу»

На дворе ноябрь. А значит, наступил очередной сезон реалити-шоу под названием «Черная пятница». Эта пятница порой растягивается на недели, а соблазн приобрести товары с огромными скидками привлекает все больше людей. Челябинцы — не исключение. Как не остаться с пустым кошельком в «Черную пятницу» и получить радость от покупок?

Смартфон и электронная почта в течение недели буквально разрываются от приходящих писем и уведомлений о впечатляющих скидках (50, 70, а то и 90%). Зайдите на сайт любого интернет-магазина — вся страница будет пестрить выгодными предложениями. Сразу создается ощущение праздника, медленно, но верно приближающегося Нового года... «Черная пятница» — отличное время, чтобы обзавестись новыми вещами и подарками, но подойти к делу лучше ответственно.

Немного об истории

Не секрет, что «Черная пятница» — термин, пришедший к нам из-за океана. Так называют пятницу, следующую за Днем благодарения в США, который, в свою очередь, отмечается в четвертый четверг ноября. В этом году самый долгожданный день для шопоголиков выпал на 29 число.

Изначально этот термин нес негативную окраску, как можно догадаться по названию. Появился он в Филадельфии еще в 60-х годах прошлого столетия. Использовали его полицейские, для которых день становился по-настоящему «черным» — огромные пробки и множество аварий. Негатив ушел, а название прижилось. Есть и другая, положительная версия трактовки названия — в зарубежном бухгалтерском учете принято отмечать прибыль черным цветом, и выражение in the black имеет значение «в плюсе, в прибыли». Как бы то ни было, «Черная пятница» стала традиционным делом и для магазинов России, и, конечно, Челябинска.

Действие порождает противодействие. Интересно, что в ответ на самый популярный день для шоппинга появился и «День без покупок». Активисты призывают на сутки отказаться от каких бы то ни было приобретений. Цель акции — доказать, что в жизни не все сводится к материальным благам. Конечно, это выбор каждого — отказываться от потребления или тратить средства. Только стоит во всем соблюдать меру.

Чуть больше о советах

Обычно в «Черную пятницу» челябинцы покупают бытовую технику и электронику, одежду, косметику и парфюмерию, начинают готовить подарки к Новому году. Участвующие в акции магазины собраны на сайте частной компании, являющейся организатором всероссийской онлайн распродажи Black Friday.

Но все не так просто. Известны случаи, когда бдительные покупатели замечали: распродажа — всего лишь маркетинговый ход, если не обман. В некоторых магазинах незадолго до наступления «Черной пятницы» поднимают цены, чтобы потом предложить покупателям якобы грандиозные скидки. Причем, как нас заверил специалист в юридической сфере, нарушений в таком случае нет. Покупатель видит ценник и соглашается с приобретением — следовательно, его все устроило.

Так все-таки можно покупателю надеяться на получение выгоды, или кругом один обман? «Нет, все правда, действительно многие магазины делают скидки до 70%. Я лично мониторила цены во многих магазинах, и они не повышали их нарочно перед „Черной пятницей“. Ажиотаж большой, трафик увеличен, так что магазинам это выгодно», — заверила нас директор одного из челябинских салонов одежды.

«Челябинский обзор» узнал у психолога, почему многие люди так охотно верят распродажам. «В межскидочный период у человека формируется представление, что цена, которую ему предлагает, реальна, хотя в нее уже включены различные наценки. И потом, когда начинаются распродажи, возникает субъективное ощущение успеха, что он получил выгоду, бонус», — рассказала старший преподаватель кафедры клинической психологии ЮУрГУ, руководитель психологической службы ГБУЗ «Челябинская областная клиническая наркологическая больница» Анастасия Новохацки.

Также она рассказала, чем может грозить чрезмерная любовь к шоппингу. «Есть определенная категория покупателей, которая несколько зависима от распродажных периодов. Есть такой термин — невроз ожидания. Человек длительное время находится в состоянии тревоги, ожидая скидочного дня. Он меняет свою повседневную активность, начинает вести отсчет до распродажи. А в скидочный день может растратить все деньги, скопленные на какую-то более значимую вещь. Если есть предпосылки к такому поведению, нужна помощь психотерапевта. Это достаточно серьезная проблема. Как правило, такая зависимость означает наличие других проблем», — отметила Анастасия Новохацки.

Советы, как эффективно потратить средства в «Черную пятницу», в целом просты. Вы серьезно настроены приобрести какой-то товар? Определяться с покупками стоит заранее. Составить список, сравнить предложения разных магазинов. Проверить цены у конкурентов никогда не будет лишним. Помимо скидок магазины могут предложить подарки и бонусы. Так что обращайте внимание и на другие интересные предложения.

Нужно реально оценивать свои потребности и возможности. Также стоит вспомнить, что скидки периодически повторяются, и нет смысла тратить все средства в один день. Если кто-то замечает за собой излишнюю страсть к покупкам, то можно просто взять с собой для похода по магазинам человека, который поможет объективно оценить товар и удержаться от приобретения ненужной вещи.

В Роспотребнадзоре между тем напомнили, что продавцы обязаны четко сформулировать условия и цену приобретения товара по акции. Кроме того, товар, купленный по акции, подлежит возврату и обмену, как и приобретаемые в обычном порядке вещи.

Официально «Черная пятница» в России начнется в четверг вечером и продлится до воскресенья. Заранее определитесь со списком товаров, выбирайте с умом и радуйте себя и близких приятными покупками!

«Челябинский обзор» не состоит в коммерческих отношениях с организациями, упомянутыми в тексте.