Среднестатистический челябинец

Как и чем живет обычный житель столицы Южного Урала

motaen.com

В жизни мы очень часто сталкиваемся с фразами типа «обычные люди», «рядовые жители», «простые горожане» и тому подобное. Но кто это на самом деле? «Челябинский обзор» попытался составить портрет среднестатистического жителя Челябинска и проанализировать, как и чем он живет.

В своем исследовании мы проанализировали доступную статистику Росстата и других источников, а также изучили данные социологических опросов последнего времени. Огромную помощь нам оказали комитет экономики города Челябинска и Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте России.

Задачей было не только получить какие-то среднестатистические цифры, но и понять, чем и как живут челябинцы, где живут, сколько зарабатывают и на что тратят, где отдыхают и каких взглядов придерживаются.

Общие сведения

Средний челябинец — русская женщина в возрасте около 40 лет, замужем и с одним или двумя детьми, у которой есть домашнее животное, чаще всего — кошка.

Где живет

В принципе — ничего неожиданного. Средний челябинец живет в многоэтажной панельной «двушке» площадью около 55 метров на северо-западе — в Курчатовском или Калининском районе.

Экономика

Картина получается довольно любопытной.

С одной стороны — статистика показывает, что крупнейшим работодателем города является малый и средний бизнес, прежде всего — торговый. С другой стороны, именно о нем в силу многих причин гораздо меньше достоверной статистической информации, прежде всего — о заработной плате.

Кроме того, нельзя забывать, что одним из крупнейших работодателей является государство и муниципалитет — прежде всего это сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, а также различные государственные или квазигосударственные предприятия.

Довольно заметна и разница между средней начисленной зарплатой на крупных и средних предприятиях и уровнем среднедушевого дохода, который, по сути, всего в два с небольшим раза превышает прожиточный минимум.

И точно любопытно, что у жителей города при этом не самые высокие пожелания по части зарплаты. Они уверены, что им недоплачивают, но и хотят не то чтобы сильно много.

Что же до структуры расходов — данные статистики и социологии вызвали в редакции оживленные споры.

В любом случае, подавляющее большинство затрат — более 80% — первой необходимости: продукты питания, коммунальные расходы и одежда с обувью. Почти половина горожан живет строго от зарплаты до зарплаты, не имея возможности хоть что-то откладывать в качестве сбережений.

В качестве идеального вложения рассматривает покупку квартиры либо вклад в банке. Инвестировать же в собственное развитие и образование готов лишь каждый шестой.

Подытоживая — средний челябинец работает по найму, либо в небольшой частной торговой фирмочке, либо в бюджетной сфере. Живет небогато, экономит, но и каких-то больших ожиданий и стремлений по части заработной платы не выказывает и вкладывать в собственное развитие не готов, предпочитая недвижимость.

Как проводит время

Средний челябинец если и занимается спортом, то нечасто, но и спиртное употребляет реже, чем принято думать, а если куда и выбирается, то нечасто и, скорее всего, в кино.

Несмотря на то, что соцсети забиты фотографиями с далеких пляжей и красивых мест, отпуск рядовой житель областного центра проводит дома или на даче, иногда выбираясь в какой-нибудь другой регион России. За границей отдыхают меньше 10% горожан. Что неудивительно, если вспомнить про состояние личных финансов большинства челябинцев.

А еще у челябинца есть смартфон и компьютер, и он пользуется мессенджерами, но чаще всего — не Telegram.

Жизненные взгляды

Средний челябинец глубоко апатичен. Он считает себя православным, в целом доволен своей жизнью (несмотря на все денежные трудности). В целом гордится городом, где он живет, но какой-то четкой причины этой гордости не прослеживается. А еще он, по сути, не придерживается никаких политических взглядов и не чувствует ответственности за то, что происходит в стране.

Итого

Итак, кто же такой средний челябинец? Давайте суммировать.

Это женщина в возрасте около 40 лет, замужем, с одним или двумя детьми и кошкой, живущая в «панельке» на северо-западе города.

Она работает либо в небольшом торговом бизнесе, либо в социальной сфере, получает чуть больше 30 тысяч на руки, но с учетом иждивенцев в семье денег на каждого остается немного. Жизнь идет от зарплаты до зарплаты и практически без сбережений — почти все деньги уходят на еду, одежду и коммунальные платежи. Лучшим вложением считает квартиру, а отпуск проводит дома, либо на даче; иногда выбирается в другие города России.

При этом она почти не употребляет алкоголь и редко занимается спортом, выбирается куда-то достаточно редко, и в основном в кино. В целом довольна своей жизнью, в целом гордится Челябинском, хоть и не очень понятно, по какой причине. Политикой особо не интересуется (разве что в теленовостях) и не чувствует своей ответственности за то, что происходит в стране.

Ну что, узнали своих близких и знакомых? Или — себя?

Алексей Ширинкин

Алексей Ширинкин, политолог, директор аналитического агентства «Монитор»:

Поиск и описание «среднего обывателя» в социологии относится к разновидности «метода типичного представителя» и имеет как определенные достоинства (наглядность, сведение социальных абстракций к конкретному образу), так и серьезные недостатки — мы должны помнить, что явление, которые мы встречаем чаще прочих, все же не исчерпывающе описывает наше общество.

Тем не менее, обращает на себя внимание несправедливое распределение политической власти в современном российском обществе, когда при заметном количественном доминировании женщин их присутствие в депутатском корпусе и государственном менеджменте очевидно не соответствует доле в социальной структуре. Впрочем, политическое отчуждение женщин — лишь одна, лежащая на поверхности, моральная проблема российского общества.

Вторая — вопиющая бедность большинства обывателей, балансирующих на грани нищеты. Хоть что-то сберегать удается лишь половине челябинцев, при этом также около половины скованы кредитами под удушающие, сдерживающие развитие домохозяйств условия. По рейтингу коэффициента Джини («индекс социального неравенства», в 2017-м году мы заняли 54-е место, получив 0,412 баллов), Россия относится к группе стран с очень высокой социальной поляризацией, расколом общества на немногих очень богатых и множество очень бедных. Челябинская область, несмотря на достаточно высокий уровень экономического развития, пока не вполне успешна в деле преодоления бедности.

Не удивляет и то, что «средняя челябинка» социально и политически апатична. Она не верит в то, что способна улучшить жизнь вокруг себя (весь жизненный опыт «наученной беспомощности» нескольких поколений советских людей опровергает подобные мечтания) и не старается особенно это сделать, ожидая проявления заботы о себе со стороны государства.

Не говоря об историко-культурных истоках подобного патернализма, такой подход объясняется экономически — не удовлетворив даже базовых запросов, испытывая постоянный стресс по поводу будущего своих детей, человек обычно не считает уместным заниматься общественно значимой деятельностью.

Стремление к социальному одобрению удовлетворяется удобными формами «государственного патриотизма» и не требует особой внутренней моральной работы, а отнесение себя к господствующей конфессии — православию — автоматически снимает претензии к моральности человека, перенося ее изнутри — вовне.

Андрей Лавров

Андрей Лавров, политолог, преподаватель Челябинского филиала РАНХиГС, официальный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Челябинской области:

Среднестатистический житель — одно из базовых, но одновременно и самых сложных понятий социально-политических наук.

С одной стороны его (т. е. такого субъекта, а не понятия) просто не существует. Это идеально-типическая модель, как точка или прямая в геометрии.

С другой — это база, на потребностях, вкусах и предпочтениях которой ориентируется (ну или хотя бы должна ориентироваться) львиная доля деятельности структур — государственных, муниципальных и не только.

С третьей — как только мы пытаемся «вычислить» его основные черты, он многим (а особенно — вычисляющим) не нравится. А чего вы хотели? Сказать человеку, что он «средний» и «нормальный» — высшее оскорбление. Обычный, нормальный, средний — никакой. Ни рыба ни мясо. Как там в Евангелии — «Будь ты холодным или горячим, но не будь теплым».

Отсюда один шаг до элитаризма с его презрением к серой массе, составляющей большинство человечества, уютно-обывательское благо которого номинально признается любой властью высшей целью. Помните брежневские 70-е? «Все во имя человека, все на благо человека». Именно этого «среднего» «читателя газет».

Это именно под него (ну, во всяком случае на словах) проектируются наши дома и улицы, его именем прикрывается принятие законов и решений условного Роскомнадзора. И именно поэтому «вычислять» его крайне важно. А то ведь найдутся всякие «нетипичные», которые сомневаются, что уничтожение бульдозерами польских яблок, запрет на ввоз импортных лекарств, а то и работа госкорпораций типа Газпрома — это не на благо большинства.
А то ведь эти отщепенцы начнут еще и от имени людей говорить. Типа, вот «стою я перед вами, простая русская баба», ну, или «обычный челябинец».

Так что уж давайте определимся. Хотя бы в общих чертах. Гляньте в это «зеркало». Унылая пора. Узнаете продавщицу в ближайшем магазине, или чиновницу в ЖЭКе, или кадровичку на работе? Уставшую, аполитичную, пашущую от хомута до стойла, задерганную вечным опытом выживания от аванса до получки. Без идей, без исканий, без убеждений и даже без вкусов (кроме навязанных ей телевизором). С затравленным страхом в глазах: «Лишь бы не было еще хуже». Без будущего. Точнее, с очень понятным будущим...

И это не только её будущее, но и ваше. Потому что как она проголосует (да и посчитает, учитывая социодемографический состав ТИКов, УИКов и прочих избиркомов), понятно. И реальных предпосылок к тому, что портрет волшебным образом поменяется, нет. Не нравится? Ну, здесь ведь либо «нравится, не нравится — спи, моя красавица», либо «чемодан, вокзал, Лондон». Только вот знаете что? Портрет среднего лондонца сегодня тоже то еще удовольствие. Так что лучше туда, куда уезжают сами лондонцы — в Канаду, Австралию или Новую Зеландию...

Сергей Зырянов

Сергей Зырянов, доктор политических наук, профессор, директор Челябинского филиала РАНХиГС:

Оригинальный, креативный и впервые реализуемый в челябинских СМИ за всю историю их существования проект «Среднестатистический челябинец» стал для нас своеобразным продолжением участия в реализации гранта «Социокультурные портреты регионов России», целью которого было создание социокультурного портрета Челябинской области для социокультурного атласа России.

Однако «Среднестатистический челябинец» имеет свою специфику — «сухие» цифры статистики здесь гармонично дополнены данными социологических исследований. Благодаря такому совмещению разных подходов, удалось получить многогранную, объёмную картину, и среднестатистический челябинец оказался не только оцифрован, но и эмоционально окрашен, а значит — стал по-настоящему «живым».

В этом проекте на редкость обширен и круг затронутых проблем — от бытовых мелочей до своего рода вечных ценностей.

Конечно, мы согласны с тем, что «средняя температура по больнице» — штука лукавая. Для анализа процессов, происходящих в региональном и городском социуме, нужны более масштабные и детальные исследования. Вместе с тем, такие проекты по-настоящему интересны именно в силу своей «жизненности». Здесь приведена базовая система культурных ценностей и значимых для челябинцев социальных норм, которая в любом региональном сообществе выполняет роль его ментального фундамента, так как ситуацию в городе, регионе и стране люди, как ни крути, оценивают через призму собственного самоощущения и собственного выбора из веера возможных предпочтений. А оно не сводится только и столько к сугубо материальным проблемам. Поэтому «среднюю температуру» нужно знать, для того, чтобы через пять-десять лет ещё раз её измерить и понять, как она меняется.